Файл: Счисление пути судна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
удно следует из точки А в точку В (рис.4.33). Погрешности в определении пути вызовут смещение на величину b, а погрешности в пройденном расстоянии вызовут смещение от точки В на величину а. Погрешности b и а вызваны средними квадратическими погрешностями mпу, mл и ms и поэтому являются средними квадратическими продольными и поперечными погрешностями счисления. Таким образом, возможное место нахождения судна будет в фигуре СВ1DFВ2Е, которую можно характеризовать эллипсом с полуосями а и b. Этот эллипс называется средним квадратическим эллипсом погрешности счисления за время плавания по счислению. В практике судовождения эллипс часто заменяется окружностью с радиусом , называемым радиальной средней квадратической погрешностью счисления за время плавания по счислению.

Значение величины b получим из АВ1В:

, (4.53)

где mпу - средняя квадратическая погрешность суммарного путевого угла, град.

Величина а зависит от погрешностей в принятом значении поправки лага и от погрешностей в пройденном расстоянии, вызванных неучётом течения или учётом недостоверного течения.

. (4.54)

При отсутствии ветра и течения mпу = mк - средней квадратической погрешности курса, вызванной в основном погрешностью в поправке компаса.

Средняя квадратическая погрешность счисления при отсутствии внешнего воздействия (ветра и течения) зависит только от погрешностей в поправках лага и компаса:

. 4.55)

При учёте дрейфа в формуле (4.55) вместо mк будет , где m - средняя квадратическая погрешность в учёте угла дрейфа, которую можно принять .

При наличии течения средняя квадратическая погрешность в учёте угла сноса от течения m = f(V, mv, P, т) и может достигать нескольких градусов. Целесообразно учитывать её максимальное значение.

Формулы для вычисления погрешностей m и ms от действия течения могут быть получены из формул аналитического учёта течения


  1. ,

  2. V = Vл cos + т cos P.

Cчитая, что sin    arc1 и продифференцировав уравнение (1) по переменным т и Р при Vл - cоnst, получим

, (4.56)

где mp- cкп направления течения, радианы, mт - скп в учёте скорости течения, узлы.

При Р = 90

. 4.57

В уравнении (2), полагая  = 0, после дифференцирования получим

. (4.58)

При Р = 0

. (4.59

Среднее значение погрешности в скорости неизвестного течения принимается равным: 0,5 - 1,0 уз в районах со значительными приливо-отливными течениями; 0,3 - 0,5 уз в районах открытого моря, где по данным пособий течение отсутствует; 0,2 - 0,3 уз в прибрежной зоне; ветровое течение обычно не превышает 0,3 уз.

При совместном учёте дрейфа от ветра и сноса течением формула (4.53) после подстановки в неё выражения (4.56) примет вид

. 4.60

Если течение не учитывается (т = 0), но оно может быть, то самый неблагоприятный случай будет при Р = 90:

(4.61)

Формула (4.54) после подстановки ms = mv t примет вид

. 4.62

Если течение не учитывается, но оно может быть, то самый неблагоприятный случай будет при Р = 0:

. 4.63

Приближённые значения скп счисления Мсч по многолетним наблюдениям для нормальных условий плавания в зависимости от пройденного расстояния: без ветра и течения Мсч = 0,02S, с учётом дрейфа Мсч = 0,03S; с учётом дрейфа и сноса течением Мсч = (0,03 - 0,07) S.

При плавании несколькими курсами скп счисления в конечной точке Мсч определяется по формуле (рис.4.34):


, (4.64)

где Мсч к - средняя квадратическая погрешность счисления в конечной точке плавания по счислению; ΣS=S1+S2+…+Sn – сумма плавания по счислению на всех курсах.

Погрешность счисления можно рассчитать и статистическим методом. Экспериментально установлено, что средняя квадратическая погрешность счисления при интервалах счисления t  2 ч. изменяется по линейному закону

Мсч = 0,7 Ксч t, (4.65)

а при интервалах счисления t  2ч - по параболическому закону

, (4.66)

где Мсч - скп счисления в милях, t - интервал счисления в часах, Ксч- коэффициент точности счисления, зависящий от района плавания, степени изученности течений, гидрометеорологических условий плавания, типа судна, состава его технических средств судовождения и точности учёта элементов счисления. По формулам (4.65) и (4.66) составлена таблица 4.9а МТ – 2000.

Коэффициент точности счисления можно рассчитать, если при плавании по одному маршруту собрать данные о невязках между счислимыми и обсервованными местами. Обсервации должны быть равноточными и производиться через примерно равные интервалы времени. Для определения Ксч со скп 10% надо иметь не менее 50 невязок.

При интервале счисления t  2 ч коэффициент точности счисления рассчитывается по формуле

, .67)

при t  2 ч

, (4.68)

где Сi - невязки с интервалом ti  2 ч, а n1 - число таких невязок; Сj - невязки с интервалом tj  2 ч, а n2 - число таких невязок.

Коэффициент точности счисления может быть предвычислен априорно по формуле

, 4.69)

где , , ,
- предполагаемые средние квадратические погрешности в пути судна, его скорости и элементах течения.

Если счисление велось от обсервованной точки, то средняя квадратическая погрешность счислимого места (Мc) определяется как квадратичное суммирование средней квадратической погрешности исходной обсервации (Мо) и средней квадратической погрешности счисления в конечной точке после обсервации
cч ксч 0-n)

. , (4.70)

где Мсч к рассчитывается по формулам 4.64, 4.65, 4.66

По формуле (4.70) составлена таблица 4.9б МТ – 2000. СКП М и Мc можно также определить по номограммам 4.10.1 и 4.10.2.

Если после длительного перехода нет возможности получить надёжную обсервацию, а необходимо пройти какой-либо пролив, подойдя к нему только по счислению, надо проложить линию курса из счислимой точки D и две линии параллельные линии курса из двух точек окружности радиуса Мк (рис.4.34). Такая прокладка называется тройной. Для получения предельных погрешностей с вероятностями Р = 95% и Р = 99% следует радиус Мс увеличить соответственно в 2 и 3 раза. Решение вопроса о возможности прохода узкости в отсутствии надёжной обсервации должно определяться свободным прохождением узкости полосой площади вероятного места судна.

Ф
Рис. 4.34. Погрешность счисления при плавании несколькими курсами (Мсч-к), погрешность счислимого места в конечной точке (Мс) и тройная прокладка
ормулы точности графического счисления позволяют судоводителю только ориентировочно оценить погрешность счислимого места судна. Для контроля счисления надо использовать все технические средства судовождения с целью получения надёжной обсервации.

Аналитическое счисление

Формулы аналитического счисления

Кроме графического счисления учёт движения судна может производиться по формулам аналитическим методом. Аналитическим счислением называется вычисление приращений к исходным координатам за счёт движения судна для получения счислимых координат на заданный момент времени.

Аналитическое счисление применяется:

  1. при плавании вдали от берегов, когда ведение прокладки на мелкомасштабных картах будет неточным из-за больших погрешностей графических построений;

  2. при решении астрономических задач для вычисления счислимых координат;

  3. при вычислении обсервованных координат при разновременных линиях положения для приведения их к одному моменту.


К
Рис. 4.35. Разность широт и разность долгот
роме того формулы аналитического счисления заложены во все автоматические счислители координат и путепрокладчики.

Выведем основные формулы аналитического счисления.

Судно вышло из пункта отхода А с известными координатами 1, 1 (рис.4.35) и, следуя постоянным курсом К по локсодромии, пришло в пункт прихода В с координатами 2, 2. Если будут известны сделанные судном РШ и РД, то координаты пункта В получим из соотношений

2 = 1 + РШ и (4.71)

2 = 1 + РД. (4.72)

Значения РШ и РД можно рассчитать по известным элементам движения: К -курсу судна и S - расстоянию, пройденному судном. Примем Землю за сферу и рассмотрим элементарный Аa b:

Аа = d, Ab = dS и a b = d cоs = d,

где d - расстояние между меридианами по параллели от точки а до b, мор. мили; dS - расстояние, пройденное судном по локсодромии между точками А и b, мор.мили; d - разность широт, мор.мили.

Считая элементарный Аa b плоским, напишем дифференциальные уравнения: d = dS cos K и d = dS sin K.

В результате интегрирования при К = const получим ,

2  1 = S cos K или РШ = S cos K. (4.73)

Для интегрирования d сos необходимо использовать теорему о среднем значении интеграла, вынеся cos за знак интеграла и отнеся его к параллели некоторой промежуточной широты п:

,

(2  1) сos п = S sinK.

Обозначим (2  1) сos п =  и назовём эту величину отшествием (ОТШ). Тогда

ОТШ =  = S sin K. (4.74)

В геометрическом смысле ОТШ это отрезок параллели некоторой промежуточной широты п, заключённый между меридианами пунктов отхода и прихода, выраженный в морских милях.

Уравнение локсодромии для Земли - сферы

РД = tgК РМЧ. (4.75)

Для вывода прямой связи между ОТШ и РД снова воспользуемся теоремой о среднем значении интеграла:

ОТШ = РД cosп,

откуда РД = ОТШ secп. (4.76)

Из формулы (4.76) найдём значение промежуточной широты sec п = РД / ОТШ. Подставим значение РД и ОТШ из формул (4.75) и (4.74), получим