Файл: Роль подвижных игр в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
">http://www.allbest.ru/
Перевод: украинский - русский - www.onlinedoctranslator.com
Хмельницкая гуманитарно-педагогическая академия
Факультет дошкольного образования
Кафедра дошкольной педагогики, психологии и профессиональных методик
Курсовая работа
на тему: Роль подвижных игр в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста
Студентки 4 курса, группы К-42
направления подготовки 0101 «Педагогическое образование»
специальности 5.01010101 «Дошкольное образование»
Голоух Натальи Сергеевны
Руководитель: Гончар Н.П.
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики, психологии и профессиональных методик
г. Хмельницкий – 2019 год
ВСТУПЛЕНИЕ
Воспитание всесторонне развитого человека нового поколения – одно из решающих условий успешного строительства сильного, независимого и здорового и разумного его общества. Важно, чтобы каждый член общества правильно относился к своему здоровью, своим физическим чертам и способностям, понимал личное и социальное значение здорового образа жизни, чувствовал и реализовал внутреннюю потребность в физическом и духовном совершенстве.
Дошкольный возраст – важный период физического развития, формирование двигательных функций и становление личности ребенка. Он отличается, с одной стороны, интенсивным ростом и развитием детского организма (например, за первый год жизни рост ребенка увеличивается на 50%, до 7 лет почти в три раза), а с другой – незрелостью и низкой сопротивляемостью к неблагоприятным условиям внешней среды. Всестороннее развитие ребенка находится в большой зависимости от двигательной активности, способствующей психическому и физическому развитию маленького человека. Несвоевременность и низкая эффективность использования различных средств физического воспитания в дошкольном возрасте приводит к нарушению развития детей, оказывают негативное влияние на их умственное развитие, снижают уровень подготовленности к школе.
Несмотря на быстрый рост и развитие, органы и системы ребенка дошкольного возраста находятся на стадии становления и развития, а защитные силы организма слабее, чем младший ребенок, тем меньше его сопротивляющиеся свойства. Это требует постоянного внимания к своевременному развитию костной системы и всему опорно-двигательному аппарату, формированию правильной осанки, а также правильному развитию нервной и сердечно-сосудистой систем, органов дыхания. Умело организованная педагогом двигательная деятельность является предпосылкой усовершенствования функций всех систем, ведь, как утверждала российский гигиенист и педагог Л. Чулицкая, движения являются фундаментом развития ребенка [17].
Однако, несмотря на то, что педагогическая практика достаточно широкий спектр исследований по проблеме всестороннего физического развития, сохранения и укрепления здоровья детей в дошкольном возрасте и детей в дальнейшем школьном возрасте – решается недостаточно.
Сегодня у многих детей уже в дошкольном возрасте выявляют те или иные проблемы в здоровье и физическом развитии. Так, 53-69% поступающих в школу имеют разные функциональные отклонения, 30-42% - хронические заболевания.
Успешное решение данной проблемы возможно только при целенаправленном, комплексном решении задач всестороннего физического развития ребенка начиная с рождения и на протяжении всей жизни.
Важной составляющей физической культуры является рациональная двигательная активность ребенка как фактор его подготовки к жизнедеятельности через оптимизацию физического состояния.
Вопросы о значении игры в воспитании ребенка рассматривались многими педагогами. Большинство из них расценивают игру как серьезную и необходимую для ребенка деятельность. О значении игры как универсального средства физического воспитания писали прогрессивные ученые, врачи, педагоги И. Сеченов, П. Каптерев, М. Пирогов, К. Ушинский, С. Русова. О. Усова. По мнению И. Потехиной, в игре совершенствуются качество и быстрота двигательных действий, гибкость двигательных навыков, эффективность их применения.
Подвижные игры являются одним из важных способов физического воспитания детей дошкольного возраста. Они способствуют формированию и совершенствованию жизненно необходимых движений, всестороннему физическому развитию ребенка, воспитанию положительных нравственных и волевых качеств.
Учитывая актуальность, недостаточную разработанность и практическое значение проблемы, избрана тема исследования: «Роль подвижных игр в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс физического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: подвижные игры как средство физического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Цель: определить, обосновать и раскрыть особенности использования подвижных игр как средства физического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
-
Раскрыть особенности физического воспитания детей младшего дошкольного возраста. -
Исследовать роль и особенности использования подвижных игр как средства физического воспитания детей младшего дошкольного возраста. -
Раскрыть методику работы по использованию подвижных игр как средства физического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования: В соответствии с поставленными задачами были применены следующие теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых, программно-методических, психологических и педагогических источников, обобщение и систематизация теоретических данных, методические разработки.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Основное содержание работы изложено на 42 страницах, общее содержание – на 56 страницах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Ученые о физическом развитии детей дошкольного возраста
Трансформационные процессы в современном обществе выдвигают новые требования к системе образования и физического воспитания детей в частности. В настоящее время меняется и список качеств человека, способного успешно функционировать в условиях рыночной экономики. Среди социально значимых качеств ведущее место должны занять здоровье, здоровый образ жизни, навыки сотрудничества в группах и коллективах.
Экономические и политические реформы в Украине осуществляются на фоне обострения проблемы заболеваемости детей, возросшей по многим показателям: только треть современных дошкольников считаются относительно здоровыми. По данным HAH Украины, абсолютно здоровых детей, которые поступают в школу, всего 5% (Л. Бордиян, П. Добрый, В. Язловецкий). Такое состояние требует поиска оптимальных форм и путей укрепления здоровья детей, в частности дошкольного возраста (Е. Вильчковский, Н. Денисенко, Н. Зубалий, М. Козленко, И. Козетов, Б. Шиян).
