Файл: Лекция 1 (номер по тематическому плану) по дисциплине Психология и педагогика Тема 1 История развития основных направлений общей и военной психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В процессе исследования порогов чувствительности были выявлены сдвиги в зависимости от отношения к задаче, свидетельствующие о том, что ощущение — это не результат реакции органа зрения на стимул, а продукт деятельности человека с предметом. Фиксируя этот факт, С. Л. Рубинштейн писал: «Раздражитель физически одной и той же интенсивности может оказываться и ниже и выше порога чувствительности и, таким образом, быть или не быть замеченным, в зависимости от того, какое значение он приобретает для человека — появляется ли он как безразличный для данного индивида момент его окружения или становится имеющим определенное значение показателем существенных условий его деятельности» К

Этот вывод имел большое теоретическое и практическое значение. В частности, на его основе были разработаны конкретные методы расширения психологических возможностей воинов, осуществлявших различные виды наблюдения. Следовательно, наши воины (разведчики, снайперы, летчики, специалисты войск ПВО, акустики и др.) имели возможность быстрее адаптироваться к темноте, лучше видеть в ночных условиях, точнее определять и идентифицировать звуки, дольше сохранять работоспособность, допускать меньше ошибок.

Важное значение для боевых действий в северных районах, а также в зимних условиях имели результаты исследований С. В. Кравкова, изучавшего методы борьбы со снеговой ослепленностью. Совместно с Н. А. Вишневским им был сконструирован специальный прибор для определения нормальности сумеречного зрения, серийно изготовлявшийся для нужд армии во время Великой Отечественной войны.

Ленинградскими психологи, изучая слуховую чувствительность, открыли способность человека при врожденной потере зрения очень тонко определять положение звуковых объектов в пространстве, т.е. практически «видеть» с помощью слуха. На основе этого открытия были сформулированы практические рекомендации командирам частей ПВО по использованию слепых с рождения людей в качестве наблюдателей на постах ПВО. Такие наблюдатели обнаруживали самолеты противника на значительно более дальнем расстоянии и высоте, чем зрячие, точно определяли и указывали зенитчикам направления воздушной опасности.

Оценивая эффект учета психологических рекомендаций в боевой практике войск, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что благодаря их реализации удалось вчетверо повысить эффективность наблюдательной деятельности воинов ПВО. Это значит, что благодаря психологам советские зенитчики могли сбивать в четыре раза больше вражеских самолетов и спасти вчетверо больше наших граждан.


Активно вели исследования в области психофизиологии сенсорных систем, оптимизации чувствительности зрительного, слухового, тактильных анализаторов американские психологи. О роли, которую они отводили этому направлению, свидетельствует тот факт, что в 1944 г. в военно-морском флоте США был организован специальный комитет по проблемам зрения. В нем велась комплексная работа психологов, физиологов, инженеров и врачей по исследованию ночного зрения, поиска путей ускорения темновой адаптации.

В интересах изучения различных типов маскировки и бортовой связи, теоретических и прикладных проблем слуха, зрения, применения теории информации к психологии, психологической оценки радио-телефонных систем, возможностей маскировки речи работали У. Р. Гарнер, Д. А. Миллер и др.

В 1941 г. американский специалист У. Р. Майлс сконструировал плотно прилегающие очки с красными светофильтрами, которые защищали родопсин от разложения. В них можно было работать в освещенном помещении, а затем, перейдя в темноту, снять их и мгновенно «включить» механизмы ночного зрения. Эта работа дала гигантский эффект: освещение кораблей в боевых условиях стало производиться только красным светом невысокой интенсивности, а сконструированные Майлсом очки стали широко использоваться военнослужащими всех родов войск.
Исследование психологических возможностей воинов и путей их расширения. Практически во всех участвовавших во Второй мировой войне странах важнейшим направлением деятельности психологов являлся поиск путей и способов борьбы со страхом и повышения боеспособности военнослужащих.
Перед советскими психологами встала задача: как помочь командирам успешно побуждать подчиненных к смелым и отважным действиям в бою, преодолевать неуверенность, страх, укреплять дисциплину, боевой дух, воспитывать мужество, презрение к смерти. В русле этих направлений были опубликованы статьи М. II. Феофанова «Воспитание смелости и мужества» (1941), Н. Д. Левитова «Презрение к смерти рождает героев, кует победу» (1941), М. М. Рубинштейна «Рождение героя» (1945) и др. Опыт изучения и формирования у воинов высоких морально-боевых качеств был обобщен в ряде статей, опубликованных в периодических изданиях.

