Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 163

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
позитивное влияние на указанные проблемы, периодически возникающие в тот либо иной период развития российской государственности имеющие актуальное значение как для рядовых граждан, так и для государства и общества в целом. К ним относятся как традиционные формы прокурорского реагирования, на выявленные нарушения закона - протест, представление, предостережение, возбуждение производства об административном правонарушении, так и право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод человека и гражданина, а также неопределенного круга лиц или интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

10) Одной из концептуальных идей, положенных в основу реформирования прокуратуры РФ на современном этапе является обеспечение тесной взаимосвязи и взаимодействия органов прокуратуры и судов.  Ненадзорная деятельность прокуратуры, осуществляемая посредством участия прокуроров в рассмотрении дел судами и обусловленная взаимодействием прокуратуры и суда, также ставит на повестку дня определенные вопросы сотрудничества и обоюдного профессионального контроля в целях повышения уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности. Развитие в России законодательства о суде и прокуратуре наглядно свидетельствует о постоянном наличии у органов прокуратуры функции содействия осуществлению правосудия (участии прокуроров в рассмотрении судами дел) регламентированной уголовным и гражданским процессуальным законодательством. При этом, само участие прокурора в судебном процессе всегда имело ярко выраженный публичный характер. Прокурор, участвующий в рассмотрении судами дел, являлся представителем публичной власти. Создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод человека и гражданина, а также близость функций обуславливают тесное взаимодействие между судами и органами прокуратуры РФ.

11) Трудно переоценить и значение прокурорского надзора в области экономического развития Российской Федерации. Современное состояние малого и среднего бизнеса и в целом-хозяйственной деятельности экономических субъектов из-за различных негативных проявлений не устраивает государство и нуждается в улучшении. В связи с чем государство оказывает систематическое влияние на органы прокуратуры ориентируя их направить свои усилия на исполнение законов в сфере экономических отношений, в том числе на обеспечение экономической безопасности страны. При этом следует отметить, что компетенция прокуратуры в сфере обеспечения исполнения законов в экономических отношениях в настоящее время значительно ограничена. Существенно ограничены права прокурора, участвующего в рассмотрении дел арбитражном и гражданском судом, что вероятно необходимо для развития рыночных отношений и свободы предпринимательства.


Существующие проблемы в государстве, вызванные экономическим кризисом и негативным влиянием на экономику России так называемыми санкциями ставят перед органами прокуратуры задачи, связанные с существенным повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в сфере финансов, налогов, банкротства, охраны государственной и частной собственности, природных ресурсов, в землепользовании, и некоторых других. Проблемой в данной сфере требующей активизации прокурорской деятельности средствами прокурорского надзора является борьба c «отмыванием» денежных средств, полученных незаконным путем, а также противодействие вывозу указанных средств за рубеж и их обнаружение.

12) Элементом, подлежащим учету в современной концепции прокурорского надзора, является повышение эффективности координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органы прокуратуры являясь координатором правоохранительных органов по борьбе с преступностью должны способствовать объединению усилий всех соответствующих органов в борьбе с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, преступными нарушениями трудовых прав граждан, незаконным оборотом наркотиков, преступностью среди несовершеннолетних, преступлениями, связанными с нарушением природоохранного законодательства.

13) В последнее время существенно активизировалась деятельность международного терроризма. Основной целью террористов становится дестабилизация государственной власти и разрушение ее институтов как в странах, где действуют террористы, так и за их пределами. В этих условиях существенную роль играют в борьбе с этим злом принадлежит органам прокуратуры РФ как координатору правоохранительных органов по борьбе с преступностью, принимающей комплексные, скоординированные усилия различных ведомств и органов власти России в антитеррористической сфере. Посредством заключенных международных договоров Российская Федерация сотрудничает в области борьбы с терроризмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом и, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности, в том числе в случаях, когда террористические акции планировались либо проводились вне пределов нашего государства.


Дальнейшее расширение координационной деятельности органов прокуратуры РФ в сфере борьбы с преступностью способствует усилению роли прокуратуры во взаимодействии компетентных органов не только в сфере борьбы с преступностью. Оно обуславливает активизацию ее деятельности в рамках сотрудничества с зарубежными странами в вопросах участия в правотворчестве, в реализации договоров о правовой помощи и других.

Два этапа реформирования института прокуратуры в России:

- этап переходного периода.