Учитывая это особую актуальность приобретает проблема физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Для достижения представителями этой возрастной группы должного уровня двигательной подготовленности необходимо повысить требования к организации и реализации сотрудничества учреждения дошкольного образования и семьи как мощных воспитательных институтов. Направление такой исследовательской работы задается фундаментальной социокультурной стратегией: предоставить отношения между детьми и педагогами, педагогами и родителями, детьми и родителями нового качества.
В контексте этого исследования особое значение приобретают научные труды, доказывающие, что период дошкольного детства – ответственный этап в обеспечении должного физического и нравственного здоровья человека, и лучшие условия для этого создаются в процессе физического воспитания личности, что является важным компонентом подготовки ребенка к активной жизни и профессиональной деятельности (Л. Выготский, О. Запорожец, Э. Аркин, Т. Осокина и др.).
Проблема физического воспитания детей старшего дошкольного возраста стала предметом исследования ученых разных областей науки, в частности психологов (Л. Выготский, А. Запорожец, А. Леонтьев и др.), педагогов (В. Гориневский, A. Макаренко, П. Лесгафт, А. А.). Оноприенко, В. Сухомлинский, К. Ушинский), физиологов и медиков (И. Аршавский, Г. Апанасенко). Значительный интерес вызывают труды Г. Агаева, Е. Вильчковского, А. Вольчинского, Н. Денисенко, Т. Осокиной, Б. Сермеева, Б. Шиян и др., в которых обосновывается необходимость привлечения всех действенных факторов системы физического воспитания, в том числе и воспитательного потенциала семьи (В.Постовой, С. Жева, Р. Поташнюк, М. Безруких, Э. Бондаревский, Л. Мовчан, А. Куц, B. Леонова), что позволяет не эпизодическое, а перманентное воздействие на организм ребенка.
Самобытность отечественной системы самореализации личности выражается в возрастании роли семьи как главного звена воспитания ребенка. В то же время причинами недостаточного внимания семьи к проблеме физического воспитания детей является низкий уровень физкультурной грамотности родителей, неправильно выбран авторитарный стиль общения с ребенком, недостаточное владение практическими навыками по организации и проведению форм физического воспитания в семье (Е. Вильчковский, А. Егорова , В. Лесик). Известно, что решающее влияние на привлечение детей к физическим упражнениям имеет личный пример родителей, их ценностные ориентации, общие занятия с детьми, физкультурная грамотность, в том числе правильная оценка воспитательного значения занятий физической культурой и спортом (А. Атаев, В. Бутина, Б .Сермеев, В. Столяров).
Физическое воспитание детей дошкольного возраста – систематическое влияние на организм ребенка с целью его морфологического и функционального усовершенствования, укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и физических качеств.
В первые шесть-семь лет физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка.
Система дошкольных учреждений располагает широкими и разнообразными возможностями для обеспечения реализации таких задач физического воспитания дошкольников:
-
укрепление здоровья; -
обеспечение гармоничного развития организма; -
развитие двигательных умений, навыков и физических качеств (силы, ловкости, выносливости, гибкости и т.п.); -
повышение физической и умственной работоспособности; -
закалка организма; -
привитие культурно-гигиенических навыков, формирование представлений о здоровом образе жизни;
-
воспитание потребности в занятиях физической культурой и спортом[3].
Физическое развитие в дошкольном возрасте особенно стремительно. Учитывая это физическое воспитание должно быть своевременным и методически правильно организованным.
Физическое здоровье является основным условием духовного и нравственного здоровья ребенка. В период дошкольного детства закладывается фундамент здоровья, формируются жизненно необходимые двигательные навыки, умения, развиваются важные физические качества, что свидетельствует о необходимости правильного физического воспитания, способствующего оздоровлению и полноценному развитию ребенка.
Физическое развитие – процесс смены морфологических и функциональных признаков организма, основой которого являются биологические процессы, обусловленные наследственными генетическими факторами, условиями внешней среды и воспитанием.
Показателями физического развития являются:
-
антропометрические и биометрические данные: рост, масса тела, жизненная емкость легких, объем грудной клетки; -
развитие основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья и др.); -
уровень физических качеств (скорости, ловкости, силы, выносливости, гибкости);
-
уровень показателей формирования осанки (изгибов позвоночника, расстояния между углами лопаток и др.) [8].
Рост и развитие ребенка – не тождественные процессы: рост – это увеличение размеров тела и отдельных его частей, а развитие – дифференцировка тканей и органов. Ребенок растет и развивается неравномерно. В периоды замедления темпов роста более интенсивно происходят процессы дифференцировки тканей и формообразования, а в периоды интенсивного роста несколько замедляются темпы развития. Однако процессы развития и роста взаимосвязаны и непрерывны. Их очередность и последовательность в значительной степени определяют возрастные особенности детей.
В течение первого года жизни ребенка процессы роста преобладают над процессами дифференцировки. Особенно важен период новорожденности (первые 2-2,5 месяца жизни), когда организм приспосабливается к внеутробным условиям существования: устанавливаются легочное дыхание, постоянное кровообращение, самостоятельное пищеварение и другие жизненно необходимые процессы. От того, как скоро произойдет процесс адаптации, зависит степень физиологической полноценности и развития дитя в последующие периоды. В течение первого года жизни длина тела ребенка увеличивается на 24,3-25,4 см, масса – на 6950-7300 г, в течение второго года она растет соответственно на 10-15 см и 2,5-3 кг. Далее темпы роста стабилизируются: раз в год масса тела возрастает на 1,5-2 кг, а рост – на 4-5 см.