Файл: Пенсионная система России современное состояние и перспективы развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На протяжении 2014 – 2015 гг. можно было слышать по радио и смотреть по телевидению о походах на предприятия представителей негосударственных пенсионных фондов, которые предлагали перевести накопительную часть трудовой пенсии из Пенсионного фонда в негосударственный пенсионный фонд.

Авторы Пенсионной реформы считали, что прежняя пенсионная система не соответствует реалиям рыночной экономики и должна уйти в прошлое. Поэтому была реализована новая пенсионная реформа, связанная с переводом накопительной части трудовой пенсии в негосударственные пенсионные фонды.

Данная пенсионная реформа провалилась. Доходность накопительной части трудовой пенсии в среднем составляла 6% при среднегодовом уровне инфляции 10% за последние десять лет (при среднегодовой доходности страховой части в 15%) .

В связи с переходом к принципам пенсионного обеспечения возникают новые проблемы для пенсионной системы Российской Федерации.

Основной задачей пенсионной реформы является достижение долго-срочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, направлен-ной на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года определены основные цели и за-дачи реформирования пенсионной системы.

Так, основными целями развития пенсионной системы являются:

- обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы;

- гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения.

Задачами пенсионной системы являются:

- повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

- повышение эффективности деятельности пенсионной системы РФ за счет выведения скрытых часть заработных плат из тени и увеличения поступления взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ;

- развитие трехуровневой пенсионной системы (трудовая, корпоратив-ная и частная пенсия);

- поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для субъектов экономической деятельности.

На современном этапе к основным целям пенсионной реформы следует отнести:

- обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы;

-реализацию прав и свобод человека, закрепленных в ч.2 ст. 39 Конституции РФ , а именно права на получение государственных пенсий и социальных пособий, установленных законом;


-рационализацию, а также оптимизацию условий предоставления и получения различных видов пенсий;

-реализацию прав и свобод человека, закрепленных в ч.1 ст. 39 Конституции РФ, а именно права на получение социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца;

-приспособление системы пенсионного обеспечения РФ к рыночным отношениям;

- обеспечение транспарентности пенсионной системы, суть которой заключается в предоставлении отчетности каждому человеку.

Граждане должны видеть, сколько за них в течение определенного периода было начислено страховых взносов, на какую величину была проведена индексация и т.д.

Также одной из основных стратегических целей реформы является сбалансированность и долгосрочная финансовая устойчивость бюджета Пенсионного фонда путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений, но, как было отмечено выше, принятые за последние годы меры сильно тормозят формирование корпоративной и индивидуально-накопительной частей .

Решение вышеуказанных задач и достижение поставленных целей предполагает изменение механизма формирования пенсионных прав. Действующий механизм формирования пенсионных прав не позволяет обеспечить пенсионные права соответствующими финансовыми ресурсами, что ведет к несбалансированности как бюджета Пенсионного фонда РФ, так и федерального бюджета.




1.3 Зарубежный опыт государственного пенсионного обеспечения

Подавляющее большинство экономически развитых государств в настоящее время позиционируют себя как социально ориентированные страны. Следствием этого является совокупность принимаемых на себя государствами социальных обязательств и в их числе – пенсионные системы как инфраструктурное обеспечение социальных обязательств в сфере пенсионного обеспечения. При этом какой- либо универсальной и общепринятой модели пенсионного обеспечения не сформировано. Как показывают результаты рейтинговой оценки мировых пенсионных систем, проводимой в соответствии с Глобальным индексом пенсионных систем Мерсера (MelbourneMercerGlobalPensionIndex (MMGPI)), лидирующие позиции в рейтинге (по состоянию на 2017 г. их занимают Дания, Нидерланды и Австралия) формируются в результате эксклюзивных условий функционирования пенсионной системы государства. Стоит принимать во внимание определенную субъективность в оценках национальных пенсионных систем. К примеру, в рамках иного подхода к их оценке (TheGlobalRetirementIndex (GRI)) в 2017 г.
лидируют пенсионные системы Норвегии, Швейцарии и Исландии (для сравнения – лидер по MMGPI 2017 года Дания занимает по оценке GRI 8 место в 2017 году)14.

