Файл: Роль подвижных игр в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предметами жизнедеятельности, физкультурным оборудованием.
Еще с раннего возраста и дошкольного детства необходимо создать организованную двигательную активность детей, к которой относится формирование и усовершенствование необходимых для полноценной жизни умений и навыков выполнения основных движений. Для начала развивается ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, а после их успешного усвоения, закладки основ технически правильного их выполнения можно говорить о дальнейшем усложнении задач и освоении разнообразных элементов спорта – езды на велосипеде, ходьбы на лыжах, бадминтоне, плавании и т.д.
Отдельное место в системе физического развития детей дошкольного возраста заслуженно занимает закалка – как одна из ведущих задач стоящих перед педагогом. Из-за низкой сопротивляемости организма ребенка к внешним факторам среды невозможно обеспечить оптимальную двигательную нагрузку без укрепления иммунитета способом активизации адаптивных процессов. Значение закалки трудно переоценить, ведь оно решает ряд проблем: развивает способность быстро и без значительных функциональных изменений организма приспособиться к изменениям среды, улучшает обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы, улучшает функциональное состояние мышц и центральной нервной системы. Тем самым гармонизируют ребенка и природу как одно целое и приучают существовать в единстве и взаимозависимости.
Все виды физического воспитания четко спланированы в режиме дня и имеют свое место в повседневной работе. Систематическое соблюдение основных гигиенических требований, таких как своевременное питание, полноценный сон, чередование активной и пассивной деятельности, правильный подбор мебели, одежды и обуви в комплексе с закалкой и выполнением физических упражнений будет способствовать формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. [5]
Следует отметить, что только при единстве требований родителей и воспитателей к детям можно получить желаемый результат. Ведь без совместной работы взрослых над укреплением детского организма вряд ли можно добиться успеха. Важно именно отношение родителей к здоровому образу жизни, их осознание всей необходимости совместной физической деятельности всех членов семьи и того примера, который они представляют своему малышу. Воспитатель должен направить работу с родителями так, чтобы пробудить их сознание и привлечь к сотрудничеству на пути к усовершенствованию детского организма.
Итак, перед педагогом стоит ряд задач по реализации развития физического здоровья детей дошкольного возраста. Они четко указаны в базовом компоненте дошкольного образования и освещают основные показатели компетентности ребенка по его возрастным особенностям. В ДОУ учет задач БКДО обязательны. При планировании учебно-воспитательной работы педагог должен опираться на эти задачи и следовать советам по продолжительности различных видов деятельности. Их ответственное и своевременное исполнение является залогом правильного всестороннего развития ребенка.
В физическом воспитании дошкольников важно соблюдать принцип индивидуализации и дифференциации. В детских садах физкультурно-оздоровительного типа оправдано функционирование: группы общего типа и физкультурно-оздоровительной группы, что позволяет учитывать интересы и способности детей по овладению различными физическими упражнениями. Также выделяют группы детей, по состоянию здоровья относящихся к подготовительной медицинской группе и группе, воспитанники которой имеют определенные нарушения в состоянии здоровья (специальные медицинские группы), центры здоровья и реабилитации. В этом случае физическая деятельность осуществляется только по принципам индивидуального подхода и дифференциации, используются специальные средства и методы работы, наиболее оптимальные для детей с особыми потребностями. Для дошкольников проявляющих интерес к физической деятельности и имеющих соответствующие задатки в детском саду должны быть организованы спортивные секции и физкультурные кружки, где ребенок под руководством инструктора смог закреплять и обогащать свои способности, выплескивать излишнюю возбужденность и удовлетворять свою потребность в движениях. [12]
Программа по физической культуре в дошкольном заведении предусматривает соблюдение принципа преемственности обучения и воспитания и состоит в тесном сотрудничестве ЗДО и ОШ. Это отражено в задачах, средствах, организационных формах, а также методах обучения и воспитания. В дошкольных учреждениях закладываются основы здоровья, всестороннего физического развития и двигательной подготовленности детей, что обеспечивает им успешное обучение в школе. [4]
Объем разнообразных движений, которыми должны овладеть дети во время посещения ими дошкольного учреждения, представлен в программе «Воспитание детей дошкольного возраста» (отдельно для каждой возрастной группы). К концу старшей группы у детей формируются основные умения и навыки: выполнение упражнений по построению и перестроению, автоматизация выполнения основных движений, умение выполнять общеразвивающие и упражнения спортивного характера, а также воспитанники должны быть ознакомлены с элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, городки. , бадминтон и настольный теннис. Усвоение этих двигательных действий ребенком способствует расширению его двигательного опыта и является обязательным условием компетентности ребенка при поступлении в общеобразовательную школу.