Например, в «Военном вестнике» — статьи «О смелости и риске», «Боевая инициатива и ее воспитание», «Подбор, воспитание и обучение разведчика» (1943), «Роль эмоций в боевой деятельности», «Воля и характер бойца», «Об инициативе и самостоятельности командиров подразделений», «К вопросу о воспитании боевой выносливости» (1944); в «Красной звезде» — статьи «Воспитание моральных качеств» (1941), «Воспитание стойкости» (1942) и др. Всего за время войны вышло несколько десятков таких статей. В них, как правило, преобладало политическое и педагогическое содержание.


На войсковую практику были непосредственно ориентированы кандидатские диссертации: Г. А. Фортунатова «Страх и его преодоление» (1942), А. К. Перова «Психология смелости и страха в связи с проблемой характера» (1945).

Глубокий психологический анализ страха, причин и форм его проявления, методов его преодоления в годы Великой Отечественной войны был дан легендарным командиром Бауыржаном Момышулы сначала в книге А. Бека «Волоколамское шоссе», а позже в его собственной книге «Психология войны».

Из литературы

Момышулы писал, что «бесстрашие как таковое вообще в природе не существует. Бесстрашных людей нет на свете. Страх присущ всему и вездесущ, свойствен не только человеку, животному... Никто, сознавая опасность смерти, не идет в бой без страха, а если иногда и идет, значит, не сознает опасности, но это не есть бесстрашие. Страх испытывает каждый и множество раз в жизни... Но как мы будем отрицать то, что присуще человеку и вполне нормально? Наоборот, изучая это чувство, мы должны ему противопоставить другое, но не нужно говорить, что страха нет. Бесстрашие и трусость — есть результат борьбы страха с долгом. Есть страх, но он преодолевается. Есть понятие боязни, есть малое и большое чувство страха. Страх преодолевается принуждением вообще. Каким принуждением? Прежде всего, внутренним, тем, что мы называем психологией личности». Опыт Момышулы по превращению полугражданских формирований в боевые воинские подразделения и коллективы с четкой организацией и дисциплиной, а также боевых действий малых сил против превосходящих сил противника («спираль Момышулы») и по сей день изучается лидерами иррегулярных формирований и партизанских движений.

Момышулы приводит в своей книге многочисленные примеры как нужно предупреждать страх, формировать у военнослужащих чувство долга, преодолевать и пресекать страх. «Инстинкт самосохранения, — пишет он, — имеет две стороны. Первая — человек бежит с целью самосохранения, вторая — человек с этой же целью нападает и защищается... Эту вторую сторону в человеке нужно развивать, так как она толкает на защиту, на нападение. Самосохранение — это благородная черта не только человека, но и всего живого. Вот почему это чувство является первородным двигателем в бою».

Некоторые из этих рекомендаций многие командиры открывали для себя в бою и действовали как эмпирические психологи. В целях преодоления имевшей место в ряде случаев танко-, самолете- и минобоязни применялись такие способы психологической подготовки личного состава, как разъяснение приемов эффективных действий в условиях
применения противником названных боевых средств, изучение тактико-технических данных, обкатка танками и облет самолетами, демонстрация фактов поражения нашей артиллерией и гранатами вражеских танков и др. Конечно, при этом широко не употреблялись психологические термины, не использовались уже известные и эффективные психологические приемы преодоления фобий, и все же этот опыт является весьма ценным для практики психологического обеспечения боевых действий войск.

В армии США изучению страха и боевой эффективности воинов были посвящены исследования С. Л. А. Маршалла. О масштабах этих исследований говорит тот факт, что на протяжении четырех лет систематически изучались тысячи военнослужащих четырехсот пехотных рот армии США. Методами опроса, перекрестной проверки, очной ставки, свидетельских показаний выявлялась степень участия военнослужащих в бою. Было установлено, что «из бойцов, которые в каждый момент боевых действий могут и должны пускать в ход вверенное им оружие, всего 15% ведут огонь по неприятельским позициям. Если к этой ничтожной части непосредственно действующих бойцов присоединить тех, кто проявляет какую-либо личную инициативу... то процент реальных участников боя может быть доведен до 25%». При этом незначительная группа реальных участников боевых действий всегда состоит из одних и тех же лиц.

