Файл: Пенсионная система России современное состояние и перспективы развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Теоретическая значимость работы состоит в развитии теоретико-методологических положений в сфере государственного управления пенсионной системой.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных результатов и разработанных автором сценариев развития пенсионной системы в целях решения задачи повышения эффективности государственного управления пенсионной системой Российской Федерацией.

Структура работы определена составом и последовательностью решаемых исследовательских задач и включает в себя введение, три главы основной части, заключение, список источников использованной литературы и приложения. В первой главе работы рассматриваться теоретические основы организации и функционирования пенсионной системы. Вторая глава работы посвящена анализу практики реформирования пенсионной системы Российской Федерации с начала 1990-х гг. и на момент подготовки настоящего исследования. В главе дана характеристика состояния доходов и расходов Пенсионного фонда Российской Федерации, определены основные параметры государственного пенсионного обеспечения по направлениям социального страхования в различные периоды развития пенсионной системы. Третья глава работы посвящена оценке перспектив развития пенсионной системы Российской Федерации. Отдельное внимание в главе уделено идентификации проблем, с которыми будет в перспективе сопряжено развитие национальной пенсионной системы. На принципах сценарного подхода в работе определены направления дальнейшего реформирования пенсионной системы.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    1. Понятие и сущность системы пенсионного обеспечения


Пенсионная реформа является одной из главной составляющей финансовой политики любого государства, через которую перераспределяется значительная часть валового внутреннего продукта. В последние годы многие современные государства столкнулись с проблемами реформирования системы пенсионного обеспечения, которые вызваны изменениями в социально-экономических и демографических условиях.

За последние 25-30 лет пенсионная система Российской Федерации также претерпела существенные изменения, которые связаны, прежде всего, со вступлением нашего государства в рыночные отношения.

Можно выделить следующие причины, которые побудили Россию к созданию собственной системы пенсионного обеспечения:


1) Необходимость повышения реального уровня жизни пенсионеров в России. В то время произошло снижение как абсолютного, так и относительного уровня жизни пенсионеров. Это было вызвано ростом номинальной оплаты труда и консервацией максимально размера пенсии, которая не проводилась уже больше 30 лет. Это привело к тому, что средний размер пенсии стал составлять меньшую часть заработка, чем прежде.

2) Девальвация пенсионной системы советского периода, которая превратилась в уравнительную систему, финансируемую по остаточному принципу в порядке государственного социального страхования. На протяжении многих десятилетий советское государство значительно экономило на выплате пенсий гражданам, что позволяло сознательно замораживать уровень пенсионного обеспечения на длительные периоды, не гарантируя пенсионерам непрерывного улучшения жизни по мере роста оплаты труда в стране, повышения уровня жизни, появления у государства дополнительных экономических возможностей.

3) Возникающая потребность в пересмотре идеологической направленности сущности пенсионного обеспечения. Во времена советского периода сложился постулат о том, что государственное социальное страхование ложится на плечи государства. Эта идея, внедренная в сознание людей, даже получила законодательное подкрепление и использовалась при формировании управленческих решений.

Государство, устанавливая централизованной низкий уровень оплаты труда населения (практически для всех категорий работников), изымало большую часть того, что оно заработало, и одновременно декларировало отсутствие страховых взносов. Это считалось одним из величайших достижений.

В результате этого, расходы на выплату пенсий финансировались за счет государства, что приводило к некой искаженной реальности: пенсии формируются за счет государства, а простое рабочее население не участвует в их формировании.

Поэтому перед государством стала ясная задача: коренным образом изменить пенсионное обеспечение страны.

Проанализировав различные источники, можно выделить следующие основные этапы реформирования пенсионного обеспечения Российской Федерации:

1) Первый этап: с 1990 по 1994 гг.

В этот период времени в России предпринимались первые попытки создать пенсионную систему, которая соответствовала бы принципам рыночной экономики1.

В декабре 1990 года было принято постановление Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Так впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов
2.

В декабре 1991 года было разработано Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации, которое определило Пенсионный фонд как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации3.

Данное положение определило:

  • - основные направления деятельности Пенсионного фонда России (далее - ПФР);

  • - направление средств ПФР;

  • - средства, формирующие ПФР;

  • - осуществление руководством ПФР.

Изначально средства ПФР были формально отделены от федерального бюджета, но при этом оставались собственностью Российской Федерации.

На этом этапе деятельность Пенсионного фонда осуществлялась в рамках кризиса острой нехватки платежей. В связи с этим одним из первых и существенных шагов стало проведение мероприятий по привлечению заемных средств в коммерческих банках.

С созданием Пенсионного Фонда в России стал использоваться абсолютно новый механизм по выплатам пенсий и пособий. Все средства для выплаты пенсий стали поступать за счет страховых взносов работодателей и граждан4.