- этап политической и правовой стабилизации. Каждому из них присущ свой тип прокуратуры, сочетающий в себе определенные пропорции надзорных и ненадзорных функции, отражающий объективные потребности государства и общества в обеспечении законности. Реформирование прокуратуры должно определяться условиями переживаемого страной периода с учетом реально сложившейся ситуации в сфере обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан, интересов российского общества, государства и происходить в общем русле государственно-правовой реформы.
5. МЕСТО ПРОКУРАТУРЫ В СТРУКТУРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ВОПРОСА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА ПРОКУРАТУРЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ
Статья 129 КРФ определяет общие вопросы организации прокуратуры, а также порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ и иных прокуроров. Исходя из положения ст. 11 КРФ прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти, поэтому в КРФ остается открытым вопрос о месте российской прокуратуры в государственном механизме страны.

Вопрос о месте прокуратуры в системе государственных органов РФ является дискуссионным. В Конституции положения, касающиеся прокуратуры (ст. 129), изначально были включены в гл. 7 «Судебная власть». На этом основании некоторые ученые полагали, что она относится к органам судебной власти. Однако такая позиция противоречила Конституции, в соответствии с которой судебную власть в РФ осуществляют только суды, Прокуратура не является элементом судебной системы РФ и не отправляет правосудия. В связи с внесенными в конституцию поправками в 2014 году наименование главы 7 Конституции РФ изложено в новой редакции – «Судебная власть и прокуратура».


Не принадлежит прокуратура к законодательной власти, поскольку она Конституцией не наделена законотворческими функциями. Законодательная деятельность в РФ - прерогатива ФС РФ. Прокуратура РФ не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ. Однако назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации,после консультаций с СФ осуществляет Президент. Кроме того, согласно ч. 7 ст. 12 Закона о прокуратуре, Генеральный прокурор Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.

Нельзя согласиться еще с одним утверждением, согласно которому прокуратуру следует отнести к исполнительной власти: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти. Если признать, что прокуратура относится к исполнительной власти, надо признать и то, что последняя осуществляет надзор за деятельностью двух других ветвей государственной власти - за органами законодательной и судебной власти. Однако согласно Конституции три ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - являются самостоятельными и не могут осуществлять надзор за деятельностью друг друга.

Таким образом, прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Она является самостоятельным, независимым государственным органом, выполняющим в механизме государства особую, свойственную только ей функцию надзора за точным и единообразным исполнением законов в РФ.

В рекомендациях по результатам парламентских слушаний "Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации" (утв. Советом палаты - Совета Федерации ФС РФ 17.07.2008) подчеркивается, что "прокуратура Российской Федерации ни функционально, ни структурно не включена в классическую триаду ветвей государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная)... Роль прокуратуры в демократическом федеральном правовом государстве определяется тем, что она представляет собой необходимый и надежно работающий государственный институт в системе разделения и взаимодействия властей. Прокуратура принимает меры к устранению любых нарушений законов".

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОКУРАТУРЫ С ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЕТВЬЮ ВЛАСТИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1) Прокурор имеет право присутствовать на заседаниях федеральных законодательных органов власти, законодательных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, что предусмотрено ст. 7 закона о прокуратуре. Такое участие необходимо для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым законопроектам. При этом участие прокуроров в заседаниях преследует цель непосредственного получения информации о порядке и ходе рассмотрения вопросов, в подготовке которых органы прокуратуры принимали непосредственное участие. Такое участие необходимо при рассмотрении Федеральным Собранием РФ вопросов состояния преступности и законности в целом, выработке решений и рекомендаций, определении приоритетов, оценке работы, выполненной прокуратурой и иными правоохранительными органами. Кроме этого, работники прокуратуры могут входить в состав рабочих групп законодательных органов власти. 

2) В случаях, предусмотренных законодательством, участие прокурора в заседании соответствующих органов власти является обязательным. Так, согласно Федеральному закону от 08.05.1994 № З-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутат, группа депутатов палат парламента вправе обращаться с запросом к Генпрокурору РФ по кругу вопросов, входящих в его компетенцию. Запрос вносится на заседание соответствующей палаты в письменной форме. Генпрокурор РФ дает ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ) или письменной форме. Представление ответа в устной форме предполагает непосредственное участие прокурора. Но не исключает такого участия и представление ответа в письменной форме.

3) Генпрокурор РФ (или по его поручению другой прокурор) также участвует в заседаниях палат парламента при рассмотрении представления о лишении депутата неприкосновенности и для получения согласия на привлечение его к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание.

4) В соответствии со статьями 1 и 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Прокуратура проводит правовую экспертизу проектов законов и других нормативных актов. Цель правовой экспертизы - дать юридическую оценку качеству законопроекта. В заключении содержится вывод о соответствии проекта закона нормам Конституции и общепризнанным принципам и нормам международного права, об отсутствии в нем внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании, о соблюдении правил юридической техники. Кроме этого, проект закона должен быть проанализирован на наличие в нем коррупциогенных факторов.