Файл: Лекция 1 (номер по тематическому плану) по дисциплине Психология и педагогика Тема 1 История развития основных направлений общей и военной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1943 г. германским генеральным штабом были изданы «Основные положения военной пропаганды», в которых подчеркивалась важность психологического воздействия на противника. В них, в частности, подчеркивалось, что у «человека наиболее уязвимое место — его психология, чувственная сторона. Поэтому больший успех можно ожидать, адресуясь к психологическим чувствам, а не вообще к сознанию». Это положение базировалось на мысли А. Гитлера, выраженной им в «Майн кампф», о том, что «задача пропаганды состоит в воздействии на чувства и, весьма относительно, на так называемый разум», что «есть более глубокая стратегия — война интеллектуальная, психологическим оружием... Наша стратегия заключается в том, чтобы сокрушить врага изнутри, завоевать его посредством его самого. Замешательство ума, противоречие чувств, нерешительность и паника — вот наше оружие... Артподготовка перед атакой... будет заменена в будущей войне психологическим разоружением противника путем пропаганды...».

В соответствии с планом «Барбаросса», было создано 17 рот пропаганды. Они предназначались для проведения стратегической дезинформационной кампании под кодовым названием «Ледокол» по пропагандистско-психологическому обеспечению внезапного вторжения фашистских войск на территорию СССР в июне 1941 г. Роты непосредственно придавались войскам вторжения на севере Финского фронта, группам армий «Север», «Центр» и «Юг», а также трем воздушным флотам. В 1943 г. в связи с усложнением обстановки на восточном фронте войска пропаганды были увеличены до 50 рот. В ходе сражения за Сталинград немецкое командование предприняло операцию «большого пропагандистского похода» против советских войск. В ходе боев на Курской дуге (1943) гитлеровцы провели крупнейшую за всю войну психологическую операцию «Серебряная полоса», в ходе которой делалась попытка массированного запугивания наших солдат новой немецкой боевой техникой — танками «Тигр», «Пантера» и др.

Гитлер и его сподвижники активно использовали в целях психологического воздействия на общественное мнение все имеющиеся у них средства, но особую роль отводили радио. Указывая на значение радиовещания в нацистской пропаганде, И. Геббельс подчеркивал, что «без радио и самолетов завоевание и упрочение власти в нынешних условиях немыслимо».

Во время Второй мировой войны солидный опыт психологического воздействия на военнопленных был накоплен в Китае. По оценке известного специалиста в области психологической войны П. Лайнбарджера, китайские коммунисты побили все рекорды в некоторых специальных аспектах военной пропаганды. Технология воздействия но своей схеме и психологическому содержанию близка к современным технологиям организованного социального влияния и модификации социального поведения. В целях изменения социальных установок военнопленных использовались позитивная самонрезентация, возбуждение у пленных японцев положительных эмоций в процессе общения с ними, психическое и идеологическое заражение, постепенное психологическое «втягивание» в совместную деятельность, изменение аттитюдов по схеме «поступок — изменение установки» и др.


Так, отступая, китайцы оставляли на оставляемых позициях не мины или отравленные продукты, а подарки для японских солдат. Входя в сети связи противника, они вели с ними теплые дружеские беседы и споры по политическим проблемам.

Китайцы радушно принимали японских военнослужащих, сдавшихся или взятых в плен, выражали им искрение симпатии, хорошо кормили, дарили подарки, вели доверительные беседы о судьбе Японии и т.д. По свидетельству Лайнбарджера, одного из японских пленных избрали даже в городской совет города Яньань. Наиболее лояльные японцы проходили в плену курс политической подготовки. Таких они привлекали для совместных обращений к японским военнослужащим, находящимся на передовой в целях склонения их к сдаче в плен. Нередко японские пленные отпускались в свои части с просьбой вести агитационную работу среди сослуживцев.

Весьма эффективной оказалась и тактика психологического воздействия, ориентировавшаяся не на давление, принуждение противника к принятию однозначного решения, а на просьбу изменить характер своих действий. Так, обращаясь к японским солдатам, китайские специалисты по информационно-психологическому воздействию говорили, что «будут благодарны своим японским братьям, если они в бою станут стрелять в воздух, таким образом они не причинят вреда коммунистам и в то же время нс создадут осложнений во взаимоотношениях с японскими офицерами».

