Файл: Счисление пути судна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учёт приливо-отливного течения

Скорость и направление приливо-отливных течений меняются непрерывно, а также от места к месту. Поэтому при счислении делается допуск о постоянстве таких течений в течение одного часа. В открытых морях приливо-отливные течения имеют замкнутые орбиты и, как правило, при ведении счисления не учитываются. Вблизи берегов и в узкостях скорости приливо-отливных течений могут достигать больших значений и их необходимо учитывать, чтобы предотвратить снос в опасные для плавания районы. Сведения о приливо-отливных течениях помещаются непосредственно на навигационных картах, в специальных атласах или в таблицах и приведены к моменту полной воды в основных пунктах, относительно которых произведены расчёты. Поэтому для выборки данных о течении надо знать время прохождения конкретного района с точностью 30 минут. Рассчитывается положение заданного времени плавания по судовым часам относительно момента наступления ближайшей полной воды в основном пункте. Для учёта приливо-отливного течения необходимо составить таблицу водного времени (табл.4.2). Так, если, например, Тпв = 11ч.20 мин, то 1 час до полной воды (водный час  ) соответствует промежутку времени от 09ч.50 мин до 10 ч.50 мин (Тср = 10ч .20 мин); 1 час после полной воды (водный час + ): от 11ч. 50 мин. до 12ч.50 мин. (Тср = 12ч.20 мин.); 2 часа после полной воды (водный час + ): от 12ч.50мин до 13ч.50мин (Тср = 13ч.20мин) и т.д.

В атласах и таблицах приводят две скорости течения - сизигийную и квадратурную. Приближённо сизигийными считаются течения за два дня до новолуния и полнолуния и два последующих дня , а квадратурными - за два дня до первой и третьей фазы Луны и два последующих дня. В остальные дни течения считаются промежуточными и скорость их принимается как средняя арифметическая. Фазы или возраст Луны на данные сутки определяются по Морскому Астрономическому Ежегоднику.

Таблица 4.2

Время плавания Тсрi

Время ПВ в основном пункте Тпв

Водный час ТсрiТпв

Направление течения Кт

Скорость течения т

Тср1

Тср2







Кт1

Кт2

т1

т2

Тсрi







Ктi

тi


При учёте приливо-отливного течения решаются те же две задачи, что и при учёте постоянного течения. При прямой задаче постоянным будет ГКК, а, следовательно, и ИК, а ежечасно будет меняться ПУ, т.к. ежечасно будут меняться элементы течения. А при обратной задаче постоянным будет ПУ , а ежечасно будет меняться ИК, а следовательно и ГКК.

П
Рис. 4.25. Учет приливо-отливного течения при прокладке
ри плавании вдали от берегов в районах, где нет навигационных опасностей вместо того, чтобы откладывать течение каждый час можно найти геометрическую сумму векторов течения за 2 - 4 часа и выполнить прокладку построением двух линий: линии ИК и линии ПУ (рис.4.25).

Всегда надо иметь в виду, что элементы приливо-отливных течений могут под влиянием ветра значительно отличаться от выбранных из пособий. Поэтому при плавании в таких районах надо чаще определять место судна и уточнять из наблюдений действительные элементы приливо-отливных течений.

Расчёт элементов ветровых течений производится по Атласу течений, в котором приведены схемы ветрового течения для различных типов полей ветра (т.е. барических образований). Тип поля ветра сообщается в прогнозе погоды или определяется по синоптической карте. На схему ветрового течения, соответствующую данному типу поля ветра, наносится счислимое место судна и, по ближайшей стрелке на схеме, определяются направление и скорость течения.

При отсутствии Атласа течений скорость ветрового течения можно рассчитать по формуле

, (4.40)

где U - скорость истинного ветра в м/с, которую надо определять 1 - 2 раза каждый час;  - широта места судна.

Время, за которое течение приобретает расчётную скорость называется временем развития и оно зависит от глубины района H и широты места. Время развития ветрового течения при ветре 4 - 5 баллов показано в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Н, м

Время развития, часы

25-30

50

100

250-300

1-2

3-4

6-8

10-12

Время затухания после прекращения действия ветра равно времени развития.

Направление ветрового течения в северном полушарии отклоняется вправо от направления истинного ветра на величину около 45, в южном полушарии - влево. В мелководных районах с глубинами менее 50 м угол отклонения принимается равным 20 - 25.


Если ветер действует длительное время, ветровое течение необходимо учитывать при ведении счисления и анализе невязок.

Аналитический учёт течения

В автоматических счислителях координат используется аналитический учёт течения, который позволяет выбрать из таблиц угол сноса  и коэффициент k. Угол  используется для расчёта ИК или ПУ в формулах (4.36) и (4.37), а коэффициент k для расчёта путевой скорости

V = Vл k (4.41)

и пройденного расстояния по линии пути

S = Sл k = РОЛ Кл k. (4.42)

При аналитическом учёте течения решаются те же две задачи.

П
Рис. 4.26. Треугольник скоростей и его проекции на линии ИК, ПУ и на линии перпендикулярные ИК и ПУ
рямая задача
. Даны ИК, Vл, Кт и т. Требуется найти , ПУ и V.

Построим треугольник скоростей (АВС) и спроектируем его на линию ИК(АМ) и на линию перпендикулярную ИК (МС) (рис.4.26):

V cos  = Vл + т cos qт;

V sin  = т sin qт, (4.43)

где qт = Кт  ИК.

