Файл: Источники конституционного права России и зарубежных стран.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ
1.1. Общая характеристика источников конституционного права РФ
1.2. Структура источников конституционного права РФ
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1. Общая характеристика источников конституционного права зарубежных стран
2.2. Структура источников конституционного права зарубежных стран
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра: Теории права и государственно-правовых дисциплин
Тукеева Татьяна Олеговна
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Источники конституционного права России и зарубежных стран»
Руководитель: _____________________/к.ю.н., Рябова Е.В.
Студентка: _______________________________/Свистова А.Д.
Группа: ВО-51
Дата представления в учебный отдел факультета (филиала)
Итоговая оценка_____________________________ / /
Волжский - 2020 г.
СОДЕРЖАНИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ 6
1.1. Общая характеристика источников конституционного права РФ 6
1.2. Структура источников конституционного права РФ 10
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 19
2.1. Общая характеристика источников конституционного права зарубежных стран 19
2.2. Структура источников конституционного права зарубежных стран 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные источники Конституционного права России 5
1.1. Общая характеристика источников конституционного права РФ 5
1.2. Структура источников конституционного права РФ 8
Глава 2. Источники Конституционного права в зарубежных странах 19
2.1. Общая характеристика источников конституционного права зарубежных стран 19
2.2. Структура источников конституционного права зарубежных стран 23
Заключение 27
Список литературы 29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Конституция Российской Федерации 1993 г., как известно, появилась не в ходе поэтапного и эволюционного конституционного процесса, а в результате ожесточенной борьбы между исполнительной и законодательной ветвями власти. Вначале 1990-х гг. государственно-политический строй России определялся еще советской Конституцией 1978 г., где права и свободы граждан подчинялись целям социалистического строительства, была закреплена руководящая и направляющая роль КПСС во всех государственных и общественных делах, игнорировался принцип разделения властей, независимое правосудие.
К лету 1993 г. в этот документ было внесено 320 поправок и, вероятно, уже исчерпан потенциал приспособления к новым реалиям за счет «латания дыр». В результате в стране появилось четыре власти: съезд народных депутатов, «правомочный решать любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации»; постоянной действующий парламент в лице Верховного Совета, Конституционный Суд и президент – высшее должностное лицо государства и глава исполнительной власти. Поэтому неизбежно актуализировалась проблема разделения власти и полномочий. Камнем преткновения стали вопросы о коренных социально-экономических преобразованиях и порядке формирования правительства.
Наиболее острая фаза противостояния между исполнительной и законодательной властью началась после издания президентом России Указа № 1400 от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Этот документ ввел прямое президентское правление в стране, прервал осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций съездом народных депутатов и Верховным Советом РФ, прекратил полномочия народных депутатов, запрещал заседания съезда народных депутатов, приостановил деятельность Конституционного Суда. На 11-12 декабря 1993 г. были назначены выборы в Государственную Думу.
Цель курсовой работы – рассмотреть источники Конституционного права на опыте зарубежных стран и России.
Для достижения поставленной цели подлежат решению следующие задачи:
- рассмотреть основные источники конституционного права в РФ;
- рассмотреть источники конституционного права в зарубежных странах;
- сформировать выводы.
Объектом исследования выступает конституционное право в РФ и в зарубежных странах.
Предмет исследования – характеристика источников конституционного права в РФ и зарубежных странах.
Методологическую основу исследования составили такие методы, как аналитический, эмпирический, статистический, дедуктивный.
Структура курсовой работы определена поставленной целью и решаемыми задачами и включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ
1.1. Общая характеристика источников конституционного права РФ
Понятие «источник права» возникло более двух тысяч лет назад. Оно впервые было введено Титом Ливиемв «Римской истории». Он назвал Законы XII таблиц «источником всего публичного и частного права», имея в виду, что эти законы представляют собой основу, на базе которой развилось и сложилось современное ему римское право.
В качестве научной проблемы вопрос об источниках права возник лишь в XIX в. как результат столкновения различных правовых идей. При этом термину «источники права» был придан совсем иной смысл, чем тот, в котором употреблял его Тит Ливии. Категория «источники права» относится к числу категорий, требующих углубленной разработки, и вызывает массу научных споров. Ее ключевая роль в правовой системе требует широкого комплексного подхода к исследованию, позволяющего раскрыть историческую эволюцию, а также взаимообусловленность источников права и характера правопонимания (а порой и мировосприятия в целом). Уровень научной разработки данной проблемы и, прежде всего, общего понятия источника права явно недостаточен.
