Файл: Тема 1 Предмет Воспитание исвязанные с ним правила.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Педагогика начального образования как наука


4. Функции и задачи педагогики начального образования на современном этапе развития образовательных систем
Ключевые слова: педагогика, воспитание, задание, достижение, система, умение, оценка, преобразовывать, урок, ориентир
Категории (от греч. катцуоргос — высказывание, признак) — наиболее общие, базовые понятия науки. Основными категориями педагогики начального образования, так же, как и общей педагогики, являются следующие: «образование», «обучение», «воспитание развитие», «педагогический процесс», «педагогическая задача», «педагогическая система», «педагогическая деятельность», «социализация».

В определении педагогики как науки, а также в определении основных категорий педагогики среди ученых, авторов учебников нет единства. Это свидетельствует о чрезвычайной сложности исследуемых явлений, о том, что к объекту педагогики можно подходить с различных сторон.

Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов[1]. В приведенном многослойном определении образование определяется не только как процесс и благо, но также закреплен результат образования и его цель.

Обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Данное определение подчеркивает субъектность ученика в обучении (обучающийся); определяет роль педагога (организация деятельности), а также закрепляет результаты обучения.


Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. В этом определении еще раз актуализируется цель современного образования, а также подчеркивается, что основой воспитательной деятельности являются ценности.

Развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная среда, социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (физиолого-анатомические предпосылки, активность личности), управляемых и неуправляемых факторов.

Социализация — процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду и систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его собственной деятельности, включения в социальную среду.

Адаптация — процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Результатом социальной и психической адаптации является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, факторам.

Педагогический процесс — специально организованное, целенаправленное взаимодействие всех участников этого процесса, направленное на развитие личности при ведущей и направляющей деятельности педагогов, на реализацию цели и содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств). Участниками педагогического процесса в начальной школе являются: обучающиеся, педагоги, родители младших школьников. Педагогический процесс решает задачи образования, направленные на удовлетворение потребностей общества, государства, а также самой личности в ее развитии и саморазвитии.

В современной педагогике педагогический процесс рассматривается как субъект-субъектный процесс. Довольно долго бытовавшее в педагогике рассмотрение педагогического процесса с субъект-объ-ектных отношений предполагало лишь одного субъекта — педагога; именно он влиял, воздействовал на ученика с целью планомерного формирования его личности, задавая необходимые качества. Ученик, следовательно, являлся объектом воспитания и обучения, объектом внешнего,

направленного на него воздействия учителя, воспитуемым, обучаемым. Субъект-субъектный педагогический процесс отказывается от таких понятий, как «влияние», «воздействие» и т. п. в пользу понятий: «взаимодействие», «сопровождение», «помощь», «собственная активность воспитанников» и др. Ребенок становится субъектом, участником процесса воспитания, воспитанником.

Важно, что в педагогическом процессе деятельность обучающегося по освоению накопленного человечеством опыта специально организуется и направляется педагогом.

Компоненты педагогического процесса:

  • — педагогическое взаимодействие — преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучающихся, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях;

  • — педагогическая задача;

  • — содержание образования (планируемые результаты образования);

— средства образования (материально-технические; педагогические — формы, методы, приемы).

Сущностная (главная) характеристика педагогического процесса — целостность как внутреннее единство его компонентов.

Движущей силой педагогического процесса, заставляющей его развертываться во времени, являются противоречия: противоречия между требованиями к ребенку, возникающими в процессе познания им окружающей действительности или научных понятий, и его реальными возможностями, уровнем его актуального развития на определенном жизненном этапе. Необходимость организовать решение возникающих противоречий заставляет педагога формулировать и решать педагогические задачи.

Единицами педагогического процесса являются педагогические (образовательные или воспитательные) ситуации.

Школьная жизнь ребенка насыщена различными ситуациями. При этом ситуация может содержать одно или несколько противоречий, которые следует разрешить педагогическими средствами и в ходе взаимодействия участников педагогического процесса, — тогда мы имеем дело с педагогической ситуацией.

Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее решения, есть педагогическая задача. Последовательное решение педагогических задач и составляет развертывание педагогического процесса и ведет к реализации цели образования. Педагогическая задача — это материализованная ситуация воспитания и обучения, педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее решения, характеризующаяся определенным взаимодействием педагогов и обучающихся.


