Файл: Роль подвижных игр в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Не рекомендуется спрашивать детей, кто из них хочет быть ведущим, потому что все начнут кричать: "Я, я, я".
Назначить ведущего лучше с помощью счетчика, то есть хорошо рифмованного стиха. Счеточка помогает лучше организовать детей для начала игры. В качестве числилочки обычно используют любое хорошо рифмованное стихотворение:
Утка из реки шла,
группа уток вела:
это - утко седое,
это – как желтая слива,
это - грязненький квачик,
это - мягкий мячик,
это - как шерсти горстка,
это – кривенькое,
это - снежок побежал...
Сколько их всех?
За горами, за лесами
Стоит бочка с пирогами.
Раз, два, три –
Так щурить будешь ты!
В младшей группе воспитатель, применив счетчик для подъема интереса детей к игре, показывает ее сам, а в средней и старшей группах сами дети. Но воспитатель должен проследить за тем. чтобы дети произносили слова слито, вместе, не допуская скандирования по слогам.
Назначение ведущего "стрелочкой". Наибольший успех этот приём имеет в играх младшей группы. Малышам очень нравится, когда воспитатель, закрыв глаза, выпрямленной рукой, "словно стрелочкой", проводит вдоль детей. наконец, останавливает ее на ком-то, кто и будет "кошком" или "мышкой".
Распределение ролей в играх подразумевает не только предназначение ведущего, но и привлечение детей на другие роли в определенной игре.
В научно обоснованной методике проведения подвижных игр педагог А. Быкова предлагает условно выделить три периода в планировании и организации подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста.
Задача первого периода (сентябрь – октябрь) – приучать малышей играть вместе, используя разнообразные игрушки, мячи, обручи. В то же время, можно начинать проводить и коллективные игры, объединяя 10 - 12 детей.
Игры подбирают простые по содержанию и характеру движений. Дети выполняют интересные и несложные задачи: подбежать к воспитателю, догнать мяч, найти предмет. В этих играх каждый ребёнок действует в своем темпе. Ее движения еще не связаны с движениями других детей. После одного – двух повторений они полностью овладевают правилами игры.
Следующий период длится с ноября по апрель. Он охватывает позднюю осень, зиму и раннюю весну. Задача воспитателя в этот период – повысить активность дошкольников, приучать их приспосабливаться к сезонным явлениям.
Поэтому в это время добираются игры, в которых дети могут двигаться без особого труда даже в теплой одежде. Это игры с бегом и ходьбой по всей площадке, с катанием мячей, шариков и проводятся они в помещении. Подвижные игры, организуемые воспитателем в этот период, постепенно усложняются.
В летний период (май - август) легкая одежда детей и уровень их подготовки позволяют использовать разнообразные движения (подлезание, прыжки, ловля). Задача воспитателя в этот период – обогатить двигательный опыт дошкольников, усовершенствовать приобретенные ими двигательные навыки. Вводя новые игры, а разученные раньше проводятся в усложненном варианте.
Дети этого возраста особенно эмоционально воспринимают образы игры. Поэтому, стимулируя правильное выполнение движений, учитывается именно это свойство их психики. К примеру, советуют попрыгать, как зайчики, пройти тихо, как мышка или котик. Неустойчивое поведение и быстрая возбудимость дошкольников нуждаются в воспитателе в спокойном, бодром тоне. Игру нужно проводить живо и весело [2].
Таким образом, подготовка к подвижной игре не менее важна, чем подготовка к проведению учебных занятий. Она вмещает в себя планирование, подготовку воспитателя и детей, соответствующего материального обеспечения, знание особенностей питомцев, соблюдение санитарно-гигиенических условий и т.д. Важно также поддерживать в группе атмосферу доброжелательности и гармонии, а психическое и душевное состояние самого воспитателя должно соответствовать этому. Нужно организовывать игру так, чтобы она принесла как можно больше пользы и как можно меньше травм или несчастных случаев. Соблюдение же программного содержания обеспечит всестороннее развитие ребенка: как физическое, так психическое и социальное развитие.
ВЫВОДЫ
Результаты проведенного исследования подтвердили правомерность основных идей и положений по использованию подвижных игр как средства физического воспитания детей младшего дошкольного и засвидетельствовали решение поставленных задач и дали основания для следующих выводов:
1. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни, всестороннее физическое развитие, закаливание и усовершенствование функций организма детей, повышение физической и умственной работоспособности. Развитие двигательных свойств детей имеет также оздоровительное значение.
Образовательные задачи направлены на формирование определенных систем двигательных умений и навыков; игровых действий; получение доступных представлений и знаний о пользе занятий физической культурой, играх, об основных гигиенических требованиях и правилах.
Воспитательные задачи направлены на формирование положительных нравственных и волевых черт характера ребенка средствами подвижных игр. Занятия подвижными играми способствуют воспитанию у детей дисциплинированности, коллективизма, решительности, смелости и других качеств, необходимых каждому человеку.
Успешное решение задач физического воспитания детей дошкольного возраста заключается в сочетании разнообразных средств.
