Файл: Методические указания по самостоятельной работе студентов специальности 240403. 65 Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Проводят эксперимент.
5. Заполняют рабочий журнал.
6. Проводят обработку результатов эксперимента, используя статистические, графические и математические методы.
Пример: Изучить влияние антидетонационной присадки (МА) на изменение октанового числа крекинг-бензина прямой перегонки.
Основные характеристики:
y – октановое число (ОЧ) функция цели.
x - марганцевый антидетонатор (МА – фактор варьируем)
Нижний уровень фактора –( xmin)=0,5 г/кг
Интервал варьирования – ∆x=0,5 г/кг
Верхний уровень фактора – (xmax)=3,5 г/кг
Составляем план матрицу эксперимента.
Таблица 8.3.1 План-матрица однофакторного эксперимента
-
№ опыта
X
Y*
МА,%
ОЧ, мм
0
1
2
3
4
5
6
7
-
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5
3,0
3,5
58
67
73
77
79
82
84
84
Y*-заполняется после эксперимента.
8.3.2. Планирование двухфакторного эксперимента
Порядок планирования:
1.Устанавливают значение обоих факторов на определенном уровне.
2.Один фактор фиксируют x2 на принятом уровне, для второго фактора (x1) назначают интервал варьирования ∆x.
3.Составляют план эксперимента, в котором изменяют скачками один фактор в соответствии с принятым интервалом варьирования, а другой фактор остается неизменным.
4.Проводят серию опытов. В результате получают функцию цели в зависимости от одной переменной при постоянном уровне второй, т.е. y=f(x1) при x2=const.
5.Фиксируют первый фактор x1=const, а второй - x2 меняют в соответствии с принятым интервалом варьирования.
6.Проводят вторую серию опытов и в результате получают значение функции цели в зависимости от второго фактора при постоянном уровне первого, т.е.
y=f(x2) при x1=const.
Таким образом, классический план двухфакторного( многофакторного) эксперимента. является суммой последовательных однофакторных экспериментов.
9. Контроль самостоятельной работы студентов
Виды контроля:
- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения дисциплины;
- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и лабораторных занятиях;
- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета;
- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины
9.1 .Входной контроль проводится в виде устного опроса для выяснения уровня подготовки студентов. Например: предлагается ответить на следующие вопросы: Что такое наука? Когда возникла наука? Какая цель и задачи науки? Какие советские и российские лауреаты Нобелевской премии вам известны?
9.2. Текущий контроль на лекциях осуществляется в виде тестовых коротких заданий. Например, при изучении темы «Общенаучные методы теоретического и эмпирического исследований» предлагается ответить на вопрос: Где применяются методы анализа и синтеза в технологии нефти?
9.3. Текущий контроль на лабораторных занятиях проводится по результатам решения индивидуальных заданий. Образцы заданий приведены в разделе 7 настоящих методических указаний.
9.4. Промежуточный контроль состоит в устном опросе на занятиях в виде коллоквиумов.
9.5. Самоконтроль студенты осуществляют в процессе подготовки к коллоквиумам и лабораторным занятиям.
9.6. Итоговый тестовый контроль по дисциплине:
1. Систематическую ошибку (два ответа):
а) можно устранить;
б) нельзя устранить;
в) можно оценить.
2.Случайную ошибку (два ответа):
а) можно устранить;
б) нельзя устранить;
в) можно оценить.
3.Условия возникновения науки :
а) социальный запрос на объективные знания;
б) наличие группы людей, способных ответить на этот запрос;
в) наличие письменности, накопленных знаний;
г) наличие системы научных учреждений.
4. Научное знание характеризуется:
5. Результатом научных исследований являются:
а) система понятий, законов, теорий;
б) научные факты.
6. Признаки системы накопленных знаний:
а) достоверность;
б) всеобщность;
в) устойчивость;
г) воспроизводимость;
д) новизна;
е) риск.
7.Признаки научной деятельности людей :
а) доказательность;
б) новизна;
в) риск;
г) всеобщность;
д) устойчивость;
е) уникальность.
8. Обыденное знание характеризуется:
9. В основе методологии классической науки лежит:
а) Ньютоновская механика;
б) квантовая механика;
в) изучение свойств предметов;
г) изучение причинно- следственных связей.
10. В основе методологии неклассической науки лежит:
а) квантовая механика;
б) Ньютоновская механика;
в) исследование систем;
г) исследование причинно-следственных связей.
11. В основе методологии постнеклассической науки лежит:
а) Ньютоновская математика;
б) синергетика;
в) исследование больших систем;
г) синтетические методы.
12. Научное исследование – это……
13. Уровни научного исследования:
14. Эмпирический уровень познания характеризуется:
а) формированием законов;
б) накоплением информации;
в) исследованием реально существующих объектов.
