Файл: Роль подвижных игр в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В период раннего детства быстро развиваются двигательные возможности, координация, растет мышечная сила. Дифференцировка центральной и периферической нервных систем обуславливает развитие речи, эмоций и т.д. В дошкольном возрасте темпы роста снижаются и происходит интенсивное развитие физической силы, ловкости движений. Параметры физического роста и развития детей не являются неизменными. За последние 20-30 лет наблюдается явление акселерации – ускоренного развития и увеличения антропометрических показателей. Масса новорожденных детей теперь на 100-133 г больше, а к подростковому возрасту дети становятся на 15-20 см выше их сверстников 100 лет назад. Масса 6-летних детей увеличилась за последние 75 лет на 500 г, рост – на 1,5 см, а годовалых детей – соответственно на 1,5-2 кг и на 5 см. По мнению ученых, это вызвано разными факторами внешней среды, в частности, влиянием солнечной радиации, электромагнитных колебаний, урбанизацией, изменением питания и т.д. Иногда акселерацию объясняют изменением генетического кода людей вследствие брачных связей между представителями разных рас и материков [4].

Человеческий организм является целостной биосоциальной системой, существующей в единстве с окружающей средой и регулируемой центральной нервной системой. В процессе физического развития постоянно взаимодействуют факторы наследственности и среды, определяя особенности организма. По учению русских физиологов И. Сеченова и И. Павлова, внешняя среда оказывает влияние на развитие врожденных данных организма, регулирует его функциональные возможности. Взаимодействие факторов наследственности и среды обуславливает особенности телосложения, высшей нервной деятельности, способностей ребенка.

Организм может существовать и успешно функционировать только тогда, когда находится в равновесии с окружающей средой, под влиянием которой ему приходится изменять физиологические функции, то есть проявлять реактивность.

Реактивность организма – способность организма изменять физиологические функции под влиянием наружной среды.

В повседневной жизни реактивность организма проявляется через своеобразные защитные реакции, которые противодействуют вредным воздействиям окружающей действительности, помогают ему как можно лучше приспособиться к внешней среде.

Ребенок приходит в мир с определенными врожденными задатками и возможностями, а его полноценное физическое и психическое развитие требует с первых дней жизни воспитательного воздействия, направленного на формирование личности в единстве физических и психических проявлений. Интенсивный рост и развитие организма ребенка дошкольного возраста и присущая ему высокая реактивность требуют особых профессиональных умений и стараний педагогов. Высокая пластичность нервной системы позволяет систематически влиять на организм ребенка, развивать врожденные задатки, создавать необходимые условия для развития новых качеств организма.


Физическое развитие ребенка связано также с режимом двигательной активности, являющейся биологической потребностью организма и может быть удовлетворена в процессе физического воспитания. Известный французский врач XVII ст. Тисо утверждал, что «движения по своему действию могут заменить любое лекарство, однако все лечебные средства мира не способны заменить действия движения». В дошкольном возрасте двигательная деятельность ребенка является одним из стимулов развития всех функций организма, усовершенствования резервных возможностей его физиологических систем.

Несмотря на быстрый рост и развитие, органы и системы ребенка дошкольного возраста находятся на стадии становления и развития, а защитные силы организма тем слабее, чем младший ребенок. Это требует постоянного внимания к своевременному развитию костной системы и всему опорно-двигательному аппарату, формированию правильной осанки, а также правильному развитию нервной и сердечно-сосудистой систем, органов дыхания. Умело организованная педагогом двигательная деятельность является предпосылкой усовершенствования функций всех систем, ведь, как утверждала российский гигиенист и педагог Л. Чулицкая, движения являются фундаментом развития ребенка.

Следовательно, физическое воспитание способствует полноценному физическому развитию ребенка, повышению уровня функциональных и адаптационных возможностей организма.

Физическое воспитание связано с другими воспитательными аспектами, поскольку, как замечал Сухомлинский, забота о здоровье ребенка является не просто комплексом санитарно-гигиенических норм и правил, а прежде всего заботой о гармоничной полноте всех его физических и духовных сил.

Состояние здоровья ребенка является предпосылкой его успеха в любой деятельности, ведь полноценное физическое развитие обеспечивает общую высокую работоспособность организма. Двигательная деятельность способствует развитию системы анализаторов, активизирует работу органов чувств, ускоряет развитие речи, помогает формированию мыслительных действий. Ребенок упражняется в познании окружающего мира, у него развиваются пространственные представления, расширяется кругозор. Занятия физической культурой и спортом закаляют ее свободу, активизируют эмоциональную сферу.

Правильная организация физического воспитания детей способствует пробуждению у них интереса к двигательной активности вообще, а также к конкретным видам физических упражнений. Развитие интереса к движениям происходит на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким.



Усваивая правила гигиены, ребенок приобретает навыки культуры поведения, а организация физкультурных занятий с ярким инвентарем, игрушками, в соответствующей одежде развивает эстетические чувства.

Двигательная деятельность в процессе физического воспитания готовит ребенка к трудовой деятельности. На физкультурных занятиях, во время утренней гимнастики воспитывается дисциплинированность, вырабатывается стремление добиться успеха, настойчивости. Успешная двигательная деятельность в коллективе сверстников, положительная оценка усилий ребенка взрослыми, самоанализ качества выполнения упражнений, радость соучастия в подвижных играх – это способствует развитию эмоционально-чувственной сферы.

Здоровый, физически развитый ребенок, как правило, верит в свои силы, бодрый, жизнерадостный, полноценнее овладевает принципами благородного поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, заботится о гармоничности своего бытия, внимательный к другим людям.

Главное содержание физического воспитания состоит в овладении ребенком основами физической культуры:

1. Освоение основ личной гигиены. Речь идет об чистоплотности, чистоте тела, одежде, обуви, гигиене помещения, режиме дня (сон, питание, рациональная организация активной деятельности и отдыха).

