Файл: Методические указания по самостоятельной работе студентов специальности 240403. 65 Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. Проводят эксперимент.

5. Заполняют рабочий журнал.

6. Проводят обработку результатов эксперимента, используя статистические, графические и математические методы.

Пример: Изучить влияние антидетонационной присадки (МА) на изменение октанового числа крекинг-бензина прямой перегонки.

Основные характеристики:

y – октановое число (ОЧ) функция цели.

x - марганцевый антидетонатор (МА – фактор варьируем)

Нижний уровень фактора –( xmin)=0,5 г/кг

Интервал варьирования – ∆x=0,5 г/кг

Верхний уровень фактора – (xmax)=3,5 г/кг

Составляем план матрицу эксперимента.

Таблица 8.3.1 План-матрица однофакторного эксперимента


№ опыта

X

Y*




МА,%

ОЧ, мм

0

1

2

3

4

5

6

7

-

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5

58

67

73

77

79

82

84

84

Y*-заполняется после эксперимента.
8.3.2. Планирование двухфакторного эксперимента
Порядок планирования:

1.Устанавливают значение обоих факторов на определенном уровне.

2.Один фактор фиксируют x2 на принятом уровне, для второго фактора (x1) назначают интервал варьирования ∆x.

3.Составляют план эксперимента, в котором изменяют скачками один фактор в соответствии с принятым интервалом варьирования, а другой фактор остается неизменным.

4.Проводят серию опытов. В результате получают функцию цели в зависимости от одной переменной при постоянном уровне второй, т.е. y=f(x1) при x2=const.

5.Фиксируют первый фактор x1=const, а второй - x2 меняют в соответствии с принятым интервалом варьирования.

6.Проводят вторую серию опытов и в результате получают значение функции цели в зависимости от второго фактора при постоянном уровне первого, т.е.
y=f(x2) при x1=const.

Таким образом, классический план двухфакторного( многофакторного) эксперимента. является суммой последовательных однофакторных экспериментов.

9. Контроль самостоятельной работы студентов

Виды контроля:

- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения дисциплины;
 - текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и лабораторных занятиях;

  - промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

  - самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

  - итоговый контроль по дисциплине в виде зачета;

  - контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины


9.1 .Входной контроль проводится в виде устного опроса для выяснения уровня подготовки студентов. Например: предлагается ответить на следующие вопросы: Что такое наука? Когда возникла наука? Какая цель и задачи науки? Какие советские и российские лауреаты Нобелевской премии вам известны?

9.2. Текущий контроль на лекциях осуществляется в виде тестовых коротких заданий. Например, при изучении темы «Общенаучные методы теоретического и эмпирического исследований» предлагается ответить на вопрос: Где применяются методы анализа и синтеза в технологии нефти?

9.3. Текущий контроль на лабораторных занятиях проводится по результатам решения индивидуальных заданий. Образцы заданий приведены в разделе 7 настоящих методических указаний.

9.4. Промежуточный контроль состоит в устном опросе на занятиях в виде коллоквиумов.

9.5. Самоконтроль студенты осуществляют в процессе подготовки к коллоквиумам и лабораторным занятиям.

9.6. Итоговый тестовый контроль по дисциплине:
1. Систематическую ошибку (два ответа):

а) можно устранить;

б) нельзя устранить;

в) можно оценить.

2.Случайную ошибку (два ответа):

а) можно устранить;

б) нельзя устранить;

в) можно оценить.

3.Условия возникновения науки :

а) социальный запрос на объективные знания;

б) наличие группы людей, способных ответить на этот запрос;

в) наличие письменности, накопленных знаний;


г) наличие системы научных учреждений.

4. Научное знание характеризуется:

5. Результатом научных исследований являются:

а) система понятий, законов, теорий;

б) научные факты.

6. Признаки системы накопленных знаний:

а) достоверность;

б) всеобщность;

в) устойчивость;

г) воспроизводимость;

д) новизна;

е) риск.

7.Признаки научной деятельности людей :

а) доказательность;

б) новизна;

в) риск;

г) всеобщность;

д) устойчивость;

е) уникальность.

8. Обыденное знание характеризуется:

9. В основе методологии классической науки лежит:

а) Ньютоновская механика;

б) квантовая механика;

в) изучение свойств предметов;

г) изучение причинно- следственных связей.
10. В основе методологии неклассической науки лежит:

а) квантовая механика;

б) Ньютоновская механика;

в) исследование систем;

г) исследование причинно-следственных связей.

11. В основе методологии постнеклассической науки лежит:

а) Ньютоновская математика;

б) синергетика;

в) исследование больших систем;

г) синтетические методы.

12. Научное исследование – это……

13. Уровни научного исследования:

14. Эмпирический уровень познания характеризуется:

а) формированием законов;

б) накоплением информации;

в) исследованием реально существующих объектов.