15. Теоретический уровень познания направлен на:
а) создание законов;
б) изучение реальных объектов;
в) накопление научных фактов.
16. Фундаментальные исследования включают:
а) научно-исследовательские разработки;
б) чисто-теоретические исследования;
в) целенаправленно-теоретические исследования.
17. Прикладные исследования включают:
а) целенаправленно-теоретические исследования;
б) поисковые исследования;
в) научно-исследовательские разработки;
г) конструкторские разработки.
18. Результатом фундаментальных исследований является:
а) система законченных научных знаний;
б) конкретный технический продукт.
19. Целью прикладных исследований является:
а) создание системы научных законов;
б) использование законов для создания технологических
объектов.
20. В процессе анализа происходит: (два ответа)
а) изучение объекта в целом
;
б) разделение объекта на части;
в) исследование отдельных частей.
21. В процессе синтеза происходит:
а) изучение объекта в целом;
б) разделение объекта на части;
в) исследование отдельных частей;
г) получение характеристики объекта во всём многообразии свойств.
22. Основой индукции являются (два ответа):
а) аксиома;
б) наблюдение;
в) опыт;
г) гипотеза.
23. Основой дедукции являются
а) аксиома;
б) наблюдение;
в) опыт;
г) гипотеза.
24. В процессе абстрагирования происходит:
а) изучение объекта в целом;
б) разделение объекта на части;
в) исследование отдельных частей;
г) отбрасывание несущественных признаков.
25. Конкретизация – объясните смысл
26. Оценка достоверности результатов серии измерений при n=30
осуществляется методом:
а) Q – критерия;
б) t – критерия;
в) 4*D;
г) 2,5*D
27. Оценка достоверности результатов серии измерений при n=10
осуществляется методом:
а) Q – критерия;
б) t – критерия;
в) 4*D;
г) 2,5*D
28. Умозаключение по аналогии – это
29. Формы проявления аналогии в познании (2 ответа):
а) логическая ;
б) математическая;
в) ассоциативная;
г) физическая.
30. В основе метода аналогии лежит:
а) обобщение;
б) сравнение;
в) наблюдение;
г) описание.
31. Вывод по аналогии достоверен, если: (2 ответа)
а) общие свойства наблюдаемых объектов наименее характерны;
б) общие свойства наблюдаемых объектов наиболее характерны;
в) общих свойств больше;
г) общих свойств меньше.
32. В научном исследовании используют следующие виды моделирования:
33. При моделировании изучают :
а) объект – заместитель;
б) объект- оригинал.
34. Когда применяют физическое моделирование?
35. Символические модели – это (2 ответа)
а) уменьшенные аналоги объекта;
б) химические формулы;
в) воображаемые модели;
г) математические уравнения.
36. Алгоритмы программ для ЭВМ – это
а) физические модели;
б) математические модели;
в) идеальные модели.
37. Основными задачами моделирования являются –
38. Формализация – это метод
а) эмпирического уровня исследования;
б) теоретического уровня исследования.
39.При формализации исследуемый объект заменяется:
а) физической моделью;
б) математическим термином;
в) мысленной моделью.
40. Научная гипотеза (2 ответа) -
а) опирается на факты;
б) опирается на теоретическое знание;
в) плод творческого вдохновения.
41.Требования к научным гипотезам:
42. Верификация – это
а) способ опровержения гипотезы;
б) способ подтверждения гипотезы.
43.Теория – это (2 ответа)
а) неопровержимое знание;
б) подтверждённая гипотеза;
в) система знаний;
г) результат обработки эмпирического знания.
44.Приведите пример, подтверждающий фразу: «Предложения теории связаны отношениями выводимости».
45. Теория создаётся для того, чтобы
а) объяснить имеющиеся опытные данные;
б) предсказать новые явления;
в) опровергнуть старое знание.
46.Научное наблюдение как самостоятельный метод применяется в следующих случаях :
47. Определение плотности бензина – это
а) прямое измерение;
б) косвенное измерение.
48. Целью эксперимента является :
а) сбор эмпирического материала;
б) проверка теоретических положений;
в) обработка результатов исследования.
49. Социологические опросы – это
а) искусственные эксперименты;
б) естественные эксперименты.
50. Производственные эксперименты – это
а) искусственные эксперименты;
б) естественные эксперименты.
10.Литература
10.1. Основная литература
1. Голубинцев В.О. Философия науки / В.О.Голубинцев, А.А.Данцев,
В.С. Любченко – Ростов н/Д.: Феникс,2008. -541с.
2. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и
оформления. – М.: «Дашков и К», 2008-432с.
10.2. Дополнительная литература
1. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ. – 2005.-
300 с.
2. Безуглов И.А., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научных
исследований.- М.: Академический проспект, 2008-208с.
3. Кун Т. Структура научных революций / Томас Кун. – пер. с англ.