Кроме реализации перечисленных выше направлений, военные психологи в ходе Второй мировой войны решали множество других, не менее важных задач.

Так, отечественные психологи исследовали феномен выносливости военнослужащих. Изучение выносливости стало особенно важным при переходе Красной Армии в решительное наступление, когда боевые действия приобрели особую динамичность, и войскам потребовалось в короткое время преодолевать большие расстояния. В этой связи С. Сарычев и В. Спиридонова предприняли анализ выносливости как способности организма быстро приспосабливаться к длительным физическим и волевым напряжениям, резким температурным изменениям, болевым раздражителям и разнообразным лишениям. Авторами выделены такие виды выносливости, как выносливость к контрастам и переключениям на новые виды деятельности, скоростная выносливость, статическая выносливость, силовая выносливость. Наряду с этим даны практические рекомендации командирам по развитию и поддержанию выносливости у подчиненных. В частности, давались советы по проведению тренировочных маршей, учету энергетических резервов, биохимических циклов организации отдыха, физической нагрузки и эмоциональных факторов, предупреждающих утомление.



Ведущие американские психологи участвовали в психологическом просвещении высших военных руководителей вооруженных сил и других силовых ведомств, осуществляли консультирование штабов и органов в интересах принятия психологически обоснованных решений. К примеру, О. X. Моурер и Г. С. Салливан в течение 1944 г. вели постоянно действующий семинар в Управлении (отделе, бюро) стратегической службы в Вашингтоне (предшественник ЦРУ. — Прим, автора). В этой же организации во время войны трудились такие известные психологи, как Э. Ч. Тол- мен и Г. А. Мюррей. Будучи в звании майора, а затем подполковника Мюррей организовал, а позже и руководил службой экспертизы Управления. Главными направлениями его деятельности были подбор и подготовка кандидатов для выполнения сложных, секретных и опасных миссий.

Опыт американской психологии в решении задач обороны страны в годы Второй мировой войны в 1945 г. был «по горячим следам» проанализирован и обобщен одним из крупнейших психологов США Р. Иерксом. Главный урок, который вынес ученый из проведенного анализа и который вытекает из материала данной главы, — это необходимость создания в армии постоянно действующей психологической службы. Он подчеркивал: «Природа современной войны повелительно требует сохранения и повышения того высокого уровня, который был достигнут в изучении воинской деятельности в период Второй мировой войны». Поэтому, пишет Йеркс, «в вооруженных силах должна быть организована служба, осуществляющая исследовательскую работу в области военной психологии. Она должна быть укомплектована исключительно квалифицированными учеными... Офицеры-психологи могут быть командированы в различные подразделения вооруженных сил на необходимый период времени, не только для целей исследования или консультирования, но и для руководства и выполнения практических программ».

Следует добавить, что только наличие постоянно действующей психологической службы с документально закрепленными функциями, зафиксированным в учебниках и наставлениях опытом решения различных задач, службы, активно ведущей поиск, апробацию и внедрение передовых методов психологической работы, позволит не изобретать в авральном режиме «психологические велосипеды» во всяком новом военном событии. В 1947 г. в США появились первые военные психологи, проходящие действительную военную службу. С 1949 г. в Главном армейском госпитале им. Уолтера Рида стала функционировать первая интернатура для военных клинических психологов.


Заключение. Подводя итог краткому экскурсу в историю развития и становления российской психологии, следует отметить, что усилиями многих поколений мыслителей, исследователей, писателей были заложены мировоззренческие и научные основы отечественного психологического знания. Поэтому развитие российской психологии в XX веке опиралось на солидную теоретико-методологическую базу исторического прошлого - результаты исследований целой плеяды выдающихся ученых, гуманистические традиции отечественной науки. Обозревая путь, пройденный российской психологией на пути своего научно-организационного становления, следует особо подчеркнуть оригинальность процесса ее эволюции, эвристическую направленность и общечеловеческую ценность вклада отечественных психологов в мировую науку и культуру.

Литература

  1. Психология и педагогика. Электронный учебник / Под обшей ред. И.А. Алехина. – Военный университет, 2016.

  2. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Военная психология: учебник для специалистов психологической работы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: ВУ, 2016. – 500 с. (скан. электрон. ресурс).



Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры

«30» августа 2021 г.

Протокол № 1

Разработал старший преподаватель каф. ВПР, М. Дорохов