Учебно-воспитательная программа «Ребенок» в разделе «Здоровье и физическое развитие» для младшей группы направлена на обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, овладение жизненно необходимыми движениями с целью естественной адаптации к условиям окружающей среды, формирование умения сохранять устойчивое положение тела , ориентацию в пространстве, развитие активности и самостоятельности детей в процессе выполнения физических упражнений и игровых действий с предметами При этом педагог должен стремиться к созданию радостного, эмоционально-возвышенного настроения у детей в процессе выполнения двигательных действий, чтобы предотвратить психическое и физическое переутомление.
Кроме этого, в данной программе описано содержание педагогической работы воспитателя в течение года в соответствии с возрастными возможностями детей. Сюда входит: Закаливание: предусматривает обязательное соблюдение санитарных норм относительно температурных режимов в групповых помещениях и систематического проветривания комнат, которое происходит при отсутствии детей, а точнее, за некоторое время до их возвращения. В группе температура должна колебаться от +21о, +22оС, во время дневного сна оптимальная температура в спальне должна составлять +16, +18оС, ведь организм лучше отдыхает при более низких температурных показателях. Для постоянного контроля за соблюдением температурных норм в каждой групповой комнате, где часто и долго находятся дети, должен быть термометр. Необходимо обеспечить условия для принятия детьми воздушных ванн при переодевании после дневного сна,
Закаливание детей младшей группы подразумевает локальные и общие процедуры. Их следует вводить постепенно.
Физкультурно оздоровительная работа: предусматривает ежедневную утреннюю гимнастику продолжительностью 4-5 мин. Воспитатель выбирает комплекс утренней гимнасты, который отвечает возрасту и потребностям детского коллектива и включает все необходимые движения. Замена комплексов производится ежемесячно. Дети должны выполнять 3-4 общеразвивающих упражнения имитационного характера, что оживит интерес и прибавит динамики. Повторяемость выполнения одного упражнения не должна быть больше 4-5 раз, а скачков – 8-10 раз. Необходимо постепенно привлекать детей к самостоятельной двигательной деятельности, только регулируя их активность.
Воспитание культурно-гигиенических навыков: предполагает обучать детей без принуждения самостоятельно и аккуратно, не спеша есть, хорошо пережевывать пищу с закрытым ртом, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, благодарить, тихо подсовывать стул выходя из-за стола.
Во время умывания учить детей закатывать рукава, мыть руки и лицо не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, стряхивать водичку с рук над умывальником, насухо вытирать руки и лицо индивидуальным полотенцем, пользоваться носовым платком.
При подготовке к прогулке или после дневного сна приучать детей самостоятельно одеваться и раздеваться, в определенной последовательности, хорошо складывать свои вещи, знать порядок одевания и раздевания (колготки, носки, брюки, кофточка, сапожки, курточка, шапочка, шарф), соблюдать о в одежде. [8]
Программа «Украинская дошкольная школа» в разделе «Личность ребенка» для 4 года жизни (младший дошкольный возраст) освещает сущность и специфику физического становления личности, возрастную динамику, задачи развития и особенности организации жизнедеятельности ребенка.