В функции ПФР входят назначение и выплата пенсий, управление средствами пенсионной системы, учёт страховых средств, выплата материнского капитала, установление социальной доплаты к пенсиям до прожиточного минимума и другие5.

В основу системы государственного пенсионного обеспечения России был положен так называемый «договор поколений». Его сущность сводится к тому, что работающие граждане страны должны обеспечивать пенсионеров за счет отчислений средств в Пенсионный фонд в виде определенных процентов от заработной платы либо иных вознаграждений.

Реформаторы 1990 года пытались создать универсальное пенсионное обеспечение. Поэтому:

- пенсионное обеспечение было распространено абсолютно на все население страны (в том числе для нерезидентов);

- лицам, которые не имели трудового стажа, назначались социальные пенсии;

- все без исключения работающие пенсионеры имели право на получение пенсии в полном размере.

В 1991-1994 гг. работу пенсионной системы удалось стабилизировать, произошел рост численности пенсионеров (за счет новых условий пенсионного обеспечения). Это стало возможным в результате того, что появились новые категории граждан, которые раньше не попадали под систему пенсионного обеспечения (священнослужители, индивидуальные предприниматели, творческие работники и т.д.)
6.

На данном этапе удалось добиться того, чтобы бюджет Пенсионного фонда стал профицитным, то есть поступающие взносы превысили размер выплачиваемых пенсий. В этот период наблюдалась заметная волатильность ставок страховых взносов, которые то увеличивались, то уменьшались (таблица 1).

Таблица 1

Тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в 1991-1994 гг.


Категории плательщиков

1991

1992

1993-1994




Предприниматели, адвокаты

5

5

5




Наемные работники

1

1

1




Сельскохозяйственные предприятия

26

20,6

20,6




Работодатели

26

31,6

28






Подобное изменение ставок страховых взносов отрицательно сказывалось на деятельности предпринимателей в России. Они не могли с наибольшей точностью спланировать бюджет расходов на формирование фонда оплаты труда работникам предприятия. После 1994 года законодатели отказались от пересмотра тарифов страховых взносов.

При высокой собираемости страховых взносов удалось обеспечить сбалансированность Пенсионного фонда Российской Федерации.

Таким образом, пенсионная реформа 1990-1994 гг. положила начало формированию пенсионного обеспечения в современной России. Пенсионная реформа рассматривалась как механизм компенсации потерь, сопровождавших радикальную трансформацию экономики (как для пенсионеров, так и для работающего населения). Также были расширены права на получение досрочной пенсии. В совокупности данные мероприятия в дальнейшем оказали влияние на возникновение несбалансированности пенсионной системы и возникновение пенсионного кризиса, который проявлялся в росте задолженности предприятий по платежам в ПФР.

2) Второй этап: с 1995 по 1998 гг.

Накопившиеся проблемы усугубили положение в области пенсионного обеспечения. Бюджет Пенсионного фонда стал дефицитным (расходы превышали доходы).

Для снижения уровня дефицита предлагалось пойти по одному из двух путей:


а)увеличить доходы (за счет повышения ставок страховых взносов);

б) уменьшить расходы (за счет сокращения пенсионных выплат, сокращения категорий населения, имеющих право на досрочное получение пенсии и т.д.).

Была и еще одна возможность– пересмотреть основополагающие принципы пенсионного обеспечения. Для этого требовалось признать, что кризис в пенсионной системе, который уже перешел в открытую фазу, вызван не только внешними экономическими факторами, но и внутренними проблемами самой системы. Однако в середине 1990-х годов правительство и большинство экспертов по пенсионным вопросам признавали только временный характер проблем, но не кризис системы.

Правительство РФ приняло Постановление №790 от 07.08.1995 «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации», которое определило цели и направления пенсионной реформы в РФ.

Данная Концепция определила создание в РФ трехуровневой системы пенсионного обеспечения7.

Первый уровень(1) – основана на базовой пенсии, которая выплачивалась всем гражданам РФ независимо от размера трудового стажа и назначения пенсии. Она зависела от уровня минимального размера оплаты труда и выплачивалась только неработающим пенсионерам.

Второй уровень(2) — основывается на трудовой (страховая) пенсии. Данную пенсию предполагалось установить в зависимости от вклада, который внес каждый человек в формирование пенсионных накоплений, то есть от суммы уплаченных им страховых взносов.

Третий уровень(3) —основана на негосударственной пенсии, которая формировалась за счет личных пенсионных накоплений граждан в страховых организациях либо негосударственных пенсионных фондах.

Именно эта Концепция породила идею развития системы негосударственного пенсионного обеспечения в России.

Лишь позднее, в 1998 году на законодательном уровне была закреплена деятельность негосударственных пенсионных фондов России после принятия Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ от 07.05.1998г (действующая редакция от 08.06.2020 г.).

Данный федеральный закон как правило регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, реорганизации и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью