Файл: Пенсионная система России современное состояние и перспективы развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 168

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По многочисленным оценкам, современное состояние пенсионной системы РФ является неудовлетворительным. Подобные оценки давались ей официальными представителями власти, представителями ПФР, а также самим населением как участниками пенсионной системы. К примеру, Д.А. Медведев давал в одном из своих выступлений негативную оценку сформированному механизму накопительной пенсии30, а Начальник Департамента актуарных расчетов и стратегического планирования ПФР А.К. Соловьев указывал, что система формирования пенсионных накоплений показала на практике свою несостоятельность31.

В условиях замедления роста экономики повышение нормы пенсионных отчислений может стимулировать сокрытие расходов на работников (для минимизации пенсионных отчислений), а дефицит федерального бюджета не позволяет рассматривать его как надежный источник средств ПФР. Более того, в отрыве от ассигнований на выплаты государственных пенсий и пособий военнослужащим, трансферты из федерального бюджета должны рассматриваться как несистемная поддержка бюджета ПФР, к которой нежелательно прибегать на постоянной основе.

Природа пенсионного фонда предполагает влияние на его формирование и расходование двух групп факторов:

- первая группа факторов – факторы, влияющие на механизм формирования доходной части Пенсионного фонда. Условно эти факторы можно разделить на 2 группы: факторы, определяющие состояние основного механизма формирования доходной части пенсионного фонда, и факторы, определяющие состояние бюджетные возможности федерального бюджета по покрытию дефицита средств бюджетного фонда;

- вторая группа факторов – факторы, влияющие на механизм расходования средств Пенсионного фонда. Данные факторы, в отличие от факторов первой группы, представлены в основном факторами демографическими, отражают тенденции развития демографической системы страны, половозрастной структуры. Для функционирования пенсионной системы государства (в учет здесь берется страховая, а не инвестиционная функция бюджета пенсионного фонда) именно эта группа факторов является определяющей, так как она фактически позволяет оценить современное состояние и потенциал спроса на продукты пенсионной системы. Разумеется изолированное рассмотрение демографии с точки зрения расходования средств ПФР безрезультатно, необходимо оценивать состояние демографических процессов с позиции соотношения экономически активного населения и потенциальных получателей пенсионных выплат.


Совокупность влияющих на формирование бюджетных параметров Пенсионного фонда факторов достаточно широка и включает в себя группы макроэкономических, демографических и политических факторов. Рассмотрим далее современное и перспективное состояние факторов макроэкономической и демографической природы. Рассмотрение решено начать с состояния факторов демографических, для описания тенденций и потенциала развития спроса на эффективно действующую пенсионную систему страны.

На протяжении всей современной истории РФ наблюдается рост числа лиц, возраст которых позволяет относить их к получателям пенсий (здесь речь идет именно о пенсиях по возрасту, так как именно они формируют основное направление расходования средств бюджета ПФР). Указанная тенденция является следствием следующих демографических процессов:

- связанная с ростом качества жизни населения (в частности – системой здравоохранения) тенденция повышения продолжительности жизни;

- связанная с преимущественно неблагоприятной экономической и социальной обстановкой в РФ в период начала - конца 1990-х ситуация недостаточно быстрого естественного воспроизводства населения.

Проиллюстрируем данные тенденции статистикой. За период с 1995 г. по 2017 г. ожидаемая продолжительность жизни в стране в среднем выросла с 64,52 лет до 72,7 лет. Закономерно, это приводит к росту числа населения, чей возраст переводит их в группу получателей пенсии по возрасту. Указанная тенденция является одним из аргументов сторонников проводимой пенсионной реформы в рамках повышения пенсионного возраста. В то же время, в учет очевидно, не принимаются половозрастные различия в продолжительности жизни населения РФ, а также продолжительность так называемого «периода дожития».

Для некоторых категорий участников пенсионной системы (к примеру, мужчин выходящих на пенсию в 65 лет по новым условиям (т.е. не располагающих возможностями досрочного выхода на пенсию)) «период дожития» будет сокращен максимально (в 2017 г. средняя продолжительность жизни мужчин в РФ составляла 67,5 лет). В подобных условиях накопительная компонента пенсионной системы видится ее участникам сомнительной, попытки развития негосударственных элементов пенсионной системы и легализации доходов населения будут с высокой вероятностью обладать низкой эффективностью.

