Файл: Роль подвижных игр в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Систематический контроль воспитателя за одеждой и обувью детей в подготовке к игре развивает у них стремление самим готовиться к игре.

Большое значение имеет и психологическая готовность детей к игре. Психологическая готовность создается не только при овладении движением, но и в процессе познания детьми окружающего мира и вызова у них интереса к игре.

Следует сказать, что воспитатель, готовясь к проведению игры, должен позаботиться о создании в помещении или на площадке гигиенической обстановки и о подготовке определенного места и принадлежностей. Без соблюдения этих правил эффективность подвижной игры в разы уменьшается.

Проводить игру в гигиенической обстановке крайне важно, потому что когда дети выполняют движения, у них углубляется дыхание, а значит, растет количество воздуха, которое они вдыхают. Гигиеничность обстановки обеспечивается предварительным проветриванием помещения и влажной уборкой его. Площадка для игр должна быть ровной и хорошо утрамбованной. Чтобы летом или ранней осенью на площадке не было пыли, ее поливают водой за 1-2 часа до выхода детей на прогулку. Зимой площадку регулярно очищают от снега и слегка посыпают песком.

Как в помещении, так и на площадке, нужно иметь свободное от любых предметов место для игры.

В некоторых играх используют спортивное оборудование и мелкие принадлежности дуги, обручи, флажки, шнуровки, мешочки, шапочки для волка или наседки и т.д. Воспитатель должен заранее проверить исправность этих принадлежностей во избежание недоразумений во время игры, когда обнаружится неисправность того или иного прибора.

Привлечение детей к подготовке принадлежностей это отличный прием, позволяющий привлечь внимание детей к следующей игре, вызывать желание играть. В практике воспитатель дает поручение отдельным детям принести определенные принадлежности или отчислить нужное количество предметов. В некоторых играх количество спортивных принадлежностей равно ее участникам

При выборе подвижной игры учитывается ее место в режиме дня. Подвижные игры проводятся на утренней, дневной и вечерней прогулках.

  • Для утренней гимнастики иногда можно подбирать игры малой подвижности.

  • Для физкультминуток подбираются игры средней подвижности, это могут быть хороводные игры с рифмованным текстом.

  • Для физкульпауз – игры малой, средней и большой подвижности.

На занятиях по физической культуре подвижные игры можно использовать в начале занятия во вводной части – это игры, содержащие двигательные действия для развития внимания, организованности и навыков по перестроению. В основной части – игры большой подвижности с максимальной нагрузкой на детей с основным движением, не запланированным на занятии. В заключительной части – малоподвижные игры.


Подвижные игры широко используются для планирования физкультурных праздников, развлечений, пешеходных походов. И выполняют несколько функций: активизируют двигательную деятельность; улучшают настроение и самочувствие; обогащают впечатлениями; помогают организовать детей.

В ходе игры воспитатель руководит деятельностью всей группы и отдельных детей. Оживленный интерес воспитателя к игре. отражающееся в его интонации, в мимике лица, передается участникам игры и вызывает у них радостное настроение. Участие воспитателя в самой игре зависит от содержания и подготовленности группы.

В младшей группе, особенно в группе трехлеток, воспитатель принимает непосредственное участие в игре, принимает на себя роль ведущего, четко демонстрирует содержание игры и повторяет его несколько раз (из-за особенностей латентного периода).

Воспитатель в процессе игры дает детям указания по поводу правильности движений и действий. Указание – это замечание, касающееся какой-то одной стороны двигательной деятельности детей или их поведения. Если она дается в ходе игры и касается одного-двух питомцев, то она должна носить лаконичный характер. Например, в игре «Узкой дорожкой» воспитатель заметил, что некоторые дети наступают за обозначенные пределы: «Артем, Дмитрий будьте внимательны, мы за линии не ступаем».

В паузе между повторениями игры указания могут носить более подробный характер и касаться нескольких детей или даже всей группы. Скажем, в паузе игры "Удочка" воспитатель замечает: "Саша, Витя и другие дети неправильно играют, они подходят очень близко и мешают мне передвигать удочку, прошу вас немного отойти и в дальнейшем попробуйте подпрыгивать на одном месте».

