Файл: Учебнометодический комплекс Для специальностей 080105 финансы и кредит.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Цели, задачи и предмет дисциплины
2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
3 Объем дисциплины и виды учебной работы
3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы
5 Темы практических занятий, тематических дискуссий и
6 Лабораторные работы (лабораторный практикум)
7 Задания для самостоятельной работы студентов
8 Общие указания по выполнению контрольной работы
9 Вопросы для подготовки к экзамену и/или зачету
10 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
10.2 Методическое обеспечение дисциплины
10.3 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
(Тульский филиал ГОУ ВПО РГТЭУ)
Кафедра экономики и финансов
Одобрено УМС ТФ РГТЭУ
Протокол №_____________
«____»___________200___г.
Председатель_______________
Матраева Лилия Валериевна
Деньги. Кредит. Банки
Учебно-методический комплекс
Для специальностей: 080105 «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
080102 «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»
Согласовано: Учебно-метод. управление РГТЭУ «____» ________________200____ г. ______________________________ | Рекомендовано кафедрой: Протокол № «____» ________________200___г. Зав. кафедрой___________________ |
Тула 2010
Автор-составитель:
Матраева Лилия Валериевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учета ТФ РГТЭУ.
Учебно-методический комплекс «Деньги. Кредит. Банки» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Примерной программой по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки», разработанной кафедрой «Финансов и учета» ТФ РГТЭУ.
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной дл изучения.
Согласования со смежной кафедрой:
Зав. кафедрой мировая экономика
К. э. н., доцент А. В. Белолипецкая
Зав. библиотекой _________________ Е. Н. Гвоздева
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
1 Цели, задачи и предмет дисциплины 6
2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины 7
3 Объем дисциплины и виды учебной работы 8
3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы 9
3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы 10
4 Содержание курса 15
1 Сущность и функции денег 15
2 Деньги и денежные отношения 15
5 Темы практических занятий, тематических дискуссий и 17
деловых игр 17
Методические указания по проведению практических занятий приведены в Приложении 1. 18
6 Лабораторные работы (лабораторный практикум) 18
7 Задания для самостоятельной работы студентов 18
8 Общие указания по выполнению контрольной работы 19
ВАРИАНТ №1 19
Происхождение и сущность денег. 19
2.Задачи: 19
ВАРИАНТ №2 20
Управление рисками в банковской деятельности. 20
2.Задачи: 20
ВАРИАНТ №3 22
Лизинговые операции коммерческих банков. 22
2.Задачи: 22
ВАРИАНТ 4 23
Модели организации Центральных банков 23
2.Задачи: 23
ВАРИАНТ 5 24
Активные операции коммерческих банков и их классификация. 24
2.Задачи: 24
ВАРИАНТ 6 25
Развитие ипотечного кредитования в России. 25
2.Задачи: 25
ВАРИАНТ 7 26
Развитие мировой валютной системы. 26
2.Задачи: 26
ВАРИАНТ 8 27
Эволюция денежных систем зарубежных стран. 27
2.Задачи: 27
ВАРИАНТ 9 28
Теории денег и их эволюция. 28
2.Задачи: 28
ВАРИАНТ 10 29
Виды кредитов в практике коммерческих банков. 29
2.Задачи: 29
ВАРИАНТ 11 30
Виды кредитов в практике центрального банка РФ. 30
1.Задачи: 30
ВАРИАНТ 12 31
Применение аккредитивной формы безналичных расчетов 31
1.Задачи: 31
ВАРИАНТ 13 32
Инфляция: причины и экономические последствия. 32
2.Задачи: 32
ВАРИАНТ 14 33
2.Задачи: 33
ВАРИАНТ 15 34
Валютные операции коммерческих банков. 34
2.Задачи: 34
ВАРИАНТ 16 35
Трастовые операции коммерческих банков. 35
2.Задачи: 35
ВАРИАНТ 17 36
Методы борьбы с инфляцией. 36
2.Задачи: 36
ВАРИАНТ 18 37
Международные кредитно-финансовые институты. 37
2.Задачи: 37
ВАРИАНТ 19 38
2.Задачи: 38
ВАРИАНТ 20 39
Кредит в международных экономических отношениях. 39
2.Задачи: 39
ВАРИАНТ 21 40
2.Задачи: 40
ВАРИАНТ 22 41
2.Задачи: 41
ВАРИАНТ 23 42
2.Задачи: 42
ВАРИАНТ 24 43
2.Задачи: 43
ВАРИАНТ 25 44
2.Задачи: 44
ВАРИАНТ 26 45
2.Задачи: 45
ВАРИАНТ 27 46
a.Задачи: 46
ВАРИАНТ 28 47
2.Задачи: 47
ВАРИАНТ 29 48
2.Задачи: 48
ВАРИАНТ 30 49
2.Задачи: 49
9 Вопросы для подготовки к экзамену и/или зачету 51
20.Антиинфляционная политика в современной России. 51
10 Учебно-методическое обеспечение дисциплины 52
10.1 Литература 52
10.2 Методическое обеспечение дисциплины 53
10.3 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Приложение 1 57
ГЛОССАРИЙ 57
90
Приложение 2 90
Тесты по курсу «Деньги. Кредит. Банки.» 90
Приложение 3 103
Методические указания по решению комплекса задач практикума 103
1.удельный вес налично-денежного оборота в денежной массе; 103
2.денежный мультипликатор. 103
1.какова скорость обращения денег за каждый год; 105
2.какая наметилась тенденция в изменении скорости обращения денег? 105
1.рассчитайте денежную базу за каждый год; 105
2.определите динамику денежной базы и ее значение для денежного обращения страны в целом. 105
1.Прирост стоимости имущества, находящегося на балансе кредитной организации, за счет переоценки, произведен ной по решениям Правительства РФ до 1 января 1997 г. Указанный прирост стоимости имущества при переоценке включается в расчет дополнительного капитала в сумме, не превышающей величины переоценки, исходя из уровня цен и дифференцированных индексов изменения стоимости основных фондов, установленных Госкомстатом РФ. 131
