Файл: Пенсионная система России современное состояние и перспективы развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.04.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8.

Главным органом, регулирующим деятельность Негосударственный Пенсионный Фонд, стала созданная Министерством социальной защиты Инспекция данного фонда. С середины 1994г. Инспекция таких фондов до принятия соответствующего нормативно-правового акта, определяющего процедуру лицензирования, осуществляла регистрацию уставов фондов, созданных в организационно-правовой форме «фонд», создавая тем самым некое подобие легитимности деятельности негосударственных фондов. По данным Инспекции данных фондов, было выдано более 428 лицензий9.

Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации заложила основы и принципы создания персонифицированного учета. В ней провозглашался страховой принцип формирования трудовой пенсии, который означал ведение персонифицированного учета на протяжении всей трудовой жизни работника. В результате использования такого подхода должна была повыситься заинтересованность работников в отчислении страховых взносов с целью формирования будущих пенсионных накоплений. Это, в данном смысле, должно было привести к увеличению доходов Пенсионного фонда РФ.

Опять было сохранено понятие «период учета заработка для исчисления пенсии». При расчете пенсии учитывался только определенный период трудовой жизни работника (составляет не более 5 лет), а размерность пенсии не зависит от ожидаемой продолжительности жизни человека в момент ее назначения. Это говорит об отсутствии долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы РФ.

В целом стоит отметить, что в 1995-1997г. пенсионная система РФ находилась в остром кризисе, который вызван возрастающим дефицитом бюджета Пенсионного фонда и ростом задолженности перед пенсионерами, который в конце 1997 года достиг уровня 12% от годового бюджета ПФР10 (рисунок 1).



Рисунок 1 - Динамика задолженности ПФР по выплате пенсий в 1995-1997 гг., млрд рублей
В 1996 году был принят Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» №27-ФЗ от 01.04.1996 (действующая редакция от 28.06.2022 г.)

Данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в
системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций11.

Основным моментом в сфере пенсионного обеспечения в 1997 году стало принятие правительством Программы пенсионной реформы, рассчитанной на несколько десятилетий.

Система, построенная на чисто распределительных принципах, предполагающих эффективное соотношение численности работающих и получателей пенсии, начинала давать сбои. 

Концепция 1997 года также предусматривала трехуровневое развитие системы пенсионного обеспечения:

Первый уровень(1) – понятие социальные пенсии, формируемые за счет общих налоговых поступлений и предоставляемые только тем лицам, которые не имели возможность накопить средства, необходимые для дожития.

Второй уровень(2) –понятие пенсии, формируемые на индивидуальных накопительных счетах в виде отчислений с заработной платы или иных доходов в течение трудовой деятельности работника.

Третий уровень(3) – понятие обязательные и добровольные пенсионные системы.

Недостаток Концепции 1997 года проявлялся в том, что она не учитывала социально-экономические аспекты России. В результате этого ее реализация могла бы привести к очень высоким социальным издержкам.

Ученые очень часто высказывали свои опасения относительно того, что зарождавшаяся финансовая система в России не сумеет «переварить» быстро увеличивающие пенсионные накопления.

Глава Государства и Правительство приняло решение внести в Концепцию некоторые коррективы, которые были отражены в программе Пенсионной реформе, утвержденной 20 мая 1998 г. Данная Концепция также выделила три уровня:

Первый уровень(1)-государственное пенсионное обеспечение – для тех лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, и для отдельных категорий граждан (госслужащие, военнослужащие и др.). Финансировались эти пенсии из федерального бюджета.

Второй уровень(2)– государственное пенсионное страхование.

Третий уровень(3)– дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), формируемое за счет добровольных взносов работодателей и граждан, а также за счет обязательных взносов на профессиональные досрочные пенсии по условиям труда.


Новая программа представляла собой симбиоз двух предыдущих концепций и учитывала реализуемые в Швеции подходы к реформированию государственного пенсионного обеспечения, функционировавшего с использованием распределительного метода финансирования.

3) Третий этап: с 1998 по 2001 гг.

Кризис сорвал установленный в Программе 1998 года срок старта реформы – с 1 января 1999 года, ограничил масштабы и скорость введения накопительного элемента, а также степень дифференциации пенсий в рамках сохранявшегося распределительного компонента. Несмотря нато,что задолженность перед пенсионерами была погашена, пенсии все еще были ниже, чем накануне кризиса, приоритетной была задача их повышения и перераспределения пенсионных средств в пользу наименее обеспеченных пенсионеров. Увязывание размера пенсии с прежними заработками должно было стать ориентиром на будущее.

Кризис 1998 года, «демографическое окно» и начало нового политико-делового цикла повлияли на сроки старта пенсионной реформы в России и определили «коридор возможностей» реформирования. Но окончательный выбор модели пенсионной реформы был сделан в результате столкновения интересов Министерства экономического развития и торговли, ПФР, бизнеса и государства.

