Файл: Учебнометодический комплекс Для специальностей 080105 финансы и кредит.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 233

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Цели, задачи и предмет дисциплины

2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

3 Объем дисциплины и виды учебной работы

3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы

4 Содержание курса

1 Сущность и функции денег

2 Деньги и денежные отношения

5 Темы практических занятий, тематических дискуссий и

деловых игр

6 Лабораторные работы (лабораторный практикум)

7 Задания для самостоятельной работы студентов

8 Общие указания по выполнению контрольной работы

9 Вопросы для подготовки к экзамену и/или зачету

10 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

10.1 Литература

10.2 Методическое обеспечение дисциплины

10.3 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ГЛОССАРИЙ

Приложение 2

Тесты по курсу «Деньги. Кредит. Банки.»

Приложение 3

Методические указания по решению комплекса задач практикума


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

(Тульский филиал ГОУ ВПО РГТЭУ)
Кафедра экономики и финансов

Одобрено УМС ТФ РГТЭУ

Протокол №_____________

«____»___________200___г.

Председатель_______________


Матраева Лилия Валериевна
Деньги. Кредит. Банки

Учебно-методический комплекс
Для специальностей: 080105 «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

080102 «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»


Согласовано:

Учебно-метод. управление РГТЭУ

«____» ________________200____ г.

______________________________

Рекомендовано кафедрой:

Протокол №

«____» ________________200___г.

Зав. кафедрой___________________



Тула 2010

Автор-составитель:

Матраева Лилия Валериевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учета ТФ РГТЭУ.

Учебно-методический комплекс «Деньги. Кредит. Банки» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Примерной программой по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки», разработанной кафедрой «Финансов и учета» ТФ РГТЭУ.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной дл изучения.

Согласования со смежной кафедрой:

Зав. кафедрой мировая экономика

К. э. н., доцент А. В. Белолипецкая


Зав. библиотекой _________________ Е. Н. Гвоздева

(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ


1 Цели, задачи и предмет дисциплины 6

2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины 7

3 Объем дисциплины и виды учебной работы 8

3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы 9

3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы 10

4 Содержание курса 15

1 Сущность и функции денег 15

2 Деньги и денежные отношения 15

5 Темы практических занятий, тематических дискуссий и 17

деловых игр 17

Методические указания по проведению практических занятий приведены в Приложении 1. 18

6 Лабораторные работы (лабораторный практикум) 18

7 Задания для самостоятельной работы студентов 18

8 Общие указания по выполнению контрольной работы 19

ВАРИАНТ №1 19

Происхождение и сущность денег. 19

2.Задачи: 19

ВАРИАНТ №2 20

Управление рисками в банковской деятельности. 20

2.Задачи: 20

ВАРИАНТ №3 22

Лизинговые операции коммерческих банков. 22

2.Задачи: 22

ВАРИАНТ 4 23

Модели организации Центральных банков 23

2.Задачи: 23

ВАРИАНТ 5 24

Активные операции коммерческих банков и их классификация. 24

2.Задачи: 24

ВАРИАНТ 6 25

Развитие ипотечного кредитования в России. 25

2.Задачи: 25

ВАРИАНТ 7 26

Развитие мировой валютной системы. 26

2.Задачи: 26

ВАРИАНТ 8 27

Эволюция денежных систем зарубежных стран. 27

2.Задачи: 27

ВАРИАНТ 9 28

Теории денег и их эволюция. 28

2.Задачи: 28

ВАРИАНТ 10 29

Виды кредитов в практике коммерческих банков. 29

2.Задачи: 29

ВАРИАНТ 11 30

Виды кредитов в практике центрального банка РФ. 30

1.Задачи: 30

ВАРИАНТ 12 31

Применение аккредитивной формы безналичных расчетов 31

1.Задачи: 31

ВАРИАНТ 13 32

Инфляция: причины и экономические последствия. 32

2.Задачи: 32

ВАРИАНТ 14 33

2.Задачи: 33

ВАРИАНТ 15 34

Валютные операции коммерческих банков. 34

2.Задачи: 34

ВАРИАНТ 16 35

Трастовые операции коммерческих банков. 35

2.Задачи: 35

ВАРИАНТ 17 36

Методы борьбы с инфляцией. 36

2.Задачи: 36

ВАРИАНТ 18 37

Международные кредитно-финансовые институты. 37

2.Задачи: 37

ВАРИАНТ 19 38

2.Задачи: 38

ВАРИАНТ 20 39

Кредит в международных экономических отношениях. 39

2.Задачи: 39

ВАРИАНТ 21 40

2.Задачи: 40

ВАРИАНТ 22 41

2.Задачи: 41

ВАРИАНТ 23 42

2.Задачи: 42

ВАРИАНТ 24 43

2.Задачи: 43

ВАРИАНТ 25 44

2.Задачи: 44

ВАРИАНТ 26 45

2.Задачи: 45

ВАРИАНТ 27 46

a.Задачи: 46

ВАРИАНТ 28 47

2.Задачи: 47

ВАРИАНТ 29 48

2.Задачи: 48

ВАРИАНТ 30 49

2.Задачи: 49

9 Вопросы для подготовки к экзамену и/или зачету 51

20.Антиинфляционная политика в современной России. 51

10 Учебно-методическое обеспечение дисциплины 52

10.1 Литература 52

10.2 Методическое обеспечение дисциплины 53

10.3 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 56

ПРИЛОЖЕНИЯ 57

Приложение 1 57

ГЛОССАРИЙ 57

90

Приложение 2 90

Тесты по курсу «Деньги. Кредит. Банки.» 90

Приложение 3 103

Методические указания по решению комплекса задач практикума 103

1.удельный вес налично-денежного оборота в денежной массе; 103

2.денежный мультипликатор. 103

1.какова скорость обращения денег за каждый год; 105

2.какая наметилась тенденция в изменении скорости обращения денег? 105

1.рассчитайте денежную базу за каждый год; 105

2.определите динамику денежной базы и ее значение для денежного обращения страны в целом. 105

