Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 245

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель".

Таким образом, в осуществлении уголовного преследования действует довольно широкий круг должностных лиц и даже отдельных граждан - участников уголовного судопроизводства. Безусловно, указанные лица свою деятельность в уголовном преследовании реализуют по-разному и исключительно в пределах своей компетенции, установленной уголовно-процессуальным законом.

Для одной группы лиц - прокурора, следователя, руководителя следственного органа, дознавателя - осуществление уголовного преследования является обязанностью. Причем уголовное преследование они осуществляют от имени государства (ст. 21 УПК). Другой группой субъектов функции уголовного преследования являются потерпевший, его законный представитель и (или) представитель, частный обвинитель, гражданский истец и его представитель. Их участие в уголовном преследовании, по общему правилу, является правом, но не обязанностью (ст. 22, 44 УПК).

Уголовное преследование ведется в отношении определенного лица, которое подозревается или обвиняется в совершении преступления. Его начало связано с возникновением оснований для вовлечения в уголовный процесс указанных субъектов, а именно: либо с возбуждением уголовного дела в отношении конкретного лица, либо с задержанием в качестве подозреваемого, либо с применением к лицу меры пресечения до предъявления обвинения, либо с уведомлением конкретного лица о подозрении его в совершении преступления. Если указанные процессуальные решения не принимались, то уголовное преследование начинается с вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого или вынесения обвинительного акта.

Для следователя и дознавателя, как уже отмечалось, осуществление уголовного преследования является обязанностью, которую они реализуют в досудебном производстве. В содержание уголовного преследования, осуществляемого указанными лицами, входит: возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица, выдвижение подозрения или обвинения на основе собранных доказательств; предъявление обвинения, а при необходимости его изменение; применение мер процессуального принуждения в отношении подозреваемого или обвиняемого в целях обеспечения их надлежащего поведения в ходе досудебного производства; окончание предварительного расследования составлением обвинительного заключения или обвинительного акта; направление уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного заключения (обвинительного акта) и последующей передачи дела в суд. На этом для следователя и дознавателя процессуальная деятельность, связанная с уголовным преследованием, заканчивается.


Роль прокурора в уголовном преследовании существенно отличается от деятельности следователя и дознавателя в этой сфере. Для него, как и для следователя и дознавателя, осуществление уголовного преследования является обязанностью. Однако уголовное преследование он осуществляет на протяжении всего уголовного процесса как в досудебном, так и в ходе судебного производства. При этом содержание уголовного преследования, осуществляемого прокурором, меняется в зависимости от этапов уголовного судопроизводства.

В досудебном производстве прокурор является не только одним из участников уголовного преследования со стороны обвинения, но и организатором и руководителем этой деятельности, наделенным властно-распорядительными полномочиями но отношению к органам предварительного следствия и дознания, осуществляющим расследование но уголовным делам.

В настоящее время прокурор не наделен правом возбуждать уголовные дела. Он не вправе проводить по ним расследование. Эти обязанности лежат на органах предварительного следствия и дознания.

Но он уполномочен в случае выявления в ходе надзорной деятельности фактов, связанных с нарушением уголовного законодательства, выносить мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по этим фактам. Он проверяет законность принимаемых органами предварительного расследования решений о возбуждении уголовных дел или об отказе в возбуждении таковых.

Прокурор вправе требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений закона, допущенных в ходе расследования. Он может изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его для дальнейшего расследования следователю, передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому.

Прокурор утверждает постановления дознавателя о прекращении производства по уголовным делам, в том числе и в связи с прекращением уголовного преследования.

Прокурор полномочен рассматривать и утверждать итоговые процессуальные документы, составленные следователем и дознавателем по расследованным ими уголовным делам. Речь идет об обвинительном заключении и обвинительном акте, которые после их утверждения прокурором вместе с уголовным делом направляются в суд.


Однако прокурор, если признает, что дело расследовано некачественно, может его вернуть следователю или дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения или квалификации действий обвиняемого либо для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

Таким образом, прокурор наделен широкими полномочиями в досудебном производстве, которые направлены на то, чтобы максимально обеспечить конечную цель уголовного преследования - изобличение лиц, виновных в совершении преступлений, и привлечение их к уголовной ответственности.