Важное замечание

Педагогическую ситуацию не следует путать с учебной ситуацией, а педагогическую задачу, соответственно, не следует отождествлять с учебной задачей. Учебная ситуация — это такая организация, клеточка деятельности, в которой дети с помощью учителя на уроке обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая с ним разнообразные учебные действия. Проявляя учебную самостоятельность, школьники решают возникшее противоречие, т. е. ставят и решают учебные задачи. Учебная деятельность младшего школьника таким образом представляется как решение система неких учебных задач.

Педагогическую задачу ставит и решает педагог, а учебную задачу обнаруживают и решают обучающиеся (в совместно-распределенной деятельности, при поддержке учителя). Педагогическая задача и учебная задача в начальном образовании, реализующем идеи развития школьников, не должны совпадать.

В педагогике принято выделять педагогические задачи различного уровня сложности и длительности решения: стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические задачи это «сверхзадачи», вытекающие из общей цели образования. Они задаются извне, определяют конечные результаты педагогической деятельности, как правило, достаточно отдаленные. Стратегические задачи решаются обычно на уровне не ниже отдельных авторских школ (педагогических систем). Пример: школа М. Монтессори, педагогическая система Эльконина — Давыдова и др.

Тактические задачи,которые можно назвать организационно-методическими, представляют собой своеобразные подзадачи стратегической, иногда относятся к ее отдельным аспектам или этапам. Решение таких задач основано на комплексе разнообразных технологий, приемов и методов обучения и воспитания; нередко требует разработки специальной программы. Пример: задача формирования коллектива в классе, задача педагогического вовлечения родителей и т. п.

Оперативные задачи задачи текущие, ближайшие, возникающие перед педагогом в отдельно взятый момент его деятельности. Пример: организация коллективных творческих дел школьников, учебных проектов и т. п., а также задачи по разрешению ситуаций, происшествий, конфликтов («здесь и сейчас»).

Оперативные задачи следует рассматривать как «кирпичики», слагаемые двух других видов задач, т. е. их решение следует связывать с общей логикой тактики и образовательной стратегией, ориентируясь на конечный результат деятельности.


Практика педагога

Педагогические ситуации в начальной школе

  • 1. Ученик третьего класса принес с собой в школу планшет, на перемене достал его и стал играть, некоторые ребята собрались возле него и с большим интересом смотрели за игрой. Одноклассница Вероника тоже захотела поиграть на нем и попросила об этом, но мальчик в грубой форме отказал ей в просьбе, она заплакала.

  • 2. В классе есть девочка, которая всегда готовится к урокам, но, зная материал, отказывается отвечать, заявляя: «Я не готова». Ей лучше получить двойку, но не отвечать в классе.

Очевидно, что приведенные ситуации являются педагогическими, поскольку обнаруживают противоречия между требованиями к ребенку (одобряемым поведением) и его/ее реальными возможностями, уровнем актуального развития и воспитанности. Решение педагогических ситуаций предполагает следующие умения педагога: конкретно сформулировать педагогическую задачу; подобрать способы ее решения.

В ситуациях, подобных ситуации (1), выделяют два типа задач. Первый тип — задачи, которые нужно решить «здесь и сейчас»; они называ ются оперативными педагогическими задачами (не допустить разрастания конфликта; снять эмоциональное напряжение, например, через активацию другой эмоции или даже сознательное игнорирование педагогом инцидента и др.). Второй тип — задачи, решение которых отсрочено во времени, требует анализа ситуации, рассмотрения различных гипотез, применения комплекса методов решения. Такие задачи называются тактическими. Для ситуации (1) тактическая задача может быть сформулирована так: формирование умений общения и взаимодействия у детей, развитие коллектива класса.

Контрольные вопросы:

1. Какие классы считаются начальными?

2. Начальное образование - первая ступень какого образования?

3. Перечислите Учебные планы и программы

4. Какой является пошаговая схема решения педагогической задачи?

5. Как надо воспитывать учеников начальных классов для того чтобы они умели работать в коллективе?
Тема 15: Практика преподавания науки.

Использование индивидуального практического опыта в совершенствовании