Файл: Источники конституционного права России и зарубежных стран.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РОССИИ
1.1. Общая характеристика источников конституционного права РФ
1.2. Структура источников конституционного права РФ
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1. Общая характеристика источников конституционного права зарубежных стран
2.2. Структура источников конституционного права зарубежных стран
Согласно договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей г. Москвы и Санкт-Петербурга от 31.03.1992 г. Конституция субъектов РФ не может регулировать такие вопросы как;
Экономика, духовная и политическая сфера так как, данные вопросы регулирует РФ.
В конституции субъектов РФ имеются следующие особенности.
-
Большое по сравнению с федеральной конституцией количество процессуальных норм права. -
Правонаделительная и организационно-правовая функция. -
По соотношению норм дублированных и «собственных»- ярко выраженный управленческий характер. Органические законы в РФ более четко выражены у В.С. Ульихина. Он присваивает органическим законам 4 признака:
-
Органические законы принимаются только по вопросам предусмотренным основным законом - то есть, конституцией. -
Процедура принятия таких законов, более усложненная по сравнению с принятием других законов. -
Органические законы обладают большей юридической силой , чем другие законы. -
Официальное название органических законов должно отличатся от конституционных законов и текущих.
Учитывая вышеперечисленные признаки данные законы относятся к федеральным конституционным законом.
Согласно ст. 76 Конституции РФ федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам исключительно предусмотренными только Конституцией РФ.
Ст. 108 Основного Закона предусматривает особые условия ( порядок) принятия федерального конституционного закона. Имеется в виду, что закон должен быть одобрен не менее 3/4 от общего числа голосов членов Совета Федерации и не менее 2/3 числа голосов от общего числа голосов депутатов Государственной Думой. Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст.136). Согласно ст. 136 Основного закона Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Иными словами, федеральные конституционные законы занимают особое место в системе федерального законодательства и выполняют функцию развития наиболее важных положений Конституции РФ.
Главной целью Конституции РФ является права и свободы человека и гражданина. С этих позиций конкретный нотариальный акт, который обеспечил права и свободы индивида, может быть охарактеризован как источник российского конституционного права.
Например, доверенность на продажу квартиры. В данном правовом акте собственник выражает свое волеизъявление.
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1. Общая характеристика источников конституционного права зарубежных стран
Согласно формулировке Рене Давида. Судебный прецедент –это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанцией при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы.
Л.Б Алексеева под судебным прецедентом предлагает понимать- образец применения закона, выработанной судебной практикой и подтвержденной авторитетом высшего судебного органа страны.
П.А. Гук считает судебный прецедент в отличии от судебной практики должен удовлетворять признакам источника (формы) права. И выделяет следующие признаки судебного прецедента.
1. Создается высшими судебными органами.
2. Требует определенной юридической процедуры.
3. Обладает свойством обязательности применения.
4. Подлежит официальному опубликованию.
В связи со всем вышеперечисленным есть все основания полагать, что правовые позиции Конституционного Суда РФ являются источникам конституционного права прецедентного характера. Так как Конституционный Суд дает разъяснительные рекомендации обязательные к выполнению на территории РФ по Конституции РФ, прекращает действие неконституционных правовых актов не допускает вступления в силу нератифицированных договоров РФ. Но даже если он признает закон не противоречащим Конституции РФ, то дает такое его толкование, которое служит непременным условием его конституционности и имеет в этой связи нормативное значение для всех правоприменителей, в том числе судов общей юрисдикции. Решения Конституционного Суда по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных правовых актов имеют, таким образом, нормативный характер и приобретают все свойства судебного прецедента.
Правовая позиция, о которой идет речь, является согласно ст. 29 Закона о КС РФ решения и другие акты КС РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Подчеркнем что речь идет о правовой позиции судей , а не суда.
На примере Конституции РФ мы рассмотрели законодательство романо-германской правовой семьи.
У нас остались еще две правовые семьи:
-
Англосаксонская. -
Мусульманская.
Англосаксонская правовая семья на примере Великобритании.
Англосаксонская правовая семья – это правовая семья которая объединяет в себе правовые системы Великобритании и бывших Британских владений (колоний) . В основе национальных правовых систем которых лежит общее право Англии.
Конституционными источниками Англосаксонской правовой семьи признаются.
-
Судебный прецендент. -
Парламентские статуты. -
Юридическая доктрина. -
Правовой обычай.
Судебный прецедент (от лат. praecedens, родительный падеж praecedentis — предшествующий) — решение определённого суда по конкретному делу, имеющее силу источника права (то есть устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы). Прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешенному в рамках аналогичного судопроизводства. Прецедент — случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для аналогичных действий в настоящем. Судебный прецедент — решение высшего судебного органа по определённому делу, которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел.
Сразу оговоримся, что прецедентное право применяется на территории Англии и Уэльса.
Прецедент создается в Англии только высшими судами такими как:
-
Палатой лордов. -
Судебным комитетом Тайного Совета (по делам государств-членов Содружества). -
Апелляционным судом. -
Высоким судом.
Английское правило гласит : решить надо так, как было решено ранее. Каждая судебная инстанция обязана выполнять прецеденты установленными вышестоящим судом, а также ею самой.
2.Парламентские статуты - это законодательные акты их принимает британский парламент.
Полномочия парламента делегируются королеве, правительству или министерствам для принятия ими нормативных актов. Такие акты называются « делегированное законодательство» и имеют статус части закона и обязательны для исполнения. Высшей формой делегированного законодательства является « приказ в Совете» - это нормативный акт правительства страны, а формально – приказ Тайного совета ( монарха и тайных советников).
Парламентские статуты делятся на:
-
Публичные. -
Частные.
К публичным законодательным актом относятся: акты которые действуют на всей территории Великобритании и распространяющиеся на неопределенный круг субъектов.
К частным законодательным актам относятся: акты, которые распространяются индивидуально на конкретных лиц и действуют на определенных территориях.
-
Юридическая доктрина.
Юридическая доктрина в Великобритании имеет ценность, только если содержит прецеденты.
-
Правовой обычай.
Правовой обычаи в Великобритании имеют большое значение, так при оценке конкретных фактов , норм поведения участников процесса судьями должны учитываться правовые обычаи в веденые в конкретном графстве. С учетом этих правовых обычаев и традиций выносится приговор присяжными.
По действующему законодательству правовые обычаи в веденые до 13 века должны быть учтены при решении конкретных дел.
В обычно-правовом порядке регулируются такие нормы как:
- вопросы парламентской процедуры.
- взаимоотношения высших государственных должностных лиц.
- ритуально-этнические нормы поведения монарха.
-членов его семьи.
В данном случае правовой обычай и уважение к традиции первично.
Мусульманская правовая семья.
Мусульманское право – это система норм , выраженная в религиозной форме где основой является мусульманская религия ислам.
Ислам исходит из того что существующее право произошло от Аллаха который передал это знание через пророка Мухамеда.
Основными источниками в мусульманском праве являются:
-
Коран. -
Сунна. -
Иджма. -
Кияс.
-
Коран – это священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Мухамеда. Которая состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята), 80 из которых содержат законодательные положения -
Сунна-это мусульманское священное предание, которое описывает жизнь, поведение пророка и является образцом норм поведения. Считается, что все мусульмане должны брать пример с пророка. -
Иджма – это комментарии высокопоставленных юристов ислама о том как сегодня нужно толковать высказывания пророка которые служат образцом для поведения мусульман. -
Кияс – это рассуждения по аналогии о том, что не охватывают предыдущие источники права. Таким суждениям придается, законный общественный характер.
2.2. Структура источников конституционного права зарубежных стран
Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. В подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские государства) главным источником данной отрасли права все-таки служит конституция — основной закон. Она обладает наибольшей юридической силой. Все остальные нормы права должны не вступать в противоречие с конституционными нормами, в противном случае они теряют свою силу. При этом конституционный характер могут носить не только нормы, изданные государством, но и нормы обычаев (например, в Великобритании), религиозно-правовые нормы (например, в Саудовской Аравии, Израиле). К другим источникам относятся:
1) Законы: Конституционные - вносят изменения в конституцию или дополняют ее; они не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы. Органические - принимаются в усложненном порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом. Они, как правило, обладают большей юридической силой, чем простые законы, но меньшей, чем конституция. Обыкновенные - регулируют отдельные вопросы, например, закон о выборах президента. Важнейшие нормы государственного права содержатся и в обычных парламентских законах, которые иногда вступают в противоречие с конституцией. Чрезвычайные - согласно самой конституции, эти законы могут отступать от ее положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок.
2) Внутригосударственные публично-правовые договоры (например, национальный пакт 1943 г. в Ливане о распределении высших государственных должностей между приверженцами разных религий).
3) Регламенты парламентов и их палат, устанавливающие внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов. Они принимаются либо в форме постановлений каждой палаты для себя и не требуют одобрения другой палаты (Германия), либо в форме закона при однопалатном парламенте (Китай).
4) Акты главы государства и исполнительной власти (указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств, например, постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей).
5) Акты органов конституционного контроля (конституционных судов, конституционных советов и др.), которые дают официальные толкования конституции, признают те или иные законы соответствующими или не соответствующими конституции.
6) Судебные прецеденты. Значительное место в государственном праве зарубежных стран занимают судебные прецеденты, т.е. ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем.
7) Конституционный обычай. Во многих странах, особенно англосаксонских, а также в странах, воспринявших основы англосаксонской правовой системы, важнейшие вопросы государственной жизни регулируются обычаями (в литературе они называются конституционными соглашениями или конвенционными нормами).