2.Резервы на возможные потери по ссудам в части, в которой они могут рассматриваться как резервы общего характера, т.е. в части резервов, созданных под ссудную задолженность, отнесенную к 1 -и группе риска. 131
1.Фонды кредитной организации в части, сформированной за счет отчислений отчетного года без подтверждения аудиторской фирмой и прибыли предшествующего года до подтверждения аудиторской фирмой, использование которых не уменьшает величины имущества кредитной организации. 131
2.Прибыль текущего года и предшествующих лет. 131
3.Субординированный кредит. 131
4.Часть уставного капитала, сформированного за счет капитализации переоценки имущества. 131
5.Привилегированные (включая кумулятивные) акции, за исключением не относящихся к кумулятивным акциям. 131
6.Прибыль предшествующего года. 131
1 Цели, задачи и предмет дисциплины
Деньги, кредит, банки являются неотъемлемыми категориями товарной системы хозяйства. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. В ходе исторического развития денежно-кредитные отношения претерпевают значительные изменения и оказывают огромное влияние буквально на все экономические процессы. На каждом определенном историческом отрезке времени их роль в экономических отношениях воспринималась неодинаково. С переходом российской экономики к рыночным отношениям изменяется теоретическое и практическое представление о данных категориях. Будучи важнейшими экономическими категориями деньги, кредит, банки представляют собой многоплановые, многоаспектные понятия, требующие постоянного исследования и совершенствования. В соответствии с этим в данном курсе деньги, кредит и банки рассматриваются как понятия находящиеся в развитии. Кроме того изменения, происходящие в жизни общества, вызывают необходимость пересмотра содержания некоторых понятий.
Курс «Деньги, кредит, банки» является основным базовым курсом, предшествующим различным специальным дисциплинам и дисциплинам специализации. В этой связи целью изучения дисциплины «Деньги, кредит, банки» является необходимость заложить фундамент экономических знаний в данной области, указать на существующие проблемы в этой сфере и возможные пути их решения.
Таким образом, цель курса - состоит в том, чтобы дать студентам университета комплексное представление о сущности и роли денег, кредита, банковской системы в современных условиях и возможных путях развития отечественной финансовой системы и деятельности хозяйствующих объектов в рамках государственного управления и регулирования экономики, с учетом передового мирового опыта.
Задачи дисциплины «Деньги, кредит, банки»:
– изучение закономерностей денежного оборота и кредита;
– анализ процессов создания, тенденций построения и организации современных денежных, кредитных, банковских систем и их элементов
;
– формирование современного представления о роли и месте центральных и коммерческих банков в современной рыночной экономике;
– формирование у студентов навыков систематизации и оценки различных явлений и закономерностей в денежно-кредитной сфере экономики;
– овладевание приемами анализа и прогнозирования процессов в сфере кредитно-денежных отношений.
Подобные знания необходимы специалистам по любой специальности, которые должны будут компетентно решать не только задачи, относящиеся к их специализации, но и связанные с ними общеэкономические проблемы. В соединении с экономической теорией, экономикой на микро - и макроуровнях, финансами, финансовым и банковским менеджментом и другими учебными дисциплинами данный курс формирует общие взгляды будущих экономистов на суть, значение и направление использования денег, кредита и банков в экономическом развитии. Вместе с другими дисциплинами данный курс обеспечивает подготовку специалистов широкого профиля.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Курс базируется на знаниях основ экономической теории, экономики, бухгалтерского учета, анализа и аудита. Знания проблематики курса позволяет будущим специалистам четко ориентироваться в сложных вопросах денежно-кредитной и банковской системы.
2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате усвоения учебной дисциплины «Деньги, кредит, банки» студент должен знать:
– основные вопросы современной теории денег, кредита, банков, позицию российской экономической науки по вопросам их сущности;
– современное законодательство, регулирующее денежный оборот, систему расчетов, в том числе в сфере международных экономических отношений, практику применения указанных документов;
– особенности реализации кредитно-денежной политики, применяемые методы и инструменты денежно-кредитного регулирования, денежных реформ;
– специфику направлений деятельности и основные операции центральных и коммерческих банков.
уметь:
– анализировать статистические материалы по денежному обращению и расчетам, состоянию денежной сферы
, банковской системы;
– владеть формами и методами использования денег и кредита для регулирования социально-экономических процессов в условиях рыночной экономики;
– анализировать периодическую литературу по вопросам состояния и отдельным проблемам денежно-кредитной сферы экономики.
иметь представление о сущности и значении денежно-кредитной и банковской системы для развития экономики и социальной жизни страны;
приобрести навыки осуществления разнообразных расчетов, в результате которых определяются показатели, характеризующие состав и структуру денежной массы; показателей эффективности банковской системы, формирования ставки банковского процента;
иметь опыт сравнительного анализа различных кредитных и депозитных банковских программ, качественного и динамического анализа денежной массы различных стран.