Файл: Субъекты экологического права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


муниципальных образований. Кроме того необходимо помнить, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, в том числе и в данной области.

Юридические и физические лица выступают субъектами экологических правоотношений при наличии право- и дееспособности. Под экологической правоспособностью понимают определенную законом способность лица (как физического, так и юридического) быть носителем экологических прав и обязанностей.3 Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ "Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде".

Экологическая правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.12.2003 г. № 185-ФЗ) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. В то же время, приобретение юридическим лицом экологической правоспособности после его государственной регистрации не дает ему права осуществлять многие виды хозяйственной деятельности (в том числе связанные с охраной окружающей среды и природопользованием), поскольку они требуют получения специального разрешения (например, лицензии) со стороны уполномоченных на то органов государственной власти. Так, согласно Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (в ред. От 10.01.2003 г. № 17-ФЗ) "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию. Согласно Водного кодекса РФ от 16.11.2015 г. № 167 использование водных объектов с применением технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии

соответствующей лицензии.

Экологическая правоспособность физического лица (гражданина) возникает по общему правилу с момента рождения человека и связана с признанием законом его определенных прав. Например, Конституция РФ установила право каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии), Водный кодекс РФ закрепил право граждан на использование
водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) без получения какого - либо разрешения.

Под экологической дееспособностью  понимают способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять экологические права, создавать для себя экологические обязанности и исполнять их.4 По общему правилу, экологическая дееспособность в полном объеме наступает с момента достижения лицом совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста).

Б.В.Ерофеев выделяет две большие группы субъектов экологических правоотношений: управомоченные и обязанные субъекты. Существование этих групп, по его мнению, является обязательным признаком экологического правоотношения, поскольку каждому управомоченному субъекту соответствует наличие обязанного субъекта.

Управомоченные субъекты экологических правоотношений выполняют в этих правоотношениях роль носителей определенных субъективных прав, реализация которых зависит от свободы воли этих субъектов. Например, в ст. 62 Водного кодекса РФ указывается, что водопользователи осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом по своему усмотрению.

Обязанные субъекты экологических  правоотношений, напротив, являются носителями обязанностей по реализации прав управомоченных субъектов этих правоотношений. Так, в соответствие с вышеупомянутой ст. 62 Водного кодекса РФ органы исполнительной власти обязаны не вмешиваться (запрещено вмешиваться) в деятельность водопользователей, связанную с использованием водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом РФ и иными федеральными законами.

Как уже отмечалось, эколого-правовые нормы могут реализовываться  субъектами права как через экологические  правоотношения, так и вне их. В силу этого все субъекты, участвующие в реализации эколого-правовых норм, можно подразделить на субъекты экологического права и субъекты экологических правоотношений.

Субъектом экологического права может  быть любое лицо, поскольку охрана природы в России является конституционной  обязанностью каждого (ст. 58 Конституции  РФ). В частности, любое физическое или юридическое лицо, обладая  правом общего природопользования (проезд, проход, забор воды из водоема и  др.), обязано соблюдать при этом требование не навредить природе, в  результате чего эколого-правовые нормативы  реализуются вне экологических  правоотношений.


Субъектом же экологического правоотношения может быть не любое, а лишь то лицо, которому законом дан допуск к  участию в тех или иных экологических  правоотношениях. Например, субъектами правоотношений по приоритетному пользованию  животным миром могут быть лишь граждане, принадлежащие к группам населения  коренных малочисленных народов, самобытная культура и образ жизни которых  включают традиционные методы охраны и использования животного мира.

Субъекты экологического права - это  лица, управомоченные законом на совершение определенного поведения, носящего природоохранительный характер. Они могут реализовывать это поведение самостоятельно, не вступая в правовые связи с другими субъектами экологического права. Например, свои обязанности не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира водопользователи осуществляют и без каких-либо взаимоотношений с другими лицами, самостоятельно. Однако, если для реализации своих природоохранительных обязанностей, им приходится обращаться за оказанием услуг к другим лицам (например, к водохозяйственной организации для строительства берегоукрепительных сооружений), то из субъекта экологического права этот водопользователь превращается в субъект экологического правоотношения.

Субъекты экологических правоотношений можно подразделить на две основные группы: управомоченные и обязанные. Существование этих групп является обязательным признаком экологического правоотношения по неизбежной схеме - каждому управомоченному субъекту соответствует наличие обязанного субъекта.

Управомоченные субъекты экологических правоотношений выполняют в этих правоотношениях роль носителей определенных субъективных прав, реализация которых зависит от свободы воли этих субъектов.

Обязанные субъекты экологических  правоотношений являются носителями обязанностей по реализации прав управомоченных субъектов этих правоотношений. Например, в правоотношениях водных сервитутов управомоченные субъекты могут осуществлять водопой своего скота из водоема собственника, т.е. обязанного субъекта, а последний обязан предоставить собственнику скота как управомоченному субъекту возможность такого использования водного объекта в соответствии с пределами сервитута.