Качественно и объективно проведенное предварительное расследование создает необходимые предпосылки для рассмотрения и разрешения судом уголовного дела по существу. В ходе судебного разбирательства прокурор продолжает осуществление функции уголовного преследования, выступая в качестве государственного обвинителя.

В суде прокурор излагает предъявленное подсудимому обвинение. В обоснование обвинения представляет доказательства и участвует в их исследовании. Он излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения, излагая суду мотивы отказа. Отказ от обвинения может быть полным или частичным. До удаления суда в совещательную комнату государственный обвинитель может также изменить обвинение в сторону смягчения (ст. 246 УПК РФ).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, под уголовным преследованием прокуратуры следует понимать самостоятельную функцию (направление деятельности) прокуратуры, осуществляемую в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в целях изобличения подозреваемого или обвиняемого (подсудимого) в совершении преступления.

68. СООТНОШЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ С ИНЫМИ НАДЗОРНЫМИ И НЕНАДЗОРНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА


Уголовное преследование как направление деятельности прокуратуры реализуется в виде поддержания обвинения в суде, выражающегося в утверждении государственного обвинителя о виновности подсудимого в совершении инкриминируемого ему преступления, основанном на совокупности доказательств, собранных в результате предварительного расследования и указанных в обвинительном заключении или обвинительном акте, а также в ходе судебного следствия.

При этом на прокурора в соответствии с федеральным законом возложена функция прокурорского надзора, обусловленная самим предназначением прокуратуры, выраженная задачах данного органа, характеризующаяся определенным предметом и направленностью прокурорской работы.

Функция прокурорского надзора в суде первой инстанции выражается в проверке законности и обоснованности решений, приговоров и других актов в рамках рассмотрения уголовного дела. В рамках реализации обозначенной функции прокурор участвует в заседаниях суда, непосредственно в судебном разбирательстве по первой инстанции, в случаях и в порядке, предусмотренных законом, вносит представления. Фактически функция прокурорского надзора и уголовного преследования в судебном производстве осуществляются параллельно, но не совпадают, т. к. функция прокурорского надзора гораздо шире и обусловлена предназначением органов прокуратуры в целом. В отличие от защитника по делу прокурор обязан реагировать на любые нарушения закона при рассмотрении дела, что далеко не всегда связано с предназначением уголовного преследования — изобличением виновного лица.

69. РАБОТА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ФОРМЫ РАБОТЫ

В соответствии с положениями ст. 27 Закона о прокуратуре РФ прокурор, осуществляя надзор, рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные обращения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

В ст. 10, данного закона установлено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Поступающие в органы прокуратуры заявления, жалобы и иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.


Порядок рассмотрения обращений, поступающих в органы прокуратуры, их приема, учета, регистрации, формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения регламентируется Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора от 30 января 2013 г. No45, а также иными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Порядок и сроки рассмотрения обращений, связанных с реализацией заявителями процессуальных прав и законных интересов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, а также обращений, вытекающих из международных отношений и обязательств, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, военнослужащих и иных обращений, а также приема граждан регулируются Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей.

В органах прокуратуры рассматриваются: а) обращения граждан Российской Федерации; б) иностранных граждан; в) лиц без гражданства; г) обращения и запросы должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации.

Действующим законодательством установлен порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами к должностным лицам государственных органов, органов общественных объединений, учреждений и организаций, и предприятий независимо от формы собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. Обращения в органы прокуратуры могут быть получены в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования. Рассматриваются также обращения граждан, направленные СМИ.

Все обращения, поступившие в органы прокуратуры РФ подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления.

Под обращением в органы прокуратуры РФ понимается направленные в установленной законом форме предложение, заявление или жалоба.

Обращения могут быть первичными и повторными.

Первичное — обращение по вопросу, который ранее не рассматривался в данном органе прокуратуры, либо поступившее от лиц, ранее не обращавшихся в прокуратуру по данному вопросу.