Разделим оба выражения на Vл:

;

,

Обозначим V/ Vл = k и т / Vл = m и получим два уравнения

k cos  = 1+m cos qт;

k sin  = m sin qт. (4.44)

Для получения  разделим первое выражение на второе:

. (4.45)

Окончательно получим ПУ = ИК + ( ).

Для получения k возведём каждый член уравнений (4.44) в квадрат и сложим:

. (4.46)

Путевая скорость V и пройденное по линии пути расстояние S определяются по формулам (4.41) и (4.42).

По формулам (4.45) и (4.46) составлены таблицы 2.18а и 2.18в МТ – 2000.

Пример 1. ГКК =149, ГК = +1, Vл = 15 уз, Кт =210, т = 1,5 уз. Определить , ПУ и V.

Решение: 1) Вычисление угла q
т и отношения скоростей m:

ИК = ГКК + ГК = 149 + (+1) = 150, qт = Кт  ИК =210 150 = +60

m = т / Vл = 1,5 / 15 = 0,1.

2) Вычисление угла :

,  = 4,7

3) Вычисление коэффициента k:



4) Вычисление ПУ и V:

ПУ = ИК+ () = 150+4,7 = 154,7, V= Vл k= 151,0536 = 15,8 уз.

Обратная задача. Даны ПУ, V, Кт, т. Требуется найти , ИК и V.

Спроектируем треугольник скоростей (АВС) на линию пути (АС) и линию перпендикулярную пути (BD) (рис.4.26):

V =Vл cos  + т cоs P;

Vл sin = т sin P, (4.47)

где Р = Кт - ПУ.

Разделим второе уравнение на Vл:

sin  = m sin P. (4.48)

Окончательно получим ИК = ПУ  ( ).

Рассчитав qт = P + , по формуле (4.46) находят k и получают V и S по формулам (4.41) и (4.42).

По формуле (4.48) составлена таблица 2.18б МТ – 2000.

Пример 2. Задан ПУ = 220, Vл =10 уз, Кт =260, т = 2 уз, ГК = + 0,5. Определить ГКК, которым надо следовать,  и V.

Решение: 1) Вычисление угла Р и отношения скоростей m:

Р = Кт  ПУ = 260  220 = 40

m= т / Vл = 2 : 10 =0,2

2) Вычисление угла :

sin  = m sin P = 0,2  0,64279 = 0,12856,  = + 7,4

3) Вычисление угла qт и коэффициента k:

qт = Р +  = 40 + (+ 7,4) = 47,4



4) Вычисление ИК, ГКК и V:

ГКК = ПУ  ( )  ГК = 220  (+ 7,4)  (+ 0,5) = 212,1

V = Vл k = 10  1,1448 = 11,4 уз.

Совместный учёт ветра и течения.

Е
Рис. 4.27. Прямая задача при совместном учете ветра и течения
сли на судно одновременно действуют и течение и ветер, то при совместном их учёте следует различать два случая: первый - когда известны угол дрейфа и элементы течения (рис.4.27), и второй - когда известен только суммарный угол сноса, равный алгебраической сумме

с =  +. (4.49)

Если суммарный угол сноса вправо, то он имеет знак “+”, если влево, то – знак “”. В обоих случаях решаются две задачи : прямая и обратная.

Первый случай: известен  и Кт, т
.

Прямая задача. Первым учитывается дрейф, а затем течение. На карте коротким отрезком прокладывается линия ИК, затем линия ПУ (рис.4.27). Далее строится навигационный треугольник: на линии ПУ откладывается вектор скорости судна по лагу Vл в выбранном масштабе, из конца которого откладывается вектор скорости течения т. Соединив начальную точку А с концом вектора течения, получают линию пути при суммарном действии ветра и течения ПУс и вектор путевой скорости судна V.

Для нахождения счислимой точки на заданный момент времени пройденное расстояние по лагу Sл откладывается по линии ПУ и переносится по направлению течения на линию суммарного пути ПУс. Если угол дрейфа   6, то либо проводят линию ИК полностью, а не отрезком и, отложив по ней Sл = РОЛ Кл, переносят полученную точку перпендикулярно линии ИК на линию ПУ , либо откладывают на линии ПУ расстояние S = Sл sec . И уже эту точку с ПУ переносят по направлению течения на линию суммарного пути ПУс.

О
Рис. 4.28. Обратная задача, кратчайшее расстояние и траверз при совместном учете ветра и течения
братная задача
. Первым учитывается течение, а затем уже дрейф. Из начальной точки А, проложенной на карте линии пути ПУс, проводят вектор скорости течения т, из конца которого радиусом равным Vл делается засечка на линии пути (рис.4.28). Полученное направление переносят в начальную точку и получают линию ПУ. Далее коротким отрезком проводят линию ИК = ПУ  .

Чтобы определить Т и ОЛ в момент кратчайшего расстояния надо Dкр отложить до линии ПУс и полученную точку С перенести на линию ПУ в точку В по направлению обратному направлению течения (см. рис.4.28). Отрезок АВ равен Sл. Зная Vл и Кл рассчитывают ОЛв =ОЛа + Sл / Кл и Тв = Та+S л / Vл.

Для расчёта отсчёта лага момента времени прихода ориентира на траверз судна надо рассчитать ИП = ИК  90 и провести от ориентира ОИП до пересечения с линией ПУс. Полученную точку F перенести на линию ПУ в точку Е по направлению обратному направлению течения. Отрезок АЕ равен S