Добиваясь правильности выполнения движений детьми в играх, воспитатель не должен злоупотреблять слишком длинными указаниями о правильности движений. Не нужно прерывать игру, чтобы упорно добиваться от нескольких детей правильности движения, тогда как большинство нетерпеливо ждет продолжения игры. Дети не любят долго ждать и если почти вся группа бездейственна, они легко потеряют интерес к игре и быстро найдут другое дело, тем самым спровоцируют дезорганизацию дисциплины.

Очевидно, что в таком случае нужно предусмотреть индивидуальную работу воспитателя с детьми или упростить саму игру.

Указания воспитателя во время игры ориентированы и на выполнение детьми правил. Чтобы приучить младших дошкольников выполнять правила игры, воспитатель должен чаще воспользоваться поощрениями, похвалой.



Например: «Вот какие у нас ловкие зайчики!» Если же малыша поймали в игре, воспитатель сразу же снова вводит его в игру, говоря: "Не попадайся больше". Конечно, в средней и старшей группах предъявляются большие требования к поведению питомцев и выполнению ими всех правил.

Естественно, что за одну игру нельзя научить всю группу соблюдать все правила. Приучать к этому следует постепенно и систематически, используя прием напоминания правил или примера, поощрения, а иногда и требование. Ни в коем случае нельзя наказывать ребенка за невыполнение правил лишением его права участвовать в игре. Это отдаляет питомца от влияния коллектива, настраивает его против воспитателя.

Нужно учесть, что дети иногда нарушают правила игры из-за забывчивости. И здесь очень хорошо действует приём, когда в перерыве воспитатель предлагает кому-то из детей вспомнить правило игры. Полезно также спрашивать у детей, все ли играли честно. Дошкольники почти всегда подмечают недостатки в соблюдении правил. То, что они не заметили, добавляет воспитатель.

В ходе игры воспитатель следит за тем, чтобы активны были все дети. Тех, кто хорошо выполняет движения и соблюдает правила, нужно поощрять назначение на роль ведущего. Во время игры воспитатель сменяет ведущих. Смена ведущего производится в зависимости от характера его действий. В играх с непрерывным бегом, например, в "Колдуне", ведущего следует менять каждый раз; в играх более спокойных его можно изменять через два-три раза.

В особом внимании воспитателя нуждаются дети, которые не проявляют достаточной ловкости в игре. Заметив, что некоторые из участников игры начинают уставать, воспитатель предлагает им более спокойные роли. Другие дети из-за состояния своего здоровья нуждаются в индивидуальном подходе. Таким детям воспитатель может уменьшить размер препятствия в игре (например, опустить ленту ниже в игре "Достай ленту") и проч.

Заканчивая игру, воспитатель подводит ее итоги. Если игра проводится на занятиях гимнастикой и подвижными играми, то о ее результатах воспитатель рассказывает в общих итогах занятия. На прогулке итог игры подводится периодически, когда есть такая потребность. В итоге дается оценка деятельности всей группы посредством вывода положительного характера ("Дети играли хорошо") и индивидуальные оценки каждому участнику игры.

Оценку игры следует связывать с программным содержанием. Так, в игре "Два мороза" с программным содержанием – закреплять навыки бега с извращением, воспитывать взаимную выручку – в оценке нужно указать как раз на тех детей, которые ни разу не были "замороженными", а также на выручавших своих "замороженных" товарищей. Воспитатель называет участников игры, которые с ошибками выполняли движения или нарушали правила игры, пока не анализируя причины в младшей группе.


Игра на прогулке заканчивается по-разному: предложением воспитателя детям поиграть самим или поиграть с теми принадлежностями, которые использовались в игре. На занятиях игру обычно завершают организованным переходом к следующим упражнениям или выходом на прогулку.

Детей нужно обязательно привлекать к уборке игрушек и предметов, которые использовались во время игры, это способствует воспитанию у них трудолюбия.

