ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Мпсн. Назначение, основные сведения, размещение на а/д. Типы. Характеристики

Многопозиционные системы наблюдения (МПСН), основанные на многопозиционных технологиях АЗН-В, активно используются в качестве высокоточного источника информации о воздушной обстановке в аэропортовых, аэродромных и трассовых зонах УВД.

Наземная станция аэродромной многопозиционной системы наблюдения(АМПСН)

предназначена для определения местоположения и управления движением

воздушных судов, спецавтотранспортом, техническими средствами и другими

объектами, оборудованных ответчиками, находящихся на посадочной прямой и

рабочей площади аэродрома (площади маневрирования и перроне, на взлетно-

посадочной полосе, рулежных дорожках и местах стоянок воздушных судов). Московский аэропорт Домодедово первым в России устанавливает аэродромную многопозиционную систему наблюдения. Установка АМПСН и ее интеграция в уже работающую в Домодедово систему A-SMGCS (Усовершенствованная система управления наземным движением и контроля за ним) является наилучшим решением обеспечения контроля за наземным движением на аэродроме. Объединенные функции двух систем обеспечат наиболее полное и точное отображение на мониторах диспетчеров вышки УВД местоположения и передвижения самолетов и транспортных средств на взлетно-посадочных полосах, рулежных дорожках и перронах аэропорта. В основе новой системы лежит развертывание сети наземных станций системы АМПСН, рассредоточенных по всему аэродрому, стойки центральной обработки информации и 150 маяков (передающих устройств), установленных на спецтранспорт.

МПСН «Мера» от ВНИИРА сконструирована таким образом, чтобы отвечать всем современным требованиям, предъявленным к системам наблюдения, и азработана в двух исполнениях

  • Для работы на поверхности а/д и на подлётах к нему(АМПСН)

  • Широкозонная МПСН(WAM)

Наземная станция широкозонной многопозиционной системы наблюдения предназначена для определения местоположения и управления движением воздушных судов оборудованных бортовыми ответчиками работающими в международном диапазоне (в режимах А/С и S) в верхнем и нижнем воздушном пространстве.

Концерн ПВО "Алмаз-Антей" успешно завершил в аэропорту Пулково (Санкт-Петербург) государственные испытания широкозонной многопозиционной системы наблюдения (МПСН) "Мера", которая была развернута в 2012 г. для организации наблюдения за воздушным пространством в районе Санкт-Петербурга. Но система может быть установлена как в маленьких, так и в крупных аэропортах, а также в местах со сложным рельефом местности.


Основные отличия активной МПСН от ВРЛ режима S

  • Оборудование: распределительный характер, отсутствие вращающейся антенны

  • Стоимость оборудования для МПСН ниже

  • ТТХ: меньше период обновления(до 1 сек.), большая точность при больших дальностях

  • Не является полностью независимой: синхронизация МПСН через ГНСС

Основные подсистемы МПСН «Мера»

  • Антенна

  • Сенсор-приёмная станция ЭМБЕР, принимает и декодирует ответы RBS и АЗН-В

Для WAM- способность спутниковой синхронизации времени

  • Запросчик /синхронизатор( частоты работ 1030-1090мГц, 2 комплекта резервирования

  • Концентратор – обмен информацией с сенсорами и запросчиками по внутрисистемной линии связи, формирование треков, передача данных потребителю, управление запросами, контроль управления системой.

  • Каналы связи(беспроводная, медная, оптическая).


  1. Система азн-к. Назначение, принцип функционирования. Передаваемая информация и линии передачи.

Наземная станция контрактного автоматического зависимого наблюдения предназначена для наблюдения за воздушными судами при приеме информации с борта воздушного судна, имеющего соглашение на передачу данной информации конкретному органу управления воздушным движением. Информация о местоположении формируется на борту воздушного судна и передается по линиям передачи данных следующих типов:

  • спутниковая линия передачи данных;

  • линия передачи данных в очень высокочастотном ( ОВЧ) диапазоне;

  • линия передачи данных в высокочастотном (ВЧ) диапазоне;

  • и другие линии передачи данных.

Информация, после ее обработки по наземным сетям связи доставляется в

орган управления воздушного движения, под управлением которого в данный момент времени находится воздушное судно.

Технология АЗН-К является самым простым по структуре вариантом автоматического зависимого наблюдения и представляет собой, по сути дела, обобщение принципа вторичной радиолокации. ВРЛ постоянно посылает запросы, а бортовой трансивер ВС посылает затребованную информацию. Т.о. ВРЛ связан с ВС по низкоскоростной ЛПД, образованной по принципу запрос-ответ. Если предположить, что антенна локатора ненаправленная и широковещательный запрос вызвал поток ответов от ВС. Декодировать этот потом невозможно из-за наложения, поэтому локатор должен посылать бортам не широковещательные, а адресные запросы. Именно на этом принципе основана технология АЗН-К. Автоматическая передача данных с борта начинается после того как ВС (эксплуатант) и орган УВД подписались на получение этих данных. Содержимое и частота посылок определяются контрактом. Еще до появления стандартов ICAO в США была сделана попытка реализации АЗН-К, в результате чего появились комплекты бортового оборудования FANS-1 FANS-2. В РФ применение этой системы планируется в Дальневосточном и Арктическом регионах. Деятельность по внедрению системы FANS началась с установки в РГП «Магаданэроконтроль» оборудование FANS фирмы ARING. Однако система оказалась несовместимой с появившимися позднее стандартами ICAO. Поэтому систему могут использовать только в Океанических и малонаселённых регионах.

Билет 6. Система азн-в.

