Файл: Субъекты экологического права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Зачетная работа

2 семестра

Дисциплина: Экологическое право

Реферат

Тема: Субъекты экологического права.

Выполнил(а):

Нургажинов Арнур Серикович

(Ф.И.О. студента)

Юриспруденция гр. ЮНК-1321(2)

(направление, группа)

Проверил(а):

_____________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

_____________________________

(дата)

Омск 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК ОДНА ИЗ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА……………………………………………………………………………..4

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ………………………………...7

ГЛАВА 3. СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ………...8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ..............................................23

ВВЕДЕНИЕ
Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.


Конституцией РФ предусмотрено, что  земля и другие природные ресурсы  используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Государство  гарантирует защиту экологических  прав человека и гражданина. Из этого  следует, что государство как  субъект в лице своего компетентного  органа является участником экологических  правоотношений. Государство является субъектом экологических правоотношений и в том случае, если природные  ресурсы на законных основаниях переходят  в собственность юридических  или физических лиц или передаются им во владение, постоянное или временное  пользование (аренду).

Юридическое или физическое лицо, которое воздействует на природную  среду с целью ее использования, воспроизводства или охраны также  выступает в качестве субъекта экологических  отношений.

К таким субъектам  относятся также граждане, иностранные  и хозяйствующие субъекты. Хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, которые воздействуют на природную среду, в том числе  граждане, которые занимаются предпринимательской  деятельностью, а также граждане, которые осуществляют общее или специальное природопользование. Носителями полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды являются государственные  органы.

Целью реферата является раскрытие  субъектов экологического права.

Задачи: 1. Рассмотреть экологическое  право как отрасль права;

2. Изучить вопрос о субъектах  правоотношений;

3. Раскрыть субъекты экологического  права. 

1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК ОДНА ИЗ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА
Экологическое право - одна из отраслей права, регулирующая общественные (экологические) отношения в сфере  взаимодействия общества и природы  в интересах настоящего и будущего поколений. Значение слова «экология» трактуется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания.

Из общей экологии можно  выделить важную часть, называемую социальной экологией - учение о взаимодействии общества с окружающей его природной  средой обитания. Предметом социальной экологии является именно природная (но не окружающая) среда. В социальную экологию составной частью входит правовая экология. Под ней понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Одним из проявлений правовой экологии является экологическое  право.


Экологическое право - совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

Природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две  формы взаимодействия общества и  природы. Первая - потребление природы  человеком, использование природы  для удовлетворения человеком своих  материальных и духовных потребностей. Это экономическая форма. Второй формой, получившей название экологической, стала охрана окружающей среды с  целью сохранения человека как биологического и социального организма и  его естественной среды обитания. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах.

Это:

а) загрязнение окружающей природной среды;

в) ее разрушение;

с) истощение природных  ресурсов.

Загрязнение природной среды - это физико-химическое изменение  состава природного вещества, которое  угрожает состоянию здоровья человека. Так, существует антропогенное загрязнение, которое подразделяется на несколько  видов: пылевое, газовое, химическое, ароматическое  и тепловое.

В основном, большой урон природе наносят транспорт и  металлургические предприятия. Основным источником загрязнения атмосферы  углекислым газом являются тепловые электростанции, металлургические заводы и транспорт. Большая концентрация данного вещества, в конце концов, может привести к возникновению  парникового эффекта, одними из следствий  которого могут стать опустынивание  земель и разрушение озонового слоя.

В результате неконтролируемого  выброса в воды мирового океана различных  отходов происходит уничтожение  планктона, который обеспечивает атмосферу  кислородом. Из-за нерационального  использования земли миллионы гектаров плодородной почвы превратились в безжизненную пустыню. Все это  происходит из-за недостатков организационно-правовой и экономической деятельности государства  по охране окружающей среды, а также  дефектов экологического воспитания и  образования, в результате чего у  людей вырабатывается потребительская  психология по отношению к природе.

Огромную роль в охране окружающей среды играют международные  природоохранные организации. Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в природе, они были призваны защитить её от человека и, по существу, спасти самого человека от результатов собственной деятельности.


Для регулирования взаимодействия общества и природы были сформулированы следующие принципы:

приоритет охраны жизни и  здоровья;

научно обоснованное сочетание  экологических и экономических  интересов;

рациональное использование  и воспроизводство природных  ресурсов;

законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения;

гласность в работе экологических  организаций и некоторые другие.

На базе вышеприведенных  принципов осуществляется охрана природной  среды несколькими способами. Среди  них следует особо выделить правовой способ, на котором и базируется такой предмет, как экологическое  право.

2. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ
В теории права субъектами права являются индивиды или организации, которые на основании норм права могут быть участниками правовых отношений, т.е. носителями субъективных прав и обязанностей1.

Субъект правоотношения - это  субъект права, который использует

свою праводееспособность.

Напомним, что правоспособность представляет собой предусмотренную нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и обязанности, дееспособность - предусмотренную нормами права способность и юридическую возможность лица своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их. Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность (способность лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки) и деликтоспособность (способность нести юридическую ответственность за правонарушения).

         Совокупность правоспособности и дееспособности образует правосубъектность лица.

 

 

 
 

3. СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Субъектами экологических  правоотношений являются:

- Российская Федерация;

- субъекты Российской  Федерации;

- органы государственной  власти;

- органы местного самоуправления (муниципальные образования);

- юридические лица, включая  иностранных юридических лиц;

- физические лица, включая  иностранцев и лиц без гражданства.

В.В. Петров среди юридических и физических лиц выделяетхозяйствующих субъектов, под которыми понимаются предприятия,

учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.


Российская Федерация  выступает в качестве субъекта права  в государственно - правовых (межгосударственные, между Федерацией и субъектами Федерации) и некоторых имущественных отношениях, является собственником природных ресурсов, реализуя свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению федеральными природными ресурсами. Являясь субъектом международно-правовых отношений, Россия подписала и ратифицировала ряд международных договоров и соглашений (как двусторонних, так и многосторонних) в области охраны окружающей среды, взяв тем самым на себя обязательство обеспечить выполнение содержащихся в них требований.

Субъекты Российской Федерации  (республики, края, области и другие

субъекты в составе  РФ) также являются полноправными  участниками экологических отношений, поскольку ст. 72 (ч. 1 п.п. в, г, д, м) относит вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории и др. к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Кроме того, вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам

совместного ведения РФ и  субъектов РФ субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Особенностью Российской Федерации и субъектов Российской Федерации как участников экологических правоотношений является то, что они остаются субъектами экологического права даже тогда, когда природные ресурсы на законных основаниях передаются в собственность юридических или физических лиц, поскольку сохраняют за собой контрольные функции в данной области.

Органы государственной  власти выступают субъектами экологических правоотношений прежде всего в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, например, при проведении государственной экологической экспертизы, реализации функций государственного экологического контроля, экологического мониторинга, ведения государственных кадастров природных ресурсов и т.д. Их полномочия в данной области определяются положениями об этих органах (например, Положение о Министерстве природных ресурсов и др.).

Органы местного самоуправления также являются субъектами экологических правоотношений, поскольку наделены рядом важнейших полномочий в данной области. Так, в соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (в том числе природными объектами - прим. авт.), утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения. Согласно ст. 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" муниципальные образования осуществляют управление в области охраны окружающей среды в соответствие с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, уставами и иными нормативными правовыми актами самих