В 1943 г. известный психолог Дж. Доллард подготовил и опубликовал работу «Страх в бою». В ней показана природа, причины, виды страха, определены основные пути его профилактики и купирования. Анализируя этот феномен, американские психологи исходили из того, что человеческая психика хрупка, способна выдерживать действие психотравмирующих факторов лишь в определенном интервале их значений. Позже Э. Боринг показал, что от 80 до 90% военнослужащих в боевой остановке испытывают страх в явно выраженной форме. У 25% бойцов в обстановке боя страх провоцирует тошноту, рвоту, у 10—20% — недержание кала и мочи. Психолог подполковник Дж. Аппель сформулировал рекомендации американскому военному руководству о необходимости ротации участников боевых действий в пределах 180 суток, так как после этого срока происходит их психологический слом.

Американские военные специалисты в своем подавляющем большинстве сходятся во мнении, что страх в бою — обычное, естественное явление, нормальная реакция. Он представляет собой проявление инстинкта самосохранения и позволяет выживать на поле боя. Однако, выполнив свою сигнальную функцию, он становится вредным. В 1944 г. в специальном исследовании было выявлено, что из 4500 опрошенных летчиков, штурманов, стрелков-радистов, выполнявших боевые задачи в Англии, на Средиземном море, на Тихом океане, 99% испытывали выраженный страх. Более 33% офицеров и 42% солдат из числа опрошенных переживали страх во время каждого вылета, а порядка 62% офицеров и 71% солдат — в половине вылетов.


Физиологические корреляты страха в порядке убывания частоты проявления располагаются так: сердцебиение, ускоренный пульс, мышечная ригидность, сухость во рту и в горле, потливость, холодный пот, урчание в желудке, частые позывы к мочеиспусканию, дрожь, боли в области кишечника, непроизвольные мочеиспускание и дефекация. Психологические проблемы, порождаемые страхом, чаще всего проявляются в виде нарушений мобильности памяти и невозможности сосредоточиться на выполняемых действиях, общего утомления, двигательного беспокойства, неадекватных реакций на резкие и неожиданные звуки, состояния подавленности и безотчетной тоски, раздражительности, потери аппетита, навязчивых воспоминаний о перипетиях боя, кошмарных снов и др.

В ходе данных испытаний был выявлен интересный феномен. Оказалось, что чувство страха нарастает с увеличением числа вылетов. Следовательно, во время войны имеет место даже не нулевая, а отрицательная адаптация к опасности (явление, обратное привыканию). В связи с этим был сделан вывод о том, что «вопреки распространенному убеждению многократное участие в боевых действиях не ведет к исчезновению страха. Бывает, что боец, в конце концов, привыкает к определенному виду опасности, но вскоре в его сознании всплывают представления, дающие повод для новой тревоги. Простое наращивание опыта боевых действий не помогает преодолеть чувства неполноценности».

В ходе изучения феномена страха американскими психологами были уточнены условия, способствующие его проявлению: вынужденное бездействие, неизвестность и утрата надежды.

Интересный опыт практической психологической работы по преодолению страха в ходе подготовки «героев-смертников» — камикадзе — был накоплен входе войны в Японии. Если отвлечься от нравственной стороны этого явления и оценки эффективности применения смертников для решения сверхважных боевых задач в критические для судьбы государства периоды его развития, то подготовка камикадзе — это реализация психотехнологий преодоления страха смерти, изменения жизненных смыслов и ценностей, переформирования мировоззрения, программирования поведения.

Ментальность и морально-этические нормы камикадзе основывались на постулатах синтоизма, буддизма и конфуцианства. Желание умереть за императора и родину проявлялось у него как единственная и естественная цель жизни, как высшее возможное достижение, сверхидея, навязчивость.

Суть психотехнологии подготовки камикадзе состояла в признании воина-камикадзе при жизни «героем посмертно» с предоставлением ему всей атрибутики героя: социального признания и наивысшего социального статуса,