Файл: Анализ хозяйственной деятельности предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выводы:
Оценки, приведенные в таблице, показывают, что за отчетный период предприятие провело определенную работа по улучшению качества продукции, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества на 10 % по сравнению с прошлым периодом, а также повышение удельного веса экспортируемой продукции. Уменьшению доли бракованной продукции способствовало снижению потерь брака на 1354,5 тыс.руб. Отрицательным фактором является рост рекламаций от потребителей товаров.


2.2.5 Анализ ритмичности производства и реализации продукции

Ритмичность, с точки зрения предприятия-производителя – это равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком, хотя сам график может быть и неравномерным, в объёме и ассортименте предусмотренных планом (без сбоев, простоев, авралов).

Ритмичность, с точки зрения предприятия-продавца – это показатели, характеризующие бесперебойность реализации выпущенной продукции оптовым покупателям.

Анализ ритмичности работы предприятия и его подразделений проводится по данным оперативного учета выпуска продукции за смену, сутки, декаду, месяц, квартал, год.

Показатели, характеризующие ритмичность работы предприятия:

Прямые показатели:

    • Коэффициент ритмичности;

    • Коэффициент аритмичности;

    • Коэффициент вариации;

Удельный вес продукции за I-тый период в определенном объёме производства.

II. Косвенные показатели

    • Наличие доплат за сверхурочные работы;

    • Оплата простоев по вине предприятия;

    • Потери от брака и т.п.

Коэффициент ритмичности (К ритм.) определяется как удельный вес продукции, выработанной предприятием в пределах плана, Чем он ближе к 1,0 (к 100%), тем ритмичнее работа предприятия.
К ритм. = ( Q пл -  Q ) :  Q пл. (2.2.5.(1))
Где:  Q пл – сумма плановых заданий в анализируемом периоде;

  Q - суммарное перевыполнение планового задания за анализируемый период.

Коэффициент аритмичности характеризует удельный вес продукции не выработанной предприятием в пределах плана, т.е.:

К аритм. = 1 – К ритм. (2.2.5.(1))
Чем менее ритмично работает предприятие, тем больше коэффициент аритмичности.

Коэффициент вариации показывает величину среднего отклонения фактического выпуска продукции от планового выпуска.

Он определяется как отношение среднеквадратического отклонения фактического выпуска продукции от плана за анализируемый период к среднему плановому выпуску продукции за этот же период.

(2.2.5.(1))
где VФ и VПЛ – фактический и плановый объем производства соответственно, n – число суммируемых плановых заданий.

На основании данных оперативно-технической отчетности рассчитаем три обобщающих показателя ритмичности работы предприятия и сделаем выводы.
Таблица 10 Анализ ритмичности производства продукции



Декада

План

Факт

По факту в пределах плана

Коэф-фициент ритмич-ности

Числа аритмичности

Сумма тыс. руб.

Структура, %

Сумма тыс. руб.

Структура, %

Абсолютное отклонение

Относит. отклонение, %

+

-

+

-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

1-я

5182

30,9

7714

38

5182

1

+2532




+48,9




2

2-я

5851

35

5684

28

5684

0,971




-167




-2,9

3

3-я

5684

34,1

6902

34

5684

1

+1218




+21,4




4

Итого

16717

100

20300

100

16550

0,99

+3750

-167

+70,3

-2,9


К ритм. = 0,99

К аритм. = 1-0,99 = 0,01

К вар. = [√((38-30,9)2 + (28-35) 2 + (34-34,1) 2)/ 3] / (30.9 + 35 + 34,1)/3 = 0,1727
Выводы:
Из данных таблицы следует, что предприятие увеличивало производство продукции в первую и последнюю декаду, во второй декаде было недовыполнение плана на 2,9% (167 тыс.руб.). По плановым и фактическим данным просматривается положительная тенденция – увеличение выпуска продукции, однако очевидна небольшой коэффициент аритмичность. Наглядно аритмичность представлена в структуре производства продукции. В плановых показателях обеспечивается большая равномерность по декадам (30,9%, 35%, 34,1%), чем в отчетных данных (38%, 28%, 34%).

Предприятие работает ритмично, но необходимо провести мероприятия по техническому перевооружению, для повышения производительности оборудования, по заключению договоров на поставку сырья, материалов и оборудования с предприятиями – производителями.


