Файл: Прокуратура рф один из важнейших правоохранительных и правозащитных органов государства общая характеристика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 237

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Помимо надзорных представления прокурора и жалобы основанием для пересмотра дела в порядке надзора является представление Председателя Верховного Суда РФ либо его заместителя о пересмотре судебных постановлений. Данное представление преследует цель устранения явных нарушений как материального, так и процессуального законодательства РФ, которые негативно отразились на принятых судебных актах и вследствие чего участники гражданского процессе не получили доступ к правам, гарантированным Конституцией РФ, ГПК РФ.
82. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ СУДАМИ В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ И ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Прокурор принимает участие на всех стадиях гражданского судопроизводства.

Приказ Генпрокуратуры России от 11.01.2021 N 2 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве"

Задачами участвующего в гражданском и административном судопроизводстве прокурора считать:

защиту и реальное восстановление нарушенных прав, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

обеспечение законности на всех стадиях гражданского и административного судопроизводства.

3. При решении поставленных задач исходить из того, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском и административном судопроизводстве, являются:

  • участие в рассмотрении судами дел, возбужденных по искам, заявлениям, административным исковым заявлениям (далее - заявления) прокуроров, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений и актов (далее - судебные постановления) по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

  • вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам, предусмотренным частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), частью 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), и в иных случаях, установленных федеральными законами;

  • апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по делам, в рассмотрении которых участвовал или вправе был участвовать прокурор;

  • рассмотрение обращений о проверке законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским и административным делам.


При обращении с кассационным или надзорным представлением учитывать положения статей 379.3, 390.7, 391.5 ГПК РФ, статей 322, 323, 337 КАС РФ и в необходимых случаях ходатайствовать о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной или надзорной инстанции.

Прокурор вправе обратиться в суд с представлением о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам, если дело было возбуждено по заявлению прокурора, поданному в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 45статья 394 ГПК РФ), либо если прокурор вступил в процесс для дачи заключения по делу в случаях, когда это предусмотрено ГПК РФ и иными федеральными законами (часть 3 статьи 45 ГПК РФ). При этом право на обращение прокурора с таким представлением не зависит от фактического участия прокурора в заседаниях судов соответствующих инстанций.

Прокурор также вправе обратиться в суд с заявлением о пересмотре судебных постановлений в порядке главы 42 ГПК РФ в интересах граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, не привлекавшихся судом к участию в деле, если судебными постановлениями разрешен вопрос о правах и обязанностях этих лиц, применительно к части 1 статьи 45 ГПК РФ (часть 4 статьи 1 ГПК РФ).

Заявление прокурора о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в интересах лиц, не привлекавшихся судом к участию в деле, должно быть обосновано применительно к требованиям части 1 статьи 45 ГПК РФ (часть 4 статьи 1 ГПК РФ).

83. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ СУДАМИ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Участие прокурора в административном судопроизводстве -самостоятельное ненадзорное направление деятельности прокуратуры, относящееся к функции содействия осуществлению правосудия. Предмет прокурорской деятельности в данном направлении представляет собой обеспечение органами прокуратуры строгого соответствия актов, издаваемых судами, законодательству РФ и про ведение государственной правовой политики в рассмотрении и разрешении судами дел, возникающих из административных правоотношений, выступая в качестве представителя государства.


Участие прокурора в рассмотрении судами административных дел в качестве отдельного направления деятельности прокуратуры обусловлено его закреплением в федеральном законодательстве в виде системы норм, регулирующих данное участие, а также регламентированием законом формы участия и полномочий прокурора.

Цели прокурора как субъекта, защищающего в административном судопроизводстве публичный интерес, проистекают из общих целей прокуратуры в целом и направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина. Решение этих задач в рамках предоставленных прокурору процессуальных прав и обязанностей способствует правильному и своевременному разрешению административных дел и реализации задач административного судопроизводства (ст. 3 КАС РФ). Следовательно, достижение целей может быть осуществлено при помощи решения прокуратурой следующих задач: - содействие суду в полном и всестороннем исследовании обстоятельств административного дела, в правильном и своевременном рассмотрении и разрешении дела во всех судебных инстанциях; - обеспечение защиты в процессе административного судопроизподства законных прав участников процесса.

Статья 39 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, а также вступление прокурора в процесс и дачу им заключения по административным делам, указанным в Кодексе и других федеральных законах (ч. 1 ст. 2, ч. ч. 1, 7 ст. 39 КАС РФ).

Такая форма участия прокурора в административном судопроизводстве, как вступление в судебный процесс и дача заключения по административному делу применяется в случаях, предусмотренных данным Кодексом, к которым относятся административные дела об оспаривании нормативного правового акта
(ч. 4 ст. 213 КАС РФ), о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 3 ст. 243 КАС РФ), о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ч. 3 ст. 268 КАС РФ), об административном надзоре (ч. 3 т. 272 КАС РФ), о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке (ч. 3 ст. 277), о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 280),

о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ч. 4 ст. 282 КАС РФ), о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (ч. 3 ст. 285.2 КАС РФ).

Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления.

При принятии к производству судом административного дела, предполагающего обязательное участие прокурора, судья должен известить об этом соответствующего прокурора, направив извещение о месте и времени рассмотрения дела.Неявка в судебное заседание прокурора, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, такие случаи должны носить исключительный характер в силу установленной законом обязательности участия прокурора для защиты публичных интересов.

Участие прокурора в данных административных делах предполагает дачу заключения, под которым понимается изложение мнения прокурора по поводу наличия либо отсутствия оснований для удовлетворения административных требований. Заключение должно содержать оценку исследованных в суде доказательств, указание на установленные с их помощью существенные фактические обстоятельства, с указанием норм материального прав, регулирующие спорные правоотношения, которая учитывается судом при вынесении судебного акта.

Заключение прокурора по делу завершает рассмотрение дела по существу. Прокурор выступает перед прениями сторон.

Особой формой участия прокурора в административном судопроизводстве является подача представлений на судебные акты, которая является средством реагирования прокурора на незаконные решения суда.

Право принесения представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле (ч. 2 ст. 295 КАС РФ), а также вышестоящему прокурору.

В свою очередь под прокурором, участвующим в деле понимается – прокурор, вступивший в судебный процесс для дачи заключения по делу, в том числе Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции (ст. 37, 39 КАС РФ, статьи 54 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).


Прокурор вправе принести представление также в том случае, если он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным, указанное положение нашло свое развитие в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции».