Файл: Пенсионная система России современное состояние и перспективы развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
40. Необходимо повышение финансовой культуры финансовых управляющих НПФ, регламентация минимального уровня ежегодной доходности инвестиций и создание инструментов принуждения к соблюдению этих обязательств.

Повышение роли НПФ в национальной пенсионной системе потребует создания гарантий для участников фондов по двум базовым направлениям: сохранность капитала и минимальный гарантированный уровень доходности. В части сохранности капитала заслуживает внимания практика ряда государств, в которых наследники пенсионера имеют право на получение оставшейся после смерти части капитала. В деятельности российских НПФ она уже частично применяется, и при достаточном уровне популяризации способна существенно повысить уровень доверия населения к НПФ.

Ряд препятствий повышения социальной эффективности пенсионной системы РФ заложен в самом механизме формирования пенсионных взносов: отсутствии минимального уровня доходов, включаемых в пенсионные отчисления (по аналогии с зарубежной практикой) при наличии ограничений на сумму страхуемого заработка. Одним из следствий сформированного механизма функционирования ПФР является обязательство отчислений за лиц на уровне прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (и ниже). Формируемые в данном случае отчисления недостаточны для получения их в виде пожизненной пенсионной выплаты, а у государства формируется обязательство по компенсации пенсионных выплат подобным участникам пенсионной системы до уровня прожиточного минимума.

Негативно влияет на функционирование ПФР и законодательно установленное ограничение на сумму страхуемого заработка: на суммы выплат в пользу работников, превышающие верхнюю границу, страховые взносы не начисляются. Как следствие, для лиц, чьи доходы превышают предельную величину, накопительная пенсия сможет быть выгодной только при условии очень высокой доходности их накоплений, компенсирующей неуплату взносов с части заработка.

Таким образом, в качестве заслуживающих внимания направлений реформирования пенсионной системы целесообразно рассмотреть варианты установления необлагаемого минимума доходов населения, а также повышение предельного размера страхуемого заработка. Разумеется, в подобной ситуации особого внимания потребует решение задачи поддержание уровня жизни населения, занятого в местах с низким уровнем оплаты.

Глобальной проблемой функционирования пенсионной системы страны является и отсутствие реальных гарантий сохранности пенсионных накоплений, защиты их от обесценения вследствие инфляции. В рамках действующей системы обеспечения сохранности пенсионных накоплений каждый страховщик фиксирует на индивидуальном лицевом счете гражданина средства пенсионных накоплений на 31 декабря года, в котором истекает пятилетний срок с начала формирования пенсионных накоплений у данного страховщика. АСВ гарантирует возмещение пенсионных накоплений, отраженных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за
исключением инвестиционного дохода, сформированного за период менее пятилетнего срока, что в наихудшем варианте означает гарантию номинала взносов.

В целях повышения адресности предоставления социальных гарантий и легализации рынка труда необходимо совершенствование системы персонифицированного учета граждан. Модернизация и создание единой системы персонифицированного учета граждан на основе информационных ресурсов государственных внебюджетных фондов должны обеспечить полную идентификацию граждан, учет их трудовых и социальных прав, включая меры социальной поддержки, ведение полной трудовой и социальной документации граждан в электронном виде (в частности, электронной трудовой книжки работника). Взаимоотношения предпринимателя и Пенсионного фонда должны базироваться на условиях максимального комфорта осуществления начислений и платежей, предоставления полного сервиса в ситуации реструктуризации задолженности и трансформации отношения к плетельщику как партнеру.

Также важно объективно оценивать возможность предпринимателей платить взносы именно в таком объеме, учитывая особенности экономических условий их функционирования. Современная динамика снятия с учета предпринимателей демонстрирует полное игнорирование интересов хозяйствующих субъектов в данном вопросе.

Важно отметить, что информатизация предпринимателей и проведение постоянного диалога о важности взаимодействия – это первоочередное направление оптимизации работы Пенсионного фонда, определяющее эффективность его развития и благополучность восприятия его инициатив непосредственно плательщиками страховых взносов. Поэтому необходимо развивать службы информационной поддержки, пропаганду и PR, размещать социальную рекламу и использовать другие маркетинговые инструменты.

Решения заслуживают также задачи совершенствования организации взаимодействия между участниками системы, развития электронного документооборота внутри системы ПФР. Существующая система персонифицированного учета позволяет фиксировать все особенности плательщика и обеспечивать полный цикл начисления страховых взносов.

Важно отметить, что информатизация предпринимателей и проведение постоянного диалога о важности взаимодействия – это первоочередное направление оптимизации работы Пенсионного фонда, определяющее эффективность его развития и благополучность восприятия его инициатив непосредственно плательщиками страховых взносов. Поэтому необходимо развивать службы информационной поддержки, пропаганду и PR, размещать социальную рекламу и использовать другие маркетинговые инструменты.


Немаловажным аспектом развития пенсионной системы РФ должно явиться повышение качества принимаемых решений (как в сфере модернизации всей системы, так и ее отдельных элементов). Особенно важным повышение качества принимаемых решений видится в контексте ухудшения состояния бюджета ПФР, повышения уровня социальной напряженности на фоне очередного этапа реформирования пенсионной системы страны. Сказываются также снижение качества жизни населения на фоне роста инфляции и валютного кризиса 2014-2015 гг.

В указанном направлении определенным потенциалом обладают такие способы повышения качества принимаемых решений как применение на проектных стадиях реформирования пенсионной системы математического инструментария, сценарного подхода к оценке предполагаемых результатов предлагаемых к внедрению мер по реформированию пенсионной системы. Основные угрозы развитию пенсионной системы (равно как и перспективные проблемы ее функционирования) могут быть прослежены по тенденциям демографической и экономической системы страны. Соответственно, принятие решений по модернизации пенсионной системы стоит выстраивать на позициях прогнозирования, моделирования с горизонтом планирования от 20 лет и выше. Подобный подход может потенциально смягчить проводимые реформы, равномерно перераспределяя финансовую нагрузку между участниками пенсионной системы.

В качестве итога подведем выводы о сценариях модернизации пенсионной системы Российской Федерации. Первым сценарием, который, очевидно, реализуется в настоящее время, является пересмотр обязательств государства в отношении пенсионного обеспечения на фоне структурных проблем в финансах пенсионных фондов. Повышение пенсионного возраста (опережающее относительно роста средней продолжительности жизни), отмена индексации пенсий в течение длительного периода времени – всё это указывает на поступательные действия по снижению обязательств государства в части обеспечения доходов населения по выходу на пенсию по возрасту.

Вторым сценарием является уход государства из системы пенсионного обеспечения (с обязательным переходным периодом в 20-30 лет), усилением роли НПФ, корпоративных пенсионных систем, фактически – изменение устоявшейся модели пенсионного страхования по возрасту. Реализация подобного сценария видится маловероятной, она сопряжена с высокими социальными рисками, безусловной критикой.

Третьим сценарием (идеализированным) является комбинированное развитие НПФ, ПФР на фоне динамичной легализации теневых доходов, расширения ресурсной базы пенсионных фондов, оптимизации непрофильных расходов, развития корпоративных пенсионных систем в ведущих компаниях (в дополнение к уже существующим). Подобный вариант развития ситуации позволит существенно расширить ресурсную базу пенсионной системы, обеспечит рост среднего размера пенсий. Реализации данного сценария препятствуют структурные проблемы в экономике страны (рост демографической нагрузки), низкий уровень доверия к пенсионной системе, равно как и к действиям государства по легализации теневых доходов.Немаловажную роль играют и спорные с точки зрения населения (как равноправного участника) действия в части современного этапа реформирования пенсионной системы (заморозка накоплений, повышение пенсионного возраста).


С позиции интенсивности реформирования развитие пенсионной системы РФ можно предположить консервативный и интенсивный сценарии развития:

- при выборе консервативного сценария можно ожидать сохранения основных базовых условий функционирования системы с ситуативными модификациями для обеспечения ее устойчивости в краткосрочной перспективе (к примеру, «замораживание» индексации пенсионных накоплений, повышение пенсионного возраста и т.п.). Сохранение базовых условий функционирования пенсионной системы (фактически – консервация имеющихся проблем) в долгосрочной перспективе не позволит решить проблему эффективности пенсионной системы;

- интенсивный сценарий развития пенсионной системы, как видится, во многом может опираться на два базовых условия – разгосударствление пенсионной системы (вкупе с очевидным снижением государственный социальных обязательств) и повышение устойчивости инвестиционной компоненты накопительной пенсии. При подобном подходе на государстве видится целесообразным сохранить обязательства по социальным пенсиям, обеспечить прогрессивную пенсионных отчислений, создать действенную систему гарантий пенсионных накоплений, стимулировать вывод доходов населения из теневого сектора.