Особое внимание уделяется именно правильному формированию и развитию легкой походки, при котором ребенок естественно координирует движения рук и ног, при этом держа прямое положение туловища и головы. Младшие дошкольники также учат свободно ориентироваться в пространстве, придерживаться определенного направления во время ходьбы или бега.
Программой предусмотрено создание условий для усвоения ребенком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур. Это могут быть как и физкультурные залы, площадки, групповые комнаты, так и специально отведенный уголок для спортивно-развивающей среды, в котором созданы безопасные условия для деятельности детей, присутствуют все необходимые предметы (материалы для игр, наглядный и раздаточный материал, спортивные принадлежности, мультимедийные. проекторы или другие средства компьютерных технологий). Все это поможет воспитывать интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, обогатит опыт взаимодействия детей с игрушками, физкультурным инвентарем и оборудованием. [18]
Линия физического развития реализуется через физическую активность. Следовательно, одним из важных показателей компетентности ребенка является зрелость его физической активности, характеризующаяся развитием мышечно-двигательной и предметно-практической умелости ребенка во всех сферах жизнедеятельности.
Основным результатом решения оздоровительных задач должно быть улучшение физического состояния ребенка, его физического развития, повышение защитных свойств и устойчивости организма к различным заболеваниям, устойчивость к негативным условиям внешней среды.
Содержание учебно-двигательной деятельности в системе физического воспитания дошкольников имеет большие возможности для реализации задач по воспитанию нравственных и волевых качеств детей потому, что вмещает в себя все разнообразие интеллектуальных, познавательных, эмоциональных и нравственных компонентов.
В частности, только средствами подвижной игры можно способствовать воспитанию у детей дисциплинированности, коллективизма, решительности, смелости и других качеств, необходимых каждому человеку. Например, чтобы стать смелым, нужно научиться преодолевать страх, сталкиваясь с опасностью. На занятиях по физической культуре вполне возможно создать игровую ситуацию, с помощью которой ребенок сам легко сможет преодолеть свой страх (а иногда с помощью взрослого). Безусловно, такой способ формирования смелости является безопасным и действенным, ведь ребенок находится под наблюдением воспитателя, который не допустит травмирования, а наоборот поддержит и поможет. Таким образом, у ребенка закладывается опыт по выполнению того или иного движения вызвавшего у него страх. Это придает ей смелость, решительность и мотивирует к дальнейшим свершениям.
Умение ориентироваться в пространстве – еще одна важная задача для младшего дошкольника, которую можно решить средствами физических упражнений и подвижных игр.
Если движения выполняются верно, непринужденно и вместе с тем отчетливо и эмоционально, под мелодическое музыкальное сопровождение, то это, безусловно, сказывается на эстетических чувствах детей, побуждает к пониманию красоты движений.
Содержание учебно-двигательной деятельности детей предполагает множество ситуаций, позволяющих использовать их для воспитания чувства ответственности, воздержания, уважения к своим товарищам и т.д. В.А. Сухомлинский подчеркивал в своих трудах необходимость постоянно опираться в процессе воспитания в духовный мир (чувства) ребенка. [4]
Таким образом, для проведения результативной работы по решению задач физического воспитания детей дошкольного возраста необходимым условием являются регулярные занятия физкультурой, при которых дети положительно и активно относятся к самому педагогу и выполнению упражнений в целом. Остальное зависит от ряда причин. Дети должны иметь четко определенный мотив игры, увлекательный сюжет, динамичное развитие событий. Здесь уже помогают интересное проведение занятий, использование любимых двигательных игр детей, использование музыки и необычных предметов во время гимнастики, проведение разнообразных спортивных праздников, соревнований с привлечением родителей или детей из других групп садика. Особое значение при этом имеет личность самого воспитателя, его организаторские способности, знание методики, умение четко демонстрировать упражнения, устанавливать контакт с ребенком,
Еще с раннего возраста и дошкольного детства необходимо создать организованную двигательную активность детей, к которой относится формирование и усовершенствование необходимых для полноценной жизни умений и навыков выполнения основных движений. Для начала развивается ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, а после их успешного усвоения, закладки основ технически правильного их выполнения можно говорить о дальнейшем усложнении задач и освоении разнообразных элементов спорта – езды на велосипеде, ходьбы на лыжах, бадминтоне, плавании и т.д.
Отдельное место в системе физического развития детей дошкольного возраста заслуженно занимает закалка – как одна из ведущих задач стоящих перед педагогом. Из-за низкой сопротивляемости организма ребенка к внешним факторам среды невозможно обеспечить оптимальную двигательную нагрузку без укрепления иммунитета способом активизации адаптивных процессов. Значение закалки трудно переоценить, ведь оно решает ряд проблем: развивает способность быстро и без значительных функциональных изменений организма приспособиться к изменениям среды, улучшает обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы, улучшает функциональное состояние мышц и центральной нервной системы. Тем самым гармонизируют ребенка и природу как одно целое и приучают существовать в единстве и взаимозависимости.
Все виды физического воспитания четко спланированы в режиме дня и имеют свое место в повседневной работе. Систематическое соблюдение основных гигиенических требований, таких как своевременное питание, полноценный сон, чередование активной и пассивной деятельности, правильный подбор мебели, одежды и обуви в комплексе с закалкой и выполнением физических упражнений будет способствовать формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. [5]
Следует отметить, что только при единстве требований родителей и воспитателей к детям можно получить желаемый результат. Ведь без совместной работы взрослых над укреплением детского организма вряд ли можно добиться успеха. Важно именно отношение родителей к здоровому образу жизни, их осознание всей необходимости совместной физической деятельности всех членов семьи и того примера, который они представляют своему малышу. Воспитатель должен направить работу с родителями так, чтобы пробудить их сознание и привлечь к сотрудничеству на пути к усовершенствованию детского организма.
Итак, перед педагогом стоит ряд задач по реализации развития физического здоровья детей дошкольного возраста. Они четко указаны в базовом компоненте дошкольного образования и освещают основные показатели компетентности ребенка по его возрастным особенностям. В ДОУ учет задач БКДО обязательны. При планировании учебно-воспитательной работы педагог должен опираться на эти задачи и следовать советам по продолжительности различных видов деятельности. Их ответственное и своевременное исполнение является залогом правильного всестороннего развития ребенка.
В физическом воспитании дошкольников важно соблюдать принцип индивидуализации и дифференциации. В детских садах физкультурно-оздоровительного типа оправдано функционирование: группы общего типа и физкультурно-оздоровительной группы, что позволяет учитывать интересы и способности детей по овладению различными физическими упражнениями. Также выделяют группы детей, по состоянию здоровья относящихся к подготовительной медицинской группе и группе, воспитанники которой имеют определенные нарушения в состоянии здоровья (специальные медицинские группы), центры здоровья и реабилитации. В этом случае физическая деятельность осуществляется только по принципам индивидуального подхода и дифференциации, используются специальные средства и методы работы, наиболее оптимальные для детей с особыми потребностями. Для дошкольников проявляющих интерес к физической деятельности и имеющих соответствующие задатки в детском саду должны быть организованы спортивные секции и физкультурные кружки, где ребенок под руководством инструктора смог закреплять и обогащать свои способности, выплескивать излишнюю возбужденность и удовлетворять свою потребность в движениях. [12]
Программа по физической культуре в дошкольном заведении предусматривает соблюдение принципа преемственности обучения и воспитания и состоит в тесном сотрудничестве ЗДО и ОШ. Это отражено в задачах, средствах, организационных формах, а также методах обучения и воспитания. В дошкольных учреждениях закладываются основы здоровья, всестороннего физического развития и двигательной подготовленности детей, что обеспечивает им успешное обучение в школе. [4]
Объем разнообразных движений, которыми должны овладеть дети во время посещения ими дошкольного учреждения, представлен в программе «Воспитание детей дошкольного возраста» (отдельно для каждой возрастной группы). К концу старшей группы у детей формируются основные умения и навыки: выполнение упражнений по построению и перестроению, автоматизация выполнения основных движений, умение выполнять общеразвивающие и упражнения спортивного характера, а также воспитанники должны быть ознакомлены с элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, городки. , бадминтон и настольный теннис. Усвоение этих двигательных действий ребенком способствует расширению его двигательного опыта и является обязательным условием компетентности ребенка при поступлении в общеобразовательную школу.