На момент подготовки исследования в мировой практике сформирован ряд укрупненных моделей пенсионного обеспечения, объединяемых по совокупности родственных признаков, подходов к организации пенсионной системы. Так, можно выделить следующие модели пенсионного обеспечения:

- классическую (иначе называемую моделью Бисмарка), в рамках которой пенсионное обеспечение осуществляется посредством перераспределения пенсионных взносов работающих граждан в пользу получателей пенсий. Подобной модели организации пенсионной системы придерживаются Германия, Испания, Франция и ряд других стран;

- либерально-демократическую (иначе называемую моделью Бевериджа), в рамках которой обеспечивается перераспределение средств через пенсионную систему от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным, а базовыми условиями функционирования пенсионной системы являются ориентация государственных социальных гарантий на прожиточный минимум, а также трехуровневый тип социальной защиты. Данная модель применяется в Великобритании, США, Японии и других странах;

- социально-ориентированную модель, сочетающую в себя признаки солидарной и накопительной пенсионной систем и применяющуюся в Швеции, Норвегии, Дании и других странах.

Приведем в таблице частные параметры пенсионных систем зарубежных государств и Российской Федерации.







Таблица 2

Структура пенсионных систем согласно методике ОЭСР15


Страны

Государственная распределительная система

Накопительный компонент

Социаль-ные пособия

Базовая пенсия

Минималь-ная пенсия

обязательный государствен-ный

Добро-вольный

Форма обеспечения пенсионного страхования

Австралия

+










УВз

Великобритания

+

+

+

УВ




Германия

+







Балльная

Израиль




+







УВз

Исландия

+

+







УВз

Испания







+

УВ




Канада

+

+




УВ




Корея

+

+




УВ




Мексика







+




УВз

Нидерланды




+







УВз

Норвегия







+

УВ

УВз

США










УВ




Турция







+

УВ




Финляндия







+

УВ




Франция







+

УВ + балльная

Чехия




+

+

УВ




Швейцария

+




+

УВ

УВз

Швеция







+

УНС

УВз

Япония




+




УВ




Бразилия










УВ




Индия










УВ. УВз




Китай




+




УНС/УВз




Россия




+




УНС

УВз


Примечание: УВ — установленные выплаты, УВз — установленные взносы, УНС — условно-накопительная пенсионная система
Важно учитывать, что группировка моделей организации пенсионных систем зарубежных стран достаточно условна – на практике пенсионные системы государств являются мобильными, подлежат реформированию для сохранения актуальности сформированным в государстве особенностям экономических и социальных отношений, а также в целях адаптации к наблюдаемым демографическим и экономическим процессам. По этой причине наиболее интенсивно используются так называемые смешанные модели построения пенсионной системы, сочетающие в себе те или иные признаки вышеуказанных моделей.

Одной из примерных моделей построения пенсионной системы выступает германская система, функционирование которой базируется на распределительном принципе, а формирование пенсионных отчислений зависит от уровня заработной платы застрахованных граждан и трудового стажа. В рамках германской пенсионной системы совокупный объем отчислений наемного работника и работодателя составляет 19,4% от фонда оплаты труда (на паритетных началах). В случае недостаточности данных средств для выплат действующим пенсионерам, недостающая часть компенсируется государством. Государственные служащие в рамках пенсионной системы Германии претендуют на дополнительную пенсию, равную пенсии по старости. Работники крупных компаний могут в Германии могут претендовать на дополнительную производственную пенсию (при условии 10 летнего стажа и наличия соответствующей договоренности между администрацией компании и профсоюзом по вопросу учреждения пенсионной кассы). Размер производственной пенсии определяется наряду со стажем наемного работника объемом прибыли компании. Подобный формат участия бизнеса в пенсионной системе Германии достаточно широк – примерно половина получателей пенсии в Германии являются получателями производственной пенсии. Аналогично российской практике в Германии возможно оформление договорных отношений между гражданами и негосударственными пенсионными фондами по вопросу формирования дополнительной пенсии к старости. Накопления пенсионера в этом случае являются его собственностью и, в случае его смерти, их наследуют члены семьи (либо она может быть завещана). При этом, по различным оценкам, лишь 10% пенсионеров в Германии пользуются услугами частных страховых пенсионных компаний.