Файл: Источники конституционного права России и зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, как федеральный конституционный закон. Исследование данного источника права по большей части формулируется так: федеральные конституционные законы являются основополагающими законодательными документами, составляемыми по вопросам, закрепленным Конституцией РФ. Они обладают большей юридической силой в сравнении с к федеральными законами.

С другой стороны, федеральные конституционные законы принимаются только в пределах ведения РФ (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ) и не должны быть приняты в отношении совместного ведения. Такое обстоятельство можно быть объяснено особой структурой федеральных конституционных законов. Деятельность, регулируемая ими, не является предметом конкретизации на уровне субъектов РФ, поскольку имеет общегосударственное значение. Вместе с тем, субъекты РФ высказывают свою позицию по определенным федеральным конституционным законам в процессе его рассмотрения, а также одобрения на заседании Совета Федерации. В данном случае членами Совета являются деятели от законодательных и исполнительных органов власти РФ и субъектов РФ. Отдельные вопросы, определение которых определяется Конституцией РФ в виде федеральных конституционных норм, вообще не упоминаются в ст. 71 Конституции РФ. Так, в п. "е" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ рассматривается назначение Уполномоченного по правам человека, выступающего государственным органом, однако не органом государственной власти. Вместе с тем п. "г" ст. 71 указывает на ведение РФ в регулировании порядка формирования органов федеральной государственной власти. Таким образом, по сути, отсутствие вопроса о структуре предметов ведения РФ не может быть препятствием к введению федерального конституционного закона. Стоит отметить, что кто-то может отнести принятие нормативно-правового акта об Уполномоченном по правам человека в ведение п. "в" ст. 71 Конституции РФ (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина). Кажется, что такое обоснование неприемлемо, так как в п. "е" ст. 103 Конституции РФ указывается, что в соответствии с федеральным конституционным законом производится назначение на должность, а также освобождение от должности должностного лица, но не его деятельность.

Издание федеральных конституционных законов в отношении указанных в Конституции РФ вопросов, выступает обязанностью, но не правом законодателя. В отношении данных вопросов не могут приниматься федеральные законы, а также иные правовые акты.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" выделено, что Конституционный Суд как судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Таким образом, Конституционный Суд при всей своей специфике является прежде всего именно судом, органом судебной власти.


В Определении Конституционного Суда РФ от 7 октября 1997 г. N 88-О указано: "Правовые позиции, содержащие толкование конституционных норм либо выявляющие конституционный смысл закона, на которых основаны выводы Конституционного Суда Российской Федерации в резолютивной части его решений, обязательны для всех государственных органов и должностных лиц" . Мотивировочная часть образует неразрывное единство с резолютивной, раскрывая конституционное содержание правовой нормы и сопоставляя ее с позицией законодателя. Поскольку источником таких позиций названы решения Суда в целом, то обязательные правовые позиции могут содержаться в любых его постановлениях и определениях.

В России, наряду с федеральными конституционными и федеральными законами, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ, возможно и принятие закона РФ о поправках к Конституции РФ (ст. 136), являющегося разновидностью общефедеральных российских законов и характеризующегося как нетипичный для российской правовой системы источник конституционного права, прямо не установленный Конституцией РФ.

Статья 136 действующей Конституции указывает не на форму, в которой принимаются конституционные поправки к главам 3 - 8, а на порядок, в каком они принимаются, а именно: в предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, в соответствии с ч. 2 ст. 108. Это значит, что такая же процедура распространяется и на процедуру принятия конституционных поправок в соответствии с требованиями указанной статьи.

Самой многочисленной группой среди источников конституционного права являются законы, принимаемые на федеральном уровне в порядке текущего законодательства. Их значимость обусловлена не столько их количественным преобладанием, сколько их особой ролью в механизме правового регулирования. В качестве основных признаков закона следует назвать его нормативность, особую процедуру принятия, особый объект регулирования и наибольшую после Конституции юридическую силу.

К особенностям закона, которыми он отличается от иных форм нормативных актов, следует отнести его устойчивость, стабильность и относительную неизменность, поскольку именно законом закрепляются основополагающие, устойчивые отношения, свойственные общественному развитию в относительно длящийся во времени период его существования.



Федеральный закон как источник конституционного права - это нормативно-правовой акт, принимаемый в особом порядке Федеральным Собранием Российской Федерации или на референдуме.

Особая роль федерального закона заключается в реализации положений Конституции РФ, являющейся основой всей правовой системы Российской Федерации. Несмотря на то, что Конституция РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации, многие ее положения могут получить свою реализацию только посредством принятия федеральных законов. Так, реализация права избирать и быть избранным, которое закреплено в Конституции РФ, осуществляется посредством норм Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.. С помощью федеральных законов могут быть конкретизированы не только положения Конституции РФ, в которых содержится указание на принятие того или иного закона, но и другие положения, в которых такое указание отсутствует. Обратим внимание на тот факт, что в Конституции РФ не закреплен конкретный перечень вопросов, по которым необходимо принимать федеральные законы.

