ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СМРМ. Средний маркерный радиомаяк использует модулирующую частоту 1300 Гц. На индикаторе при пролете загорается желтый индикатор, сопровождается звуковой сигнализацией из последовательного чередования точек и тире. (желтый индикатор)

Отклонение несущей частоты МРМ от присвоенной не должно превышать 0,01% (для вновь вводимых МРМ).

Сигналы опознавания МРМ должны быть:

  • ближнего МРМ - непрерывная передача 6 точек в секунду;

  • дальнего МРМ - непрерывная передача 2 тире в секунду.

Система автоматического контроля должна срабатывать и передавать предупреждения в пункт управления:

  • при уменьшении выходной мощности от номинальной более 50%;

  • при уменьшении глубины амплитудной модуляции несущей более 50%;

  • при прекращении модуляции или манипуляции.

Допускается вместо ближнего и/или дальнего маркерных радиомаяков РМС использование дальномерного радиомаяка, который устанавливается под углом не более 20°, образуемым траекторией захода на посадку и направлением на РМД-НП в точках, где требуется информация о дальности.

Билет 13. Приводные радиостанции (радиомаяки)

Приводная радиостанция (ПРС), NDB (англ. Non-Directional Beacon), представляет собой наземную радиопередающую станцию, предназначенную для радионавигации в авиации.

Приводная радиостанция излучает периодические (телеграфный режим) или тонально-модулированные незатухающие (телефонный режим) колебания, а также позывные сигналы для опознавания (идентификации) радиостанции. Позывные сигналы передаются кодом Морзе тонально-манипулированными колебаниями. При этом, дальней приводной радиостанции присваивается двухбуквенный позывной, ближней приводной — однобуквенный.

Диапазон рабочих частот ПРС охватывает участок от 150 кГц (2000 м) до 1300 кГц (231 м). (по другим данным до 1750 кГц.). Дальняя приводная радиостанция и ближняя приводная радиостанция кроме работы на основных частотах должны обеспечивать работу и на резервных частотах 355 КГц и 725 КГц. В тех случаях, когда системы ОСП установлены на противоположных направлениях одной и той же ВПП и имеют одинаковые присвоенные частоты, должны быть приняты меры, исключающие возможность одновременной работы обеих систем или двух ОПРС на одной частоте.

Приводные радиостанции входят в обязательный комплект наземного радионавигационного оборудования любого аэродрома в составе ОСП — оборудования системы посадки, которое предназначено для привода ВС в район аэродрома, выполнения предпосадочного маневра и захода на посадку. Включает в себя для каждого курса посадки две ПРС — дальнюю приводную радиостанцию с маркером (ДПРМ), приблизительно в 4000 м от торца ВПП, предназначены для привода воздушного судна в район аэродрома, выполнения предпосадочного маневра, выдерживания курса посадки и обеспечения работы в микрофонном режиме, и ближнюю приводную радиостанцию с маркером (БПРМ), предназначены для выдерживания воздушным судном курса посадки., приблизительно в 1000 м от торца ВПП: каждое направление посадки имеет особенные позывные ДПРМ и БПРМ. Как правило, однобуквенный позывной БПРМ - первая буква позывного парной ДПРМ.


Дальность действия дальней приводной радиостанции (ДПРС) при работе на привод по радиокомпасу составляет не менее 150 км, ближней приводной радиостанции (БПРС) — 50 км. Мощность излучения устанавливается такой, чтобы погрешность определения курсовых углов с помощью радиокомпаса на борту летательного аппарата не превышала ±5º.

Управление работой ПРС, а также индикация ее состояния, осуществляется в дистанционном и местном режимах.

ПРС могут быть установлены отдельно в качестве ОПРС (отдельная приводная радиостанция) — как правило на воздушных трассах. ОПРС имеют опознавательный позывной, состоящий из трех символов кода Морзе.

Условия, при которых система автоматического контроля ПРС за время не более 2 секунд отключает работающий комплект аппаратуры, включает резервный, а также обеспечивает аварийную сигнализацию в пунктах управления:

  • снижение тока в антенном контуре более чем на 40%;

  • уменьшение глубины амплитудной модуляции несущей более чем на 50%;

  • прекращение подачи сигнала опознавания.

В XX веке ОПРС были основным радионавигационным средством, обеспечивающих движение самолётов и вертолётов по воздушным трассам, однако в начале XXI века их значение резко снизилось в связи с широким распространением новых средств радионавигации (VOR, DME, а также GPS-навигация).


Билет 14. Спутниковая система навигации. Состав. Дифференциальный режим срнс.

Спутниковая система навигации – комплексная электронно-техническая система, состоящая из совокупности наземного и космического оборудования, предназначенная для определения местоположения (географических координат и высоты), а также параметров движения (скорости и направления движения и т. д.) наземных, водных и воздушных объектов.