В связи с отсутствием оценки социально-экономических последствий реализации указанных мероприятий, а также учитывая последствия финансового кризиса 1998 г., за основу при подготовке пакета законов, обеспечивающих реализацию полномасштабной пенсионной реформы в Российской Федерации, был принят модифицированный вариант Программы, одобренный Правительством Российской Федерации 17.05.2001 г., реализация которого началась с 01.01.2002 г.

4) Четвертый этап: с 2002 г. по настоящее время.

В 2001-2002 гг. были приняты следующие законы, которые составляют основу пенсионного обеспечения современной России.

- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» №167-ФЗ от 15.12.2001г. (действующая редакция от 04.11.2022);

- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001г. (действующая редакция от 04.11.2022);

- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» №166-ФЗ от 15.12.2001г. (действующая редакция от 04.11.2022);

- ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» №111-ФЗ от 24.07.2002г.

Для соответствия мировым тенденциям в 2002 году в России была проведена реформа, в ходе которой было принято решении о переходе с распределительной модели пенсионного обеспечения на комбинированную
12.

В результате реформы 2002 года система пенсионного обеспечения РФ стала состоять из следующих частей:

а) Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - пенсии за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Реформа 2002 года выделила три части трудовой пенсии13:

б) Государственное пенсионное обеспечение – выплаты государственных пенсий военнослужащим, социальных пенсий нетрудоспособным гражданам, которые предоставлялись за счет сумм, поступающих от уплаты единого социального налога.

в) Обязательное пенсионное страхование – выплаты основной части пенсионеров страны (наемным и самозанятым работникам) в виде страховой и накопительной части трудовой пенсии.

а) Накопительная часть - часть трудовой пенсии, которая выплачивается в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

б) Базовая часть – фиксированная часть трудовой пенсии, которая устанавливается в твердой денежной сумме и подлежит индексации.

в) Страховая часть – дифференцированная часть трудовой пенсии, которая зависит от конкретных результатов работы человека и уплаченных страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Основным изменением реформы 2015 года (после принятия Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ – действующая редакция от 04.11.2022 стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Также были введены пенсионные баллы, число которых зависит от объема взносов в ПФР. Сторонники данной системы считают, что она эффективна и позволит россиянам достаточно накопить на свою старость.

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

С 1 января 2021 года на территории Российской Федерации начала действовать пенсионная реформа 2021-2025 годов. Цель нововведений: постепенное повышение уровня пенсионных выплат, чтобы к 2024 году её уровень превысил уровень инфляции.

Таким образом, в данном параграфе рассмотрены этапы пенсионной реформы Российской Федерации. Можно сделать вывод о том, что реформирование российской пенсионной системы было неизбежным.  В связи с этим законодателями был принят ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих новую систему расчета пенсий.

1.2 Функции и виды государственного пенсионного обеспечения

Проанализировав крупномасштабную реформу 2002 года, можно выявить следующие ее цели:

  • повышение заинтересованности населения в формировании своих пенсионных накоплений (заинтересованность в легальном заработке, отчислении взносов в Пенсионный фонд и т.д.);

  • открытие управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов;

  • снижение ответственности государства за формирование пенсионных накоплений граждан, переложив ее на самих граждан;

  • увеличение коэффициента замещения, то есть отношения размера пенсии к размеру заработной платы работника;

  • создание накопительного элемента, который бы являлся инструментом пенсионного обеспечения;

  • организация благоприятных условий для развития фондового рынка в стране, так как огромные капиталы с длительным потенциалом будут инвестироваться на данных площадках, и стимулировать тем самым их развитие.

В большинстве стран действует следующий принцип пенсионного обеспечения. Граждане добровольно направляют свои сбережения в негосударственные пенсионные фонды. Иногда это делают работодатели, чтобы удержать высококвалифицированных сотрудников. Роль государства сводится к тому, чтобы обеспечить сохранность и надлежащий уровень доходности этих средств. Поэтому в таких странах наиболее высокий коэффициент замещения пенсий. Так, в Германии он составляет 80%, в Швейцарии – 90%, в Норвегии – 100%, в Швеции - 100% . Таким образом, пенсии формируются за счет государства и добровольных взносов. Государство обеспечивает коэффициент замещения около 50%, остальное - добровольные взносы граждан.

Стоит отметить, что Н.И. Куликов и Е.С. Вдовина на конкретных рас-четах доказывали тупиковый путь пенсионной реформы 2002 года . Позднее их предположения подтвердились. Единственное, что можно признать положительным, в 2013 году Государственной Думой был принят Федеральный закон №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действующая редакция от 04.11.2022 с изменениями и дополнениями от 22.04.2020), который вступил в силу 1 января 2015 года.

В России авторы пенсионной реформы предложили передать государственную часть пенсии в негосударственные пенсионные фонды. Они исходили из того принципа, что население РФ не приучено самостоятельно формировать взносы. Поэтому добровольно-принудительный механизм обеспечит продвижение пенсионной реформы.