Федеральные законы по своей юридической силе стоят ниже Конституции РФ и федеральных конституционных законов, однако, они имеют приоритет в сравнении со всеми иными видами нормативных правовых актов. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные федеральные правовые акты не должны противоречить не только Конституции РФ, не только федеральным конституционным законам, но и федеральным законам (п. 3 ст. 90; п. 3 ст. 115 Конституции РФ).

В основу данного конституционного источника положены такие договора:

  1. Федеративный договор от 31 марта 1992.

  2. Протокол к федеративному договору ( Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ от 13 марта 1992 г.

  3. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев , областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ. Протокол к нему от 31 марта 1992 г.

  4. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ. От 31 марта 1992 г.

В сути данных договоров изложено разграничение полномочий федеральной власти так федеральная власть решает вопросы, связанные с экономикой, политикой, духовной сферой остальное предоставляется местным органам.


Акты главы государства РФ способствуют восполнению пробелов в законодательстве. Ведущими юристами страны предлагается разграничить правовые акты Президента РФ. На нормативные и индивидуальные или ненормативные.

Акты главы государства РФ бывают:

  1. Нормативные акты.

  2. Указ Президента РФ.

  3. Распоряжение Президента РФ.

  4. Послание Президента РФ.

  5. Письма Президента РФ.

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения , обязательные для исполнения на всей территории России и не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. Так Президент РФ реализует большинство конституционных полномочий.

Согласно части 2 ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительство РФ Обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

Правительство РФ

Правительство РФ издает:

  1. Постановления.

  2. Распоряжения.

  1. Постановления Правительства РФ – это акты, имеющие нормативный характер. Содержащие норму права. Эти акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законом, указам Президента РФ. Президент РФ имеет право отменить акт правительства если он не соответствует актам имеющим большую юридическую силу.

  2. Распоряжения – это приказы, положения, инструкции, правила которые издает Правительство РФ в пределах своей компетенции.

Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами , нормативными указами Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ. Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации в официальном издании РФ.

Главную составляющую компетенцию законодательного органа субъекта РФ составляют законотворческие полномочия.

Согласно ч. 2 ст .5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию, а край , область , город федерального значения , автономная область и автономный округ имеют свой устав. Конституции и уставы субъектов РФ имеют высшую юридическую силу в системе регионального законодательства.

Все принимаемые на территории субъекта правовые акты не должны противоречить его конституции или уставу. В случаях противоречия указанных актов конституции или уставу субъектов РФ действует региональный основной закон.


Так ст. 5 Устава г. Санкт-Петербурга устанавливает его высшую юридическую силу по отношению к другим актам органов государственной и муниципальной власти региона; в Уставе Архангельской области подчеркивается, что он имеет высшую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам органов государственной власти области и применяется на всей ее территории (ч. 1 ст.2)

Конституционные законы субъектов РФ основываются на федеральных законов, например;

Согласно ФЗ от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Субъектами были приняты такие конституционные законы:

  1. По вопросам порядка проведения референдума ( ч.2 ст.37.1) в соответствии с Конституцией Республики Соха ( Якутия).

  2. По организации и деятельности Государственного Собрания ( Ил Туман) (ч. 3 ст. 55).

  3. В Республиках Адыгея, Хакасия термин «конституционный закон» используется для обозначения законов о внесении изменений в Конституцию республики.

Законы о поправках к конституции ( уставу) субъектов РФ обладают большей юридической силой чем остальные законы субъектов РФ. И имеют свой порядок принятия закона. Например; в соответствии со ст. 74 Устава Хабаровского края изменения и дополнения в Устав Хабаровского края вносятся краевым законом, принятым Думой голосами не менее двух трети от установленного числа депутатов.

На основе Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ « О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» . Право субъектов РФ регулировать вопросы, связанные с рассмотрением обращений, соответствует их конституционным полномочиям по нормативному обеспечению защиты прав и свобод человека и гражданина ( п. «6» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Что позволяет субъектам РФ регулировать данные отношения в «свободном правовом поле». Например; В Костромской области – принят самостоятельный закон, который полностью посвящен досудебному обжалованию государственных услуг.

Федеральный закон № 50-ФЗ разделил обращения граждан на две группы.

  1. Универсальные (принятые в развитие Федерального закона № 59-ФЗ.

  2. Специальные (принятые в развития других федеральных законов).

Согласно ч.2 ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию , а край , область город , город федерального значения , автономная область и автономный округ имеют свой устав. Конституции и уставы субъектов РФ имеют высшую юридическую силу в системе регионального законодательства.