С раннего возраста ребенка следует приучать к систематическому уходу за своим телом, привить навыки здорового образа жизни, желание заниматься физической культурой и спортом [7].

К культурно-гигиеническим навыкам, которыми должны овладеть дети в течение дошкольного детства, относятся:

  • навыки пищи (аккуратно есть, пользоваться посудой, салфеткой и др.);

  • навыки ухода за телом (умывания, чистки зубов, расчесывания волос и др.);

  • навыки содержания в чистоте и порядке одежды, соблюдение порядка в помещении, его уборка;

  • навыки осуществления различных видов деятельности (игры, труды, обучение) а соблюдением культурно-гигиенических требований.

2. Закаливание организма (осуществляют его с использованием природных факторов – солнца, воздуха, воды).

3. Выполнение физических упражнений, являющихся основным средством физического воспитания.

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста делят на три группы.

1. Оздоровительные задачи. Это охрана и укрепление здоровья детей, закаливание организма, повышение его сопротивления вредным воздействиям внешней среды, своевременное развитие всех систем организма, повышение их функциональных возможностей, формирование правильной осанки и стопы.


2. Формирование двигательных навыков и умений, воспитание физических свойств. Эта задача состоит в развитии жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, плавания, езды на велосипеде; движений рук, ног, туловища; построение и перестроение. Двигательная деятельность влияет на формирование таких физических признаков организма, как ловкость, сила, гибкость, скорость, общая выносливость, от которых зависит успешное преодоление человеком равных жизненных затруднений. Целенаправленное развитие двигательных умений и качеств следует начинать в раннем возрасте и организовывать его в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.

Важное значение для здоровья и физического развития ребенка имеет формирование правильной осанки – привычного положения тела в покое и движении. Правильная осанка создает оптимальные условия для работы сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, значительно влияет на самочувствие и настроение. Нарушения ее могут быть вызваны несоблюдением гигиенических условий, недостаточной развитостью костно-мышечного аппарата, недостаточным уровнем двигательной активности детей, отсутствием или низким уровнем профилактической работы, врожденными пороками. Поэтому необходимо следить за соблюдением таких гигиенических условий жизни и деятельности детей как освещение, соответствие мебели и одежды, обуви возраста детей; правильно организовывать занятия физическими упражнениями: бегом, прыжками, подлезанием, пролезанием, укрепляющими мышцы спины и повышающими гибкость позвоночника.

3. Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и умений здорового образа жизни. Дети должны знать, что хорошо, а что вредно для организма и соответственно организовывать свое поведение. Умение ухаживать за телом, одеждой, личными вещами, культурно вести себя за столом при еде, поддерживать порядок в помещении должны перерасти в устойчивые привычки. Не менее важны получение представлений и знаний о пользе занятий физической культурой, играх, воспитании интереса к активной двигательной деятельности, формировании потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста решает множество общевоспитательных задач. Физические упражнения способствуют познанию окружающего мира, развитию органов чувств, координации движений, морально-волевых качеств (смелости, ответственности, настойчивости и др.). Закаливающие процедуры, овладение движениями, участие в подвижных и спортивных играх воспитывают целеустремленность, самостоятельность, формируют умение управлять своим поведением и своим телом. Коллективные игры помогают воспитанию дружеских и общительных отношений, настроены на совместные действия, развивают умение взаимодействовать, адекватно оценивать ситуацию, себя и партнеров. Чувства красоты и целесообразности телодвижений, привычка к чистоте и аккуратности способствуют воспитанию эстетических чувств.


Физическое воспитание детей не может быть спонтанным, бессистемным, закостенелым по отношению к используемым формам и методам. Организация его должна происходить при соблюдении следующих условий:

  • охрана нервной системы ребенка, рациональное чередование активной деятельности и отдыха, гигиена дневного и ночного сна;

  • наличие благоприятных условий для постоянного положительного эмоционального состояния, отсутствие факторов, подавляющих нервную систему ребенка;

  • планирование и содержание в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами помещений детского сада и площадки, оборудование физкультурного зала, достаточное количество необходимого для каждого возраста детей спортивного инвентаря и игрушек [9].

В физическом воспитании дошкольников важно соблюдать принцип индивидуализации и дифференциации. В учреждениях дошкольного образования физкультурно-оздоровительного типа оправдано функционирование: группы общего типа; физкультурно-оздоровительной группы, позволяющей учитывать интересы и способности детей по овладению различными физическими упражнениями; группы детей, которые по состоянию здоровья относятся к подготовительной медицинской группе; группы, питомцы которой имеют определенные нарушения в состоянии здоровья (специальные медицинские группы), нарушения опорно-двигательного аппарата; спортивные секции; физкультурные кружки; центры здоровья и реабилитации.

Следовательно, физическое воспитание является одной из предпосылок эффективности умственного, нравственного, эстетического воспитания, а надлежащий уровень всеобщего развития делает привлекательной цель, связанную с достижением физического совершенства.

подвижный игра ребенок физический

1.2 Содержание и задачи физического развития детей младшего дошкольного возраста
На протяжении всего дошкольного детства ЗДО имеет целью воспитать здоровую и всесторонне развитую личность, которая может самостоятельно позаботиться о себе и своем здоровье. Именно поэтому педагоги систематически знакомят детей с элементарными знаниями о пользе физического развития, необходимость выполнения физических упражнений, обучают разнообразным техникам выполнения основных движений, воспитывают в них дисциплинированность при выполнении правил двигательных игр, знакомят с назначением физкультурного инвентаря и способами его использования и хранения. Также широко раскрываются сведения о личной и общественной гигиене: правила ухода за собственным телом, одеждой,