Причинами роста продолжительности жизни можно считать действенную социальную политику, повышение инвестиций в систему здравоохранения, приведение стандартов качества жизни к требованиям растущей экономики. С точки зрения пенсионного обеспечения необходимо учитывать и то, что опережающий рост пенсионной нагрузки на экономику является скорее негативной предпосылкой, так как создает условия для излишне высокой демографической нагрузки на население и для изъятия излишних объемов капитала из реального сектора (тормозящих экономический рост). Однако, как и любое другое социальное государство, РФ не может игнорировать обязательства по пенсионному обеспечению населения. Логично,что в условиях роста продолжительности жизни должен обеспечиваться опережающий экономический рост, для компенсации демографической нагрузки. Как покажет дальнейшая оценка демографических и макроэкономических факторов, изменения в демографии не создали предпосылок для этого роста, а стремительный рост экономики в начале 2000-х. гг. не обеспечил интенсивного роста средств пенсионных фондов в достаточном объеме.


Структурной проблемой в национальном аспекте стоит также считать поступательный рост численности населения, занятого в неформальном секторе. С точки зрения формирования средств пенсионных фондов эта тенденция проявляется в снижении поступлений.



Рисунок 6. - Динамика численности занятых в неформальном секторе Российской Федерации32

По оценкам Росстат, в 2019 г. численность занятых в неформальном секторе составляла 14,8 млн. чел., что составляло 19,6% от общей численности занятых. Негативно сказывается на состоянии занятости в неформальном секторе экономики и тот факт, что свыше 90% занятых традиционно заняты только в неформальном секторе.

Дополним анализ тенденций оценкой ключевых факторов, определяющих динамику поступления доходов пенсионных фондов. Наряду с факторами макроэкономическими (прежде всего, спрос на труд) на состояние рынка труда влияют факторы демографические, географические, социальные, политические. С точки зрения влияния демографического фактора важнейшей характеристикой российского рынка труда можно считать поступательное сжатие количества трудовых ресурсов в условиях сокращения численности населения и изменения половозрастной структуры («старение населения»). С позиции влияния на состояние рынка труда демографических факторов наблюдается сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и закономерное снижение численности рабочей силы.

Демографические проблемы в Российской Федерации общеизвестны, широко обсуждаются и, судя по проиллюстрированному на рисунке тренду, характеризуются долгосрочным трендом, смена которого в обозримой перспективе маловероятна. Фактически речь идёт о наблюдаемой тенденции«сжатия» предложения на рынке труда. До определенной степени это «сжатие» (сокращение предложения рабочей силы) может позитивно сказываться на состоянии занятости и безработицы, компенсируя снижение спроса на труд. В то же время, эта компенсация будет показывать только сопоставимость тенденций сокращения спроса и предложения труда. Для роста экономики обе тенденции выступают строго негативными.

Для иллюстрации глубины проблем российского рынка труда со стороны демографического фактора достаточно привести данные МОТ об изменении численности рабочей силы с начала 2000-х гг. в России и других странах,относящихся к лидерам мировых рейтингов. Российская Федерация является одной из двух стран – лидеров по количеству рабочей силы, демонстрирующей ее сокращение с начала 2000-х гг. ПравительствомРоссийской Федерации наблюдаемая тенденция признается, а попыткой изменения интенсивности ее влияния на рынок труда является повышениепенсионноговозраста, начатоев2019 г.


В ретроспективе можно наблюдать изменения в уровне участия населения в рабочей силе между субъектами при относительно стабильных общероссийских значениях. Эта ситуация иллюстрирует масштабы работы (необходимость проведения сбалансированной политики в сфере занятности среди различающихся своими рынками труда, социальной и демографической ситуацией регионов).

Роль федерального бюджета как источника покрытия дефицита бюджета ПФР в условиях неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры также пересматривается. Примечательно, что динамика движения дефицита / профицита федерального бюджета РФ и бюджета ПФР во многом совпадают. В тенденциях изменения соотношения доходов и расходов бюджета ПФР можно наблюдать явно сформированную с 2013 г. тенденцию к росту дефицита средств бюджета ПФР. Частью механизма пенсионного обеспечения РФ выступает Фонд национального благосостояния РФ, средства которого также демонстрируют преимущественно негативную динамику изменения впоследние годы. Таким образом, можно наблюдать негативные тенденции в изменении двух основных источников формирования доходов ПФР: доходов населения и средств федерального бюджета.