На сегодняшний день самыми популярными ССН являются:

  • GPS(американская)

  • ГЛОНАСС (отечественная)

  • Галилео (разрабатывается Европой)

  • Бэйдоу (разрабатывается Китаем, которая предназначена только для Китая)

В ГЛОНАСС входят три подсистемы:

  1. Подсистема космических аппаратов – навигационные спутники, излучающие специальные радиосигналы (24 спутника (у РФ +4 резервных (время жизни спутника 8 лет)) на высоте геостационарной орбиты – 36000км)

  2. Подсистема контроля и управления, включающая в себя блоки измерения текущего положения спутников и передачи на них полученной информации для корректировки информации об орбитах

  3. Аппаратура потребителей – приемоиндикаторы, сегмент потребителей.

Основная функция с помощью перечисленных выше сегментов определение пространственных координат местоположения потребителей и времени. Эта операция выполняется в соответствии с протокалами. В РФ ССН применяется только для навигации, для посадки не применяется. Основная проблема в РФ – отсутствие отечественного навигационного оборудования.

Функциональное дополнение позволяет повысить точность спутников, бортового и наземного оборудования. ЛККС – локальная контрольно-корректирующая станция (изготавливается компанией «Спектр», СПб) ЛККС-2000. Под термином локальная понимается, что в зоне видимости станции и ВС во время определения навигационных параметров находятся одни и те же спутники, деятельность которых вырабатывает корректирующую информацию. Под термином контроля пониматся, что станция выполняет функции контроля а состоянием спутников и вырабатывает информацию о целостности, надежности, эксплуатационной готовности, точности, доступности. Информация от ЛККС передается на борт ВС, корректируется и передается на КДП. RNP точность до 1мм.

Принцип работы спутниковых систем навигации основан на измерении расстояния от антенны на объекте (координаты которого необходимо получить) до спутников, положение которых известно с большой точностью. Таблица положений всех спутников называется альманахом, которым должен располагать любой спутниковый приемник до начала измерений. Обычно приемник сохраняет альманах в памяти со времени последнего выключения и если он не устарел – мгновенно использует его. Каждый спутник передает в своём сигнале весь альманах. Таким образом, зная расстояния до нескольких спутников системы, с помощью обычных геометрических построений, на основе альманаха, можно вычислить положение объекта в пространстве.


Метод измерения расстояния от спутника до антенны приемника основан на определенности скорости распространения радиоволн. Для осуществления возможности измерения времени распространения радиосигнала каждый спутник навигационной системы излучает сигналы точного времени в составе своего сигнала используя точно синхронизированные с системным временем атомные часы. При работе спутникового приемника его часы синхронизируются с системным временем и при дальнейшем приеме сигналов вычисляется задержка между временем излучения, содержащимся в самом сигнале, и временем приема сигнала. Располагая этой информацией, навигационный приемник вычисляет координаты антенны. Для получения информации о скорости большинство навигационных приемников используют эффект Доплера. Дополнительно накапливая и обрабатывая эти данные за определенный промежуток времени, становится возможным вычислить такие параметры движения, как скорость (текущую, максимальную, среднюю), пройденный путь и т. д.

В соответствии с назначением, в каждой системе (NAVSTAR/(GPS), ГЛОНАСС) есть две базовые частоты – L1 (стандартной точности) и L2 (высокой точности). Для NAVSTAR L1=1575,42 МГц и L2=1227,6 МГц. В ГЛОHАСС используется частотное разделение сигналов, т. е. каждый спутник работает на своей частоте и, соответственно, L1 находится в пределах от 1602,56 до 1615,5 МГц и L2 от 1246,43 до 1256,53. Сигнал в L1 доступен всем пользователям, сигнал в L2 – только военным (то есть, не может быть расшифрован без специального секретного ключа).

Дифференциальный режим работы СРНС

Точность измерения координат с помощью СРНС на этапе полета по маршруту вполне достаточна. Большой интерес вызывает использование данной системы на этапе посадки. Однако та точность, которая обеспечивается стандартными режимами работы СРНС, не является достаточной для обеспечения безопасной посадки. Это побудило к разаботке путей повышения точности СРНС. Была предложена и разработана идея точной посадочной спутниковой системы на основе использования дополнительной наземной станции корректировки, размещаемой в районе посадки. Такая станция должна быть установлена в фиксированной точке с известными координатами. На этой станции устанавливают аппаратуру СРНС и получают от нее координатную информацию , которую сравнивают с истинными координатами станции. В результате вычисляются ошибки определения координат СРНС. Полученные таким образом дифференциальные поправки необходимо передать потребителям, которые смогут скорректировать свои изменения. Такая модификация СРНС получила название дифференциальной СРНС (DGPS).