Так, О.Е. Кутафин отмечает «множественность и разноречивость точек зрения как о самом понятии источников права, так и об их соотношении и связи» . О.В. Малова высказывает точку зрения, что «полемика вокруг данного правового понятия оправдана нечеткостью самого понятия источника права, с одной стороны, и неоднозначностью правопонимания в целом – с другой».
Она считает, что «общее понятие права является предметообразующим понятием юридической науки и, следовательно, понятие источника права должно предваряться анализом общего понятия права, складывающегося в современных условиях. Признание многоаспектности права позволит говорить и о множественности его источников (форм), которые имеют различную природу, и изучить не только формальные, но и содержательные аспекты права, что приведет к обогащению исследуемого понятия».
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции 1993 года декларируемые принципы и нормы источников международного права, а также международные договоры РФ являются составной неизменным элементом ее правовой системы. В том случае, когда международным договором определены другие правила, по сравнению с предусмотренными законом, тогда применяются постулаты международного договора.
Рассмотрим международный договор в соответствии с законодательством РФ. Так, согласно п. "а" ст. 2 Федерального закона "О международных договорах РФ " указано, что международный договор РФ - это международное соглашение, заключенное РФ с зарубежным государством (или странами), или с международной организацией в письменном виде. Оно регулируется международным правом вне зависимости от того, насколько имеет место быть такое соглашение в одном документе либо же в нескольких документах, которые связаны между собой, или независимо от его определенного наименования (как, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).
Необходимо отметить, что международные договора должны быть ратифицированы, то есть, вступившими в законную силу. Исключение составляет следующее; "согласно Протоколу N 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод смертная казнь отменяется; никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен (ст. 1). Тот факт, что Протокол N 6 до сих пор не ратифицирован, в контексте сложившихся правовых реалий не препятствует признанию его существенным элементом правового регулирования права на жизнь.
Признанный обязательным международный договор находится выше федеральных конституционных и федеральных законов; международный договор, признанный обязательным актом
Президента РФ, занимает место выше нормативных правовых актов Президента РФ, однако ниже ратифицированного международного договора и федеральных законов в их родовом значении.
Согласно закону «О международных договорах» международные договора имеют разные уровни в системе источников конституционного права. Конституционный Суд разъясняет это согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 10 октября 2003 г. "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" фиксирует, что "правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие, на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации. Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие, на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор (ч. 4 ст. 15), ст. ст. 90, 113 Конституции Российской Федерации)".
Важно подчеркнуть тот факт, что ч. 2 ст. 34 ("Соответствие международных договоров Конституции Российской Федерации") ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" четко регламентирует, что те международные договоры, которые не вступили в силу для РФ, которые признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, не подлежат введению в действие и применению.
Конституция РФ – основной закон страны, регулирующий отношения между гражданами и государством включающий в себя права, свободы граждан, организацию местного самоуправления, устройство страны.
Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ).
В Конституцию РФ можно внести поправки согласно разъяснению постановления К.С РФ ст. 136 Конституции РФ.
Анализируя статью 136, Конституционный Суд РФ пришел к следующему нормативно-доктринальному выводу: конституционные поправки к главам 3 - 8, исходя из смысла анализируемой статьи, необходимо принимать в форме особого правового акта - закона РФ о поправках к Конституции РФ, которыйпринимается квалификационным большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, конституционное положение анализируемой статьи предусматривает особое условие для вступления поправок в силу: для этого необходимо их одобрение не менее чем двумя третями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
1.2. Структура источников конституционного права РФ
Источниками конституционного права в России признаются.
-
Международные правовые акты. -
Конституция РФ. -
Федеральные конституционные законы. -
Решения Конституционного Суда. -
Законы о поправках к Конституции РФ. -
Федеральные законы. -
Конституционно-правовые договоры о разграничении предметов введения и полномочий. -
Указы и другие правовые акты Президента РФ. -
Нормативные постановления Правительства РФ. -
Нормативные постановления -
Законы субъектов РФ в системе региональных источников. -
Органические законы. -
Нотариальный акт.
Статья 108 Конституции РФ.
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Конституция РФ 1993 года одной из первых закрепила такой вид правового акта