Таким образом, состояние макроэкономической конъюнктуры формирования бюджета ПФР можно оценить как преимущественно неблагоприятное, а перспективы ее изменения скорее как негативные для механизма формирования бюджета ПФР. Предположительно, в перспективе 3-5 лет, темпы роста ВВП останутся низкими, нагрузка на экономически активное население будет возрастать, доходы населения как источник средств бюджета ПФР не будут расти с высокой интенсивностью, а инфляция будет снижать покупательскую способность пенсионных выплат и вынуждать к их индексации.

На состоянии доверия к системе НПФ со всех сторон (населения и регуляторов) негативно сказываются действия самих негосударственных пенсионных фондов. Распространёнными правонарушениями сотрудников негосударственных пенсионных фондов выступает перечисление пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России (ПФР) в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) путём подлога заявлений застрахованных лиц, либо посредством введения в заблуждение этих лиц. Целью подобных действий является получение максимально возможного комиссионного вознаграждения за незаконный перевод пенсий граждан из государственного фонда в частный. Масштаб нарушений таков, что в 2013 г. для противодействия им в КоАП Российской Федерации были внесены соответствующие дополнения (пп. 10.1, 10.2 ст. 15.29 КоАП РФ)


Широкая совокупность проблем функционирования негосударственных пенсионных фондов на современном этапе формируется в плоскости доходов населения, их структуры, а именно – динамики, региональных диспропорций, структуры распределения с точки зрения направления остающихся после покрытия текущих расходов средств на пенсионные накопления. Представим направления влияния данных факторов следующим образом:

- наблюдаемая в ретроспективе 4-5 лет тенденция к падению реальных располагаемых доходов населения

- существенные диспропорции в уровне доходов населения закономерно определяют различия в доступе к НПФ. Видится очевидным, что при кратном разрыве в уровне доходов населения по субъектам федерации кратно различаются и возможности инвестировать НПФ;

- косвенно к числу проблем НПФ с точки зрения состояния доходов населения можно отнести и рост численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума во второй половине 2010-х гг. Фактически этот рост иллюстрирует состояние той части населения, которая объективно не может активно участвовать в формировании фондов НПФ. Темпы изменения среднедушевых доходов населения замедляются со второй половины 2000-х г. Одной из причин этого называется окончание трансформационной фазы переходной экономики, другой важной причиной является кризис 2008 г., третьей – ухудшение состояния экономики в 2014-2015 гг.

По данным Федеральной службы государственной статистики, падение реальных располагаемых доходов населения началось в 2014 г. и лишь в 2018 г. наметился некоторый рост. Немаловажную роль в этом росте сыграл пересмотр методики оценки реальных располагаемых доходов населения.



Рисунок 7. - Динамика реальных располагаемых доходов населения Российской Федерации, % к уровню предыдущего года33

Падение реальных располагаемых доходов населения наблюдается уже на протяжении более 4-х лет подряд (смена методики привела к относительному росту доходов, но и в 2019 году их прирост не превышает 1% против 4% роста в 2012-2013 гг.) и оказывает комплексное негативное влияние на состояние и перспективы развития НПФ. На фоне снижения доходов населения объективные возможности и субъективные оценки целесообразности инвестирования снижаются. Сравнивания динамику реальных располагаемых доходов населения (доходы населения за вычетом обязательных платежей - прежде всего налогов, и при этом пересчитанные с учетом инфляции) и среднедушевых доходов в кризисный и посткризисный период 2008 г. можно наблюдать разнонаправленную динамику. Среднедушевые доходы в текущих ценах снижаются в 2008-2010 гг., а реальные располагаемые доходы растут. Другими словами, несмотря на торможение роста среднедушевых доходов, покупательская их способность – росла. Впоследствии тенденции изменения среднедушевых и реальных располагаемых доходов совпадают и негативно характеризуют состояние доходов населения.