В педагогической практике существует несколько наиболее характерных и употребляемых в детских садах приемов сбора детей для игры. Использование того или иного приёма зависит от того, с какими детьми и в какой части прогулки проводится игра. Воспитанников младшей группы чаще всего собирает для игры сам воспитатель, созывая их. В средней и старшей группах кроме этого применяют еще другие приемы. Если группа меньше поддается организации, можно договориться еще в раздевалке, чтобы дети, выйдя на площадку, никуда не расходились и готовы к игре. Проводя игру внутри прогулки, воспитатель собирает всех ее участников с помощью призывов – специальных детских стишках, побуждающих к игре. Если дети во время прогулки расходятся по большой площадке или когда около площадки пролегает шум улица,

Не рекомендуется затягивать сбор детей на игру, чтобы у них не охладился интерес к ней. Проводить сбор нужно за 1 – 2 минуты, не больше. Из опыта стало понятно, что когда систематически проводить подвижные игры на прогулке и использовать те же средства для сбора, то дети довольно быстро реагируют и охотно присоединяются к игре.

В младшей группе, пока дети не привыкли играть вместе, можно проводить игры с неполным составом. Постепенно воспитатель должен добиваться вовлечения всех детей в групповую игру. Для этого он применяет разные приемы. Например, можно начать игру с неполной группой и внимательно следить за остальными питомцами. После начала игры они могут через некоторое время заинтересоваться и подойти к тем, кто участвует в игре. Надо использовать этот интерес и сразу. включить его в игру, не фиксируя внимания на их опоздании.

Малоорганизованный ребенок воспитатель должен держать в поле зрения. Когда игра проходит в круге, может поставить круг себя. Детям, не проявляющим интереса, поручается в игре принести какие-то принадлежности или исполнить роль ведущего, но только в том случае, если воспитатель знает, что ребенок справится с этой ролью хорошо. Если в этом есть хоть малейшее сомнение, такое поручение давать нельзя.


Собрав детей, воспитатель размещает их на площадке так, чтобы всем было удобно слушать его объяснение. Если есть места для сидения, лучше, конечно, детей посадить, потому что от стояния на месте они быстро устают, начинают шевелиться, смотреть в сторону, а часто и резвиться, не слушая объяснений воспитателя.

Если игры начинаются с круга, целесообразно сначала поставить питомцев в круг, а уже потом разъяснять содержание игры. Это можно легко сделать с помощью игры «Пузырь». Это поможет также правильно разместить детей и воспитателя лицом друг к другу, тогда все участники будут хорошо слышать и видеть. Нельзя становиться в центр круга, потому что часть участников игры окажется за спиной воспитателя.

Назначение детей на определенные роли в игре является одним из важных методических приемов повышения их активности и воспитания у них инициативы. Поэтому основным правилом в распределении ролей является постепенное вовлечение всех детей в активные роли в игре. Роли распределяют при объяснении игры.

Наиболее активной в игре является роль ведущего. Назначая ведущим какого-нибудь мальчика или девочку, воспитатель учитывает их индивидуальные качества и особенности. Так, если игра новая, лучше первой назначить на эту роль того ребенка, который в силу своих особенностей, лучше справится с ролью ведущего и будет выполнять его так, чтобы игра сразу пришлась всем по душе. Это, конечно, совсем не значит, что первыми ведущими будут обязательно самые способные, самые умные из питомцев.

В практике получили распространение несколько приемов назначения ведущих:

  1. Назначение ведущего воспитателем.

Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет регулировать вовлечение детей в роль ведущего; его систематически практикуют воспитатели во всех возрастных группах детских садов, особенно в младшей группе. Однако этот прием препятствует использовать детскую самодеятельность в выборе ведущего, поэтому следует совмещать прием назначения с другими приемами.

  1. Назначение ведущего детьми.

Этот прием чаще применяют в средней и старшей группах, и его можно использовать в игре, например, так: вызвав ребенка, воспитатель предлагает ему, чтобы он сам назначил ведущего, или во время смены, ведущий выбиравшего себе преемника.

Прием этот хорош тем, что учит детей самостоятельно проводить игру. Но воспитатель должен помнить, что иногда тот или иной мальчик (девочка) базируется на мыслях личной симпатии и может назначать ведущим своего товарища, а большинство детей будет оставаться в стороне от выполнения активных ролей. Поэтому воспитатель должен регулировать прием выбора ведущего с помощью питомца, определенным образом. С этой целью он предлагает поднять руки тем детям, которые еще не были ведущими, и позволяет одному из них выбрать ведущего среди этих детей.