15. Теоретический уровень познания направлен на:

а) создание законов;

б) изучение реальных объектов;

в) накопление научных фактов.

16. Фундаментальные исследования включают:

а) научно-исследовательские разработки;

б) чисто-теоретические исследования;

в) целенаправленно-теоретические исследования.

17. Прикладные исследования включают:

а) целенаправленно-теоретические исследования;

б) поисковые исследования;

в) научно-исследовательские разработки;

г) конструкторские разработки.

18. Результатом фундаментальных исследований является:

а) система законченных научных знаний;

б) конкретный технический продукт.

19. Целью прикладных исследований является:

а) создание системы научных законов;

б) использование законов для создания технологических

объектов.

20. В процессе анализа происходит: (два ответа)

а) изучение объекта в целом
;

б) разделение объекта на части;

в) исследование отдельных частей.

21. В процессе синтеза происходит:

а) изучение объекта в целом;

б) разделение объекта на части;

в) исследование отдельных частей;

г) получение характеристики объекта во всём многообразии свойств.

22. Основой индукции являются (два ответа):

а) аксиома;

б) наблюдение;

в) опыт;

г) гипотеза.
23. Основой дедукции являются

а) аксиома;

б) наблюдение;

в) опыт;

г) гипотеза.

24. В процессе абстрагирования происходит:

а) изучение объекта в целом;

б) разделение объекта на части;

в) исследование отдельных частей;

г) отбрасывание несущественных признаков.

25. Конкретизация – объясните смысл

26. Оценка достоверности результатов серии измерений при n=30

осуществляется методом:

а) Q – критерия;

б) t – критерия;

в) 4*D;

г) 2,5*D

27. Оценка достоверности результатов серии измерений при n=10

осуществляется методом:

а) Q – критерия;

б) t – критерия;

в) 4*D;

г) 2,5*D

28. Умозаключение по аналогии – это
29. Формы проявления аналогии в познании (2 ответа):

а) логическая ;

б) математическая;

в) ассоциативная;

г) физическая.

30. В основе метода аналогии лежит:

а) обобщение;

б) сравнение;

в) наблюдение;

г) описание.

31. Вывод по аналогии достоверен, если: (2 ответа)

а) общие свойства наблюдаемых объектов наименее характерны;

б) общие свойства наблюдаемых объектов наиболее характерны;

в) общих свойств больше;

г) общих свойств меньше.

32. В научном исследовании используют следующие виды моделирования:

33. При моделировании изучают :

а) объект – заместитель;

б) объект- оригинал.

34. Когда применяют физическое моделирование?

35. Символические модели – это (2 ответа)

а) уменьшенные аналоги объекта;

б) химические формулы;

в) воображаемые модели;


г) математические уравнения.

36. Алгоритмы программ для ЭВМ – это

а) физические модели;

б) математические модели;

в) идеальные модели.

37. Основными задачами моделирования являются –

38. Формализация – это метод

а) эмпирического уровня исследования;

б) теоретического уровня исследования.

39.При формализации исследуемый объект заменяется:

а) физической моделью;

б) математическим термином;

в) мысленной моделью.

40. Научная гипотеза (2 ответа) -

а) опирается на факты;

б) опирается на теоретическое знание;

в) плод творческого вдохновения.

41.Требования к научным гипотезам:

42. Верификация – это

а) способ опровержения гипотезы;

б) способ подтверждения гипотезы.

43.Теория – это (2 ответа)

а) неопровержимое знание;

б) подтверждённая гипотеза;

в) система знаний;

г) результат обработки эмпирического знания.

44.Приведите пример, подтверждающий фразу: «Предложения теории связаны отношениями выводимости».

45. Теория создаётся для того, чтобы

а) объяснить имеющиеся опытные данные;

б) предсказать новые явления;

в) опровергнуть старое знание.

46.Научное наблюдение как самостоятельный метод применяется в следующих случаях :

47. Определение плотности бензина – это

а) прямое измерение;

б) косвенное измерение.
48. Целью эксперимента является :

а) сбор эмпирического материала;

б) проверка теоретических положений;

в) обработка результатов исследования.

49. Социологические опросы – это

а) искусственные эксперименты;

б) естественные эксперименты.
50. Производственные эксперименты – это

а) искусственные эксперименты;

б) естественные эксперименты.

10.Литература

10.1. Основная литература
1. Голубинцев В.О. Философия науки / В.О.Голубинцев, А.А.Данцев,

В.С. Любченко – Ростов н/Д.: Феникс,2008. -541с.

2. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и

оформления. – М.: «Дашков и К», 2008-432с.

10.2. Дополнительная литература

1. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ. – 2005.-

300 с.

2. Безуглов И.А., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научных

исследований.- М.: Академический проспект, 2008-208с.

3. Кун Т. Структура научных революций / Томас Кун. – пер. с англ.