Разумеется, эффективность подобных мер не может быть обеспечена исключительно в рамках пенсионной системы, реализация данных мер потребует модернизации банковской системы, развития финансового рынка, повышения уровня доверия населения к реформам со стороны правительства и других мер.

Таким образом, в главе дана характеристика особенностей и проблем функционирования пенсионной системы Российской Федерации на современном этапе. К числу ключевых особенностей решено относить функционирование пенсионной системы в условиях растущей демографической нагрузки на экономически активное население, нахождение на этапе очередного реформирования, усиление роли негосударственных пенсионных фондов. К числу проблем решено относить: неэффективный характер управления средствами ПФР, недостаточный объем финансов в системе государственного пенсионного страхования, низкий уровень доверия к пенсионной системе, высокую долю теневой занятости. Реформы предшествующих 7-5 лет ведут к дальнейшему ухудшению отношения участников пенсионной системы к ее институтам, что находит своё отражение и в ухудшении финансовой дисциплины, негативно сказывается на перспективах развития пенсионной системы.Как следствие, финансы пенсионной системы не обеспечивают высокого уровня защиты пенсионеров в части социальных рисков, потери дохода, немаловажную роль в чем играет сжатый потенциал пенсионных отчислений.


Завершается глава оценкой сценариев модернизации пенсионной системы Российской Федерации. Выделяется три сценария: пессимистический, оптимистический и базовый. Базовый сценарий (который и будет с высокой степенью вероятности описывать развитие пенсионной системы в перспективе 3-5 лет) состоит в консервации имеющихся проблем, росте нагрузки на федеральный бюджет как источник покрытия дефицита ПФР, низкого уровня пенсионного обеспечения. Позиция правительства в этом сценарии не предполагает кардинальных реформ, а наиболее оптимистичным вариантом будет снятие моратория на отчисления в накопительную часть (после 2023 года). Пессимистичный сценарий заключается в пересмотре государственных масштабов участия в пенсионной системе, переформатировании системы в исключительно распределительную, ужесточению ответственности за уклонение от уплаты взносов и, в целом, теневую деятельность. Оптимистический сценарий предлагается оценивать в форме повышения эффективности управления финансами ПФР, повышения эффективности инвестиционной деятельности НПФ и ПФР, поступательной легализации базы уплаты пенсионных взносов и укрепления финансов пенсионной системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отсутствуют выводы по всем разделам работы, нет предложений о совершенствовании действующего законодательства.

Пенсионная система рассматривается в работе как совокупность элементов, функционально направленных на обеспечение определенным категориям населения государства совокупности социальных гарантий. Данные элементы могут быть классифицированы по широкой совокупности признаков, одним из которых выступает выделение государственного и негосударственного элементов пенсионной системы по критерию распоряжения средствами пенсионных фондов.

Функционирование пенсионной системы, как любой значимой для государства социальной системы, оказывается эффективным при соблюдении определенных условий. Универсальными условиями эффективности функционирования социальных и экономических систем можно назвать соответствие их целям, прозрачность, законность и другие. В то же время, каждая из систем, функционирующих в государстве (и обладающих специфическим предметом, субъектом и прочими атрибутами) характеризуется совокупностью актуальных именно ей основополагающих условий или же – принципов.

Подавляющее большинство экономически развитых государств в настоящее время позиционируют себя как социально ориентированные страны. Следствием этого является совокупность принимаемых на себя государствами социальных обязательств и в их числе – пенсионные системы как инфраструктурное обеспечение социальных обязательств в сфере пенсионного обеспечения. При этом какой- либо универсальной и общепринятой модели пенсионного обеспечения не сформировано. Как