1.Прирост стоимости имущества, находящегося на балансе кредитной организации, за счет переоценки, произведен ной по решениям Правительства РФ до 1 января 1997 г. Указанный прирост стоимости имущества при переоценке включается в расчет дополнительного капитала в сумме, не превышающей величины переоценки, исходя из уровня цен и дифференцированных индексов изменения стоимости основных фондов, установленных Госкомстатом РФ. 131

2.Резервы на возможные потери по ссудам в части, в которой они могут рассматриваться как резервы общего характера, т.е. в части резервов, созданных под ссудную задолженность, отнесенную к 1 -и группе риска. 131

1.Фонды кредитной организации в части, сформированной за счет отчислений отчетного года без подтверждения аудиторской фирмой и прибыли предшествующего года до подтверждения аудиторской фирмой, использование которых не уменьшает величины имущества кредитной организации. 131

2.Прибыль текущего года и предшествующих лет. 131

3.Субординированный кредит. 131

4.Часть уставного капитала, сформированного за счет капитализации переоценки имущества. 131

5.Привилегированные (включая кумулятивные) акции, за исключением не относящихся к кумулятивным акциям. 131

6.Прибыль предшествующего года. 131




1 Цели, задачи и предмет дисциплины


Деньги, кредит, банки являются неотъемлемыми категориями товарной системы хозяйства. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. В ходе исторического развития денежно-кредитные отношения претерпевают значительные изменения и оказывают огромное влияние буквально на все экономические процессы. На каждом определенном историческом отрезке времени их роль в экономических отношениях воспринималась неодинаково. С переходом российской экономики к рыночным отношениям изменяется теоретическое и практическое представление о данных категориях. Будучи важнейшими экономическими категориями деньги, кредит, банки представляют собой многоплановые, многоаспектные понятия, требующие постоянного исследования и совершенствования. В соответствии с этим в данном курсе деньги, кредит и банки рассматриваются как понятия находящиеся в развитии. Кроме того изменения, происходящие в жизни общества, вызывают необходимость пересмотра содержания некоторых понятий.

Курс «Деньги, кредит, банки» является основным базовым курсом, предшествующим различным специальным дисциплинам и дисциплинам специализации. В этой связи целью изучения дисциплины «Деньги, кредит, банки» является необходимость заложить фундамент экономических знаний в данной области, указать на существующие проблемы в этой сфере и возможные пути их решения.

Таким образом, цель курса - состоит в том, чтобы дать студентам университета комплексное представление о сущности и роли денег, кредита, банковской системы в современных условиях и возможных путях развития отечественной финансовой системы и деятельности хозяйствующих объектов в рамках государственного управления и регулирования экономики, с учетом передового мирового опыта.
Задачи дисциплины «Деньги, кредит, банки»:

– изучение закономерностей денежного оборота и кредита;

– анализ процессов создания, тенденций построения и организации современных денежных, кредитных, банковских систем и их элементов
;

– формирование современного представления о роли и месте центральных и коммерческих банков в современной рыночной экономике;

– формирование у студентов навыков систематизации и оценки различных явлений и закономерностей в денежно-кредитной сфере экономики;

– овладевание приемами анализа и прогнозирования процессов в сфере кредитно-денежных отношений.
Подобные знания необходимы специалистам по любой специальности, которые должны будут компетентно решать не только задачи, относящиеся к их специализации, но и связанные с ними общеэкономические проблемы. В соединении с экономической теорией, экономикой на микро - и макроуровнях, финансами, финансовым и банковским менеджментом и другими учебными дисциплинами данный курс формирует общие взгляды будущих экономистов на суть, значение и направление использования денег, кредита и банков в экономическом развитии. Вместе с другими дисциплинами данный курс обеспечивает подготовку специалистов широкого профиля.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника.

Курс базируется на знаниях основ экономической теории, экономики, бухгалтерского учета, анализа и аудита. Знания проблематики курса позволяет будущим специалистам четко ориентироваться в сложных вопросах денежно-кредитной и банковской системы.

2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины


В результате усвоения учебной дисциплины «Деньги, кредит, банки» студент должен знать:

– основные вопросы современной теории денег, кредита, банков, позицию российской экономической науки по вопросам их сущности;

– современное законодательство, регулирующее денежный оборот, систему расчетов, в том числе в сфере международных экономических отношений, практику применения указанных документов;

– особенности реализации кредитно-денежной политики, применяемые методы и инструменты денежно-кредитного регулирования, денежных реформ;

– специфику направлений деятельности и основные операции центральных и коммерческих банков.

уметь:

– анализировать статистические материалы по денежному обращению и расчетам, состоянию денежной сферы
, банковской системы;

– владеть формами и методами использования денег и кредита для регулирования социально-экономических процессов в условиях рыночной экономики;

– анализировать периодическую литературу по вопросам состояния и отдельным проблемам денежно-кредитной сферы экономики.

иметь представление о сущности и значении денежно-кредитной и банковской системы для развития экономики и социальной жизни страны;

приобрести навыки осуществления разнообразных расчетов, в результате которых определяются показатели, характеризующие состав и структуру денежной массы; показателей эффективности банковской системы, формирования ставки банковского процента;

иметь опыт сравнительного анализа различных кредитных и депозитных банковских программ, качественного и динамического анализа денежной массы различных стран.