Наземная станция широковещательного автоматического зависимого наблюдения. Автоматическое, так как работает автоматически и не требует вмешательства оператора. Зависимое потому что информация полученная системой АЗН и передаваемая на рабочее место диспетчера зависит от оборудования на борту ВС (FMS) и ГНСС. Наблюдение осуществляется подобно радарным системам. Широковещательная непрерывная радиотрансляция данных всем самолетам и наземным станциям.


АЗН предназначена для определения координат ВС с помощью спутниковой системы и наземного оборудования ЛККС (локальная контрольная корректирующая система) и передачи информации на КДП, при этом информация (от АЗН – широта, долгота, высота) складывается с координатной информацией (дальность, азимут), полученной от РЛС.

Основные виды применения АЗН:

  1. Организация центральной линии передачи данных «борт-земля» (в цифровом виде)

  2. Обмен данными между ВС по каналу «борт-борт»

  3. Обеспечение навигации

  4. Обеспечение задач вихревой безопасности

  5. Обеспечение ЭВС информацией о ВО, а также о метеообстановке

  6. Создание более эффективной системы предупреждения столкновений (бортовые; наземные (TKAS))

  7. Предотвращение столкновений с землей – СРПБЗ

  8. Управление беспилотниками

  9. Оперативное определение местоположения ВС в случае аварийной посадки

Состав системы АЗН:

  1. Космический сегмент

  2. Бортовой комплект оборудования: приемо-передатчик, транспондер, ИВО (опция), антенны, ЛККС

  3. Наземное оборудование: транспондер, ЛККС (опция) – для формирования дифференциальных поправок, рабочее место диспетчера.

Типы АЗН:

  1. АЗН-К Контрактного типа

  2. АЗН-В Широковещательного типа

Частота запроса – 1030мГц Частота ответа – 1090мГц

Наземная станция широковещательного АЗН предназначена для наблюдения за ВС при приеме информации с борта ВС о его местоположении, а также другой дополнительной информации, передаваемой по линии передачи данных в вещательном режиме. По своей сути, это технологическое решение, определяющее координаты самолета используя для этого ГНСС, и затем, транслирующие их и другие данные (высота, скорость, рейс и пр.) о полете как в наземные центры диспетчерам, так и другим самолетам. Качество информации с борта ВС контролируется с помощью контрольного приемника. С помощью аппаратуры наземного функционирования дополнительная информация принятая от спутника корректируется и дополняется с помощью ЛККС.

АЗН-В позволяет пилотам и диспетчерам видеть одну и ту же картину происходящего, что повышает взаимопонимание между всеми участниками движения, повышая тем самым безопасность и гибкость УВД. При широковещательном АЗН информация передается с борта ВС на диспетчерский пункт и на соседний ВС, если на нем есть оборудование, периодически, не ожидая запроса (например 1 сообщение в сек). В результате чего ЭВС на своем дисплеи видит воздушную обстановку в R=200м. Доступ к ADS-B информации бесплатен и свободен для всех. ADS-B также передает в реальном времени погодную информацию пилотам. 


Ключевой особенностью АЗН-В является способность работать без сложной наземной инфраструктуры.

Транспондер – устройство, содержащие ГНСС приемник, цифровой УКВ приемопередатчик и контроллер, связывающий эти устройства. Все приемопередатчики настроены на одну частоту, т.е. ВС, которые находятся в пределах прямой видимости друг от друга - связаны одним цифровым радиоканалом. Каждый из них получает координатную информацию о других ВС и транслирует свои координаты. В итоге строится принцип «все видят всех»

К линиям передачи данных относятся:

  • линия передачи данных режима «S» ВРЛ;

  • линия передачи данных в УКВ диапазоне четвертого типа (Временной способ разделения доступа. Все потребители могут получить привязку к единой шкале времени с точность порядка 100мкс, благодаря тому, что в состав транспондера входит ГНСС-приемник. Прослушивая эфир, каждый транспондер определяет слоты, которые он может занять, не конфликтуя с интересами других пользователей канала. После этого в выбранных слотах начинается трансляция координат);

  • другие линии передачи данных, реализующих АЗН-В.

Структура системы АЗН:

ИСЗ (ГЛОНАСС,GPS)—навигационная информация  Бортовой сегмент ( навигационный аппарат потребителя антенно-фидерная система  передающая аппаратура спутниковой связи) сообщение АЗН ИСЗ ->ретранслятор спутниковой системы связи центр УВДназемная аппаратура станции связиустройство обработки сообщенийаппаратура обработки информации.

Виды предоставляемой информации:

  • информация ЭВС о ВО - TIS-B;

  • ПИО-FIS-В;

  • связь «диспетчер-пилот» - CPDLC

Наземная приемная станция СОНАР.

Наземная приемная станция самогенерируемых радиовещательных сигналов «Сонар» предназначена:

• для наблюдения за находящимися в зоне видимости станции ВС и транспортными средствами, оснащенными оборудованием, обеспечивающим функции АЗН (1090ES – частота работы)

• для цифровой обработки информации и передачи данных наблюдения в центры УВД

ТТХ:

  • Сопряжение с системами отображения и АС (КСА) УВД осуществляется с использованием ЛВС

  • Количество антенн в антенной системе 4

  • Зона действия:

  • дальность обнаружения не менее 400 км

  • азимут 0–360°

  • высота обнаружения не менее 20 000 м

  • минимальный угол места не более 0,5°

  • Параметры сопровождения:

  • количество одновременно сопровождаемых целей не менее 200

  • вероятность обновления информации каждые 2 сек не менее 0,98