Управомоченные и обязанные субъекты экологических правоотношений не являются раз и навсегда данными, с изменением содержания правоотношений они меняются местами. Так, орган государственного контроля за использованием и охраной земель, испрашивая необходимую информацию о состояния земель у землепользователя, является управомоченным субъектом по отношению к землепользователю, являющемуся обязанным субъектом. Однако, если данный контролирующий орган вмешивается в деятельность землепользователи с превышением своих полномочий, то землепользователь через суд ставит этот орган в положение обязанного прекратить незаконные действия субъекта экологических правоотношений. При этом сам землепользователь становятся управомоченным по отношению к контролирующему государственному органу субъектом на период восстановления нарушенного законом положения.


Правомочия субъектов экологических  правоотношений можно подразделить на общие и специальные. Если первые предусмотрены для всех видов субъектов и имеют силу универсальных правил, то вторые предусмотрены для определенного круга субъектов, имеющих специфику в правовом статусе. Например, право общего природопользования принадлежит в равной мере всем субъектам экологических правоотношений, а право специального природопользования — тем субъектам, правовой статус которых уполномочивает на такой вид природопользования.

В некоторых видах экологических  правоотношений законом детально классифицированы виды общих и специальных правомочий субъектов экологических правоотношений.

Как уже отмечалось, связующими элементами субъектов экологических правоотношений являются их управомоченность и обязанность друг перед другом, которая меняет субъекты местами в зависимости от характера правоотношений.

Эта управомоченность и обязанность выражается в правах и обязанностях субъектов экологических правоотношений, что и составляет содержание этих правоотношении.

Права субъектов экологических  правоотношений представляют собой  предусмотренную законом меру возможного поведения, которое имеет две  стороны:

а) право на определенное поведение, т.е. на совершение действия или бездействия. Например, лесопользователи могут при осуществлении ими лесопользования возводить пункты хранения древесины, а могут и не возводить, и никто не вправе обязать их делать или не делать этого, если законом не предусмотрено иное;

б) право на притязание, выражающееся в правовой возможности требовать  от определенных субъектов правоотношений:

-  определенного поведения. Например, право требования не находиться на определенном секторе земельного участка, леса, принадлежащих собственнику, и т. д.;

-  защиты от определенного поведения и его последствий. Например, право требования от органов местного самоуправления прекращения необоснованных ограничений в природопользовании; право судебного взыскания причиненных убытков; право на обращения за привлечением к административной или уголовной ответственности лиц, совершивших посягательства на права субъектов экологических правоотношений, и т. д.

Обязанности субъектов экологических  правоотношений представляют собой  предусмотренную законом меру должного поведения, которое также имеет  две стороны:


а) обязанность совершения субъектами правоотношений определенных действий. Например, обязанность юридических  лиц и граждан принимать меры к предотвращению заболеваний и  гибели объектов животного мира при  проведении сельскохозяйственных и  иных работ;

б) обязанность не совершать определенные действия, которая установлена законом. Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов, удобрений, других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов.

Обязанности субъектов экологических  правоотношений, в отличие от их прав, характеризуются жесткой правовой регламентацией. Например, законом  предусматриваются не только обязанности  субъектов по охране природы, но и  процедурные правила реализации этих обязанностей. Иначе говоря, урегулированы  не только правила, но и процесс их применения.

Права и обязанности субъектов  экологических правоотношений можно  подразделить на следующие основные виды:

1) права и обязанности по включению  субъектов экологических правоотношений  в эти правоотношения. Например, для получения права землепользования, субъект экологического права  должен обладать определенными  параметрами правоспособности и  дееспособности;

2) права и обязанности субъектов  экологических правоотношений в  зависимости от особенностей  объектов, по поводу которых складываются  эти правоотношения. В связи с  этим можно выделить земельные  экологические правоотношения, водные  экологические правоотношения, лесные  экологические правоотношения и  т. д.;

3) права и обязанности субъектов  экологических правоотношений в  зависимости от юридических фактов, на основании которых возникают,  изменяются и прекращаются экологические  правоотношения. Например, при деградации  земель возникают у землепользователей  права и обязанности по консервации  деградированных земельных участков  и проведении на них специальных  восстановительных мероприятий;

4) права и обязанности субъектов  экологических правоотношений в  зависимости от обстановки на  данной территории, имеющей юридическую  значимость. Например, если в результате  этого стихийного бедствия на  территории введен особый правовой  режим или в результате антропогенного  загрязнения территории она определена  зоной чрезвычайной экологической  ситуации, то на права и обязанности  субъектов экологических правоотношений  накладывается определенный отпечаток  в виде ограничений определенных  видов природопользования.