Учебно-воспитательная программа «Ребенок» в разделе «Здоровье и физическое развитие» для младшей группы направлена на обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, овладение жизненно необходимыми движениями с целью естественной адаптации к условиям окружающей среды, формирование умения сохранять устойчивое положение тела , ориентацию в пространстве, развитие активности и самостоятельности детей в процессе выполнения физических упражнений и игровых действий с предметами При этом педагог должен стремиться к созданию радостного, эмоционально-возвышенного настроения у детей в процессе выполнения двигательных действий, чтобы предотвратить психическое и физическое переутомление.
Кроме этого, в данной программе описано содержание педагогической работы воспитателя в течение года в соответствии с возрастными возможностями детей. Сюда входит: Закаливание: предусматривает обязательное соблюдение санитарных норм относительно температурных режимов в групповых помещениях и систематического проветривания комнат, которое происходит при отсутствии детей, а точнее, за некоторое время до их возвращения. В группе температура должна колебаться от +21о, +22оС, во время дневного сна оптимальная температура в спальне должна составлять +16, +18оС, ведь организм лучше отдыхает при более низких температурных показателях. Для постоянного контроля за соблюдением температурных норм в каждой групповой комнате, где часто и долго находятся дети, должен быть термометр. Необходимо обеспечить условия для принятия детьми воздушных ванн при переодевании после дневного сна,
Закаливание детей младшей группы подразумевает локальные и общие процедуры. Их следует вводить постепенно.
-
Локальные: 1) хождение босиком по ковру; 2) сухое и влажное обтирание ног; 3) хождение по влажной дорожке; обливание ног контрастной водой. -
Общие: 1) сухое и влажное обтирание тела махровой перчаткой; 2)обливание тела с постепенным понижением температуры воды; 3) купание в бассейне и водоемах в безветренную погоду.
Физкультурно оздоровительная работа: предусматривает ежедневную утреннюю гимнастику продолжительностью 4-5 мин. Воспитатель выбирает комплекс утренней гимнасты, который отвечает возрасту и потребностям детского коллектива и включает все необходимые движения. Замена комплексов производится ежемесячно. Дети должны выполнять 3-4 общеразвивающих упражнения имитационного характера, что оживит интерес и прибавит динамики. Повторяемость выполнения одного упражнения не должна быть больше 4-5 раз, а скачков – 8-10 раз. Необходимо постепенно привлекать детей к самостоятельной двигательной деятельности, только регулируя их активность.
Воспитание культурно-гигиенических навыков: предполагает обучать детей без принуждения самостоятельно и аккуратно, не спеша есть, хорошо пережевывать пищу с закрытым ртом, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, благодарить, тихо подсовывать стул выходя из-за стола.
Во время умывания учить детей закатывать рукава, мыть руки и лицо не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, стряхивать водичку с рук над умывальником, насухо вытирать руки и лицо индивидуальным полотенцем, пользоваться носовым платком.
При подготовке к прогулке или после дневного сна приучать детей самостоятельно одеваться и раздеваться, в определенной последовательности, хорошо складывать свои вещи, знать порядок одевания и раздевания (колготки, носки, брюки, кофточка, сапожки, курточка, шапочка, шарф), соблюдать о в одежде. [8]
Программа «Украинская дошкольная школа» в разделе «Личность ребенка» для 4 года жизни (младший дошкольный возраст) освещает сущность и специфику физического становления личности, возрастную динамику, задачи развития и особенности организации жизнедеятельности ребенка.