2.2.6 Анализ факторов увеличения объема реализации и выполнения

договорных обязательств

Для анализа выполнения плана по объему реализации составляется баланс реализации продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам.

Расчет влияния факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.
Таблица 11 Анализ факторов изменения объема реализации продукции



Показатель

Сумма в плановых ценах, тыс.руб.

план

факт

+, -

1

2

3

4

5

1

Запасы продукции на начало периода

9500

19000

+9500

2

Объем производства

250800

275500

+24700

3

Запасы продукция на конец периода

2850

4750

+1900

4

Реализация продукции за период (п.1+п.2-п.3)

257450

289750

+32300

5

Остаток продукции, отгруженных потребителю:










5.1 на начало периода

9500

0

-9500

5.2 на конец периода

0

19000

+19000

6

Объем реализации (п.4-п. 5.1- п. 5.2)

247950

270750

+22800



Выводы:
Из таблицы следует, что предприятие начало свою деятельность с избытком запасов готовой продукции относительно плана на начало в 9 500 тыс.руб. ОАО «Сода» значительно увеличило объем производства до 24 700 тыс.руб. относительно плана 250800 тыс.руб. На конец периода запасы продукции превышали плановое значение на 1 900 тыс.руб. Превышение плана запасов на конец периода уменьшилось относительно превышения его на начало периода.

Следовательно, в процессе анализа выявились причины образования сверхплановых остатков на складах, это - несвоевременной оплаты продукции потребителями и разработаны конкретные мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Таблица 12 Заключение по анализу производства и реализации продукции




Показатели

2008 год

2009 год

Отклонение

(+,-)

%

1

2

3

4

5

6

1

Объем продукции, тыс. тонн

1260

1450

+190

15,08

2

Объем в сопоставимых ценах, тыс. руб.

226800

264782,6

+37982,6

16,75

3

Реализация продукции, тыс. тонн

1160

1425

+265

22,84

4

Реализация в сопоставимых ценах, тыс. руб.

208800

260217,39

+54417,39

26,06

5

Не реализованная продукция, тыс. тонн

100

25

-75

-75

6

Не реализованная продукция, тыс. руб.

18000

5250

-12750

-70,8


Выводы:

В 2009 году было реализовано товарной продукции (в сопоставимых ценах) на сумму 260 217,39 тыс. рублей, что составило 126,06% по сравнению с 2008 годом (208 800 тыс. рублей).

Основной прирост реализации продукции произошел за счет увеличения экспортных поставок. Впервые отгружена продукция на рынки Монголии, Туниса и Колумбии.


В середине года была изменена сбытовая политика предприятия, когда вместо одного официального дилера, появилось несколько дилеров.

Выполнение производственной программы по выпускаемой продукции, способствовало положительному результату в работе в целом по предприятию, в 2009 году было произведено товарной продукции (в сопоставимых ценах 2008 года) на сумму 264 782,6 тыс. рублей, что составило 116,75% по сравнению с 2008 годом (226 800 тыс. рублей).

О положительном результате работы по сравнению с предыдущим годом свидетельствуют следующие данные:

    • Увеличилось производство товарной продукции;

    • Увеличилась отгрузка и услуги, выполненные собственными силами;

    • Коэффициент ритмичность производства почти равен 1;

    • Улучшилось качество товарной продукции.

Но не смотря на положительную тенденцию увеличения объемов производства, стоит обратить внимание на опережение темпов увеличения реализации продукции над объемом производства, срочно нужно разработать мероприятия по техническому перевооружению производства и внедрению инновационных технологий, повышению производительности труда, улучшению организаций своевременных поставок сырья и материалов и т.д.
2.3 Анализ использования основных производственных фондов
Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и эффективности их использования.

Задачи анализа:

    • определение обеспеченности предприятия и его структурных подразделений основными фондами и уровнями их использования по обобщающим и частным показателям;

    • выявление причин изменения их уровня;

    • расчет влияния использования основных фондов на объем производства продукции и другие показатели;

    • изучение степени использования производственной мощности предприятия и оборудования;

    • установление резервов повышения эффективности использования основных средств.

2.3.1 Анализ движения основных средств

Данные о наличии, износе и движении ОС служат основным источником информации для оценки производственного потенциала предприятия. Оценка движения ОС производится на основе коэффициентов (таблица 13), которые анализируются в динамике ряда лет.
Таблица 13 Состав, структура и движение основных средств (остаточная стоимость)