Особое внимание уделяется именно правильному формированию и развитию легкой походки, при котором ребенок естественно координирует движения рук и ног, при этом держа прямое положение туловища и головы. Младшие дошкольники также учат свободно ориентироваться в пространстве, придерживаться определенного направления во время ходьбы или бега.
Программой предусмотрено создание условий для усвоения ребенком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур. Это могут быть как и физкультурные залы, площадки, групповые комнаты, так и специально отведенный уголок для спортивно-развивающей среды, в котором созданы безопасные условия для деятельности детей, присутствуют все необходимые предметы (материалы для игр, наглядный и раздаточный материал, спортивные принадлежности, мультимедийные. проекторы или другие средства компьютерных технологий). Все это поможет воспитывать интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, обогатит опыт взаимодействия детей с игрушками, физкультурным инвентарем и оборудованием. [18]
Линия физического развития реализуется через физическую активность. Следовательно, одним из важных показателей компетентности ребенка является зрелость его физической активности, характеризующаяся развитием мышечно-двигательной и предметно-практической умелости ребенка во всех сферах жизнедеятельности.
Основным результатом решения оздоровительных задач должно быть улучшение физического состояния ребенка, его физического развития, повышение защитных свойств и устойчивости организма к различным заболеваниям, устойчивость к негативным условиям внешней среды.
Содержание учебно-двигательной деятельности в системе физического воспитания дошкольников имеет большие возможности для реализации задач по воспитанию нравственных и волевых качеств детей потому, что вмещает в себя все разнообразие интеллектуальных, познавательных, эмоциональных и нравственных компонентов.
В частности, только средствами подвижной игры можно способствовать воспитанию у детей дисциплинированности, коллективизма, решительности, смелости и других качеств, необходимых каждому человеку. Например, чтобы стать смелым, нужно научиться преодолевать страх, сталкиваясь с опасностью. На занятиях по физической культуре вполне возможно создать игровую ситуацию, с помощью которой ребенок сам легко сможет преодолеть свой страх (а иногда с помощью взрослого). Безусловно, такой способ формирования смелости является безопасным и действенным, ведь ребенок находится под наблюдением воспитателя, который не допустит травмирования, а наоборот поддержит и поможет. Таким образом, у ребенка закладывается опыт по выполнению того или иного движения вызвавшего у него страх. Это придает ей смелость, решительность и мотивирует к дальнейшим свершениям.
Умение ориентироваться в пространстве – еще одна важная задача для младшего дошкольника, которую можно решить средствами физических упражнений и подвижных игр.
Если движения выполняются верно, непринужденно и вместе с тем отчетливо и эмоционально, под мелодическое музыкальное сопровождение, то это, безусловно, сказывается на эстетических чувствах детей, побуждает к пониманию красоты движений.
Содержание учебно-двигательной деятельности детей предполагает множество ситуаций, позволяющих использовать их для воспитания чувства ответственности, воздержания, уважения к своим товарищам и т.д. В.А. Сухомлинский подчеркивал в своих трудах необходимость постоянно опираться в процессе воспитания в духовный мир (чувства) ребенка. [4]
Таким образом, для проведения результативной работы по решению задач физического воспитания детей дошкольного возраста необходимым условием являются регулярные занятия физкультурой, при которых дети положительно и активно относятся к самому педагогу и выполнению упражнений в целом. Остальное зависит от ряда причин. Дети должны иметь четко определенный мотив игры, увлекательный сюжет, динамичное развитие событий. Здесь уже помогают интересное проведение занятий, использование любимых двигательных игр детей, использование музыки и необычных предметов во время гимнастики, проведение разнообразных спортивных праздников, соревнований с привлечением родителей или детей из других групп садика. Особое значение при этом имеет личность самого воспитателя, его организаторские способности, знание методики, умение четко демонстрировать упражнения, устанавливать контакт с ребенком,