2. Подвижная игра является потребностью здорового ребенка, дарит ему радость, развивает способность осознавать свои действия, способствует формированию внутреннего отношения к окружающей среде. Она позволяет установить содержательные опосредованные отношения в детском коллективе. Игра не теряет дидактического значения и за пределами учреждения дошкольного образования, и в сложившейся учебной деятельности, и влияет на развитие личности ребенка. В игре ребенок приобретает основные навыки общения, необходимые для установления контактов со своими сверстниками.
Подвижные игры – это эмоционально окрашенная двигательная деятельность, ограниченная правилами. Игровая деятельность в них характеризуется более или менее сложным взаимодействием участников и взаимоотношениями между игроками. В результате проявления таких взаимоотношений процесс игрового взаимодействия принимает разнообразный характер.
Отношения между игроками в соревновании должны находиться в рамках норм поведения (правил). Постоянное изменение условий вызывает необходимость ориентироваться в них. В этой связи нужно проявлять наблюдательность, быстро анализировать и обдумывать действия.
В подвижных играх широко используются ранее приобретенные или усвоенные подвижные умения. Иногда они выполняются в привычных ситуациях, но чаще всего следует изменять их в соответствии с условиями. В результате, с одной стороны, формируется и совершенствуется умение управлять своими движениями в изменяющихся условиях или в общем возбуждении. С другой стороны, совершенствуются усвоенные движения, а также умение ими пользоваться. Усвоение новых и сложных форм движения в игре проблематично.
Целью подвижных игр, начиная с раннего детства, является формирование физически совершенного человека, укрепление здоровья и повышение его работоспособности.
3. Максимальное влияние подвижных игр как средства гармоничного развития личности в дошкольном образовании зависит от оптимально созданных педагогических условий их проведения, среди которых можно отметить:
-
систематичность проведения в течение дня; -
оптимальное сочетание приёмов и методов педагогического руководства игрой в ее подготовительной, основной и заключительной частях; -
использование педагогических методов, адекватных значению каждого из этапов руководства игрой для гармоничного развития личности дошкольника.
Бесспорно, игра имеет значительные резервы для социализации ребенка, что теория и традиционная методика еще недостаточно учитывается.
Развивающее влияние подвижных и спортивных игр определяет их место в системе форм физического воспитания и в режиме дня младших дошкольников. Жизнедеятельность ребенка этого возраста и его игры – нераздельны.
4. Воспитатель подбирает игры согласно цели, которую поставил формирование определенных двигательных навыков, воспитание выдержки, смелости, организованности. Определение и конкретизация общей цели предотвращают случайность в подборе игр. Одна и та же цель может относиться в разных играх.
Успех игры в значительной степени определяется правильной организацией детей. Перед тем как объяснять новую игру следует повторить с детьми самые сложные для них движения. Важный момент в руководстве игрой – дозировка движений, особенно в играх с бегом, лазаньем, прыжками.
Следовательно, успешное решение задач физического воспитания детей дошкольного возраста зависит от сочетания разнообразных средств, которые распределяются на виды: физические упражнения, гигиенические факторы и подвижные игры, являющиеся важным средством физического воспитания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Базовый компонент дошкольного образования/ Научный руководитель: А.М. Богуш, действительный член АПН Украины, проф, д-р пед. науч.; Авт. кол-во: / Богуш А.М. (Новая редакция) Киев. – 2012. -
Богдан Т. К. Д. Ушинский о значении природы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Вестник Чернигова. нац. пед. ун-та. Серия: Пед. Чернигов. нац. пед. ун-т им. Т. Г. Шевченко; гл. ред. М. О. Носко. Чернигов: ЧНПУ, 2013. Вып. Сто десятый С. 31-33., c. 16-20 -
Вильчковский Е.С, А.И. Куро «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»; Учебное пособие 2-е издание, переработанное и дополненное; Сумы «Университетская книга» 2004 -
Вильчковский Е.С, Денисенко Н. Организация двигательного режима детей в дошкольных учебных заведениях: учеб.-метод. пособие. Тернополь : Путешественник, 2008. 128с, С. 54-58 -
Волкова С. Физическое воспитание детей 5-7 лет в спортивно-оздоровительных учреждениях Соединенных Штатов Америки Педагогика, психология и мед.-биол. пробл. физ. воспитания и спорта 2011. №1. С. 21-23., С. 24-31 -
Гаращенко Л. Обзор современных тенденций в области физического воспитания детей дошкольного возраста. Вестник Глухновского национального педагогического университета им. Александра Довженко. Сер. : Педагогические науки. 2015. №29. С.72-75. -
«Ребенок»: Образовательная программа для детей от 2 до 7 лет; руководитель. проекта Огневьюк В. А., науч. ред. Беленькая Г. В., Половина О. А., авт. цв. Богинич О. Л., Коваленко О. В., Машовец М. А. и др. Университет им. Бориса Гринченко; Письмо МОН от 09.11.2015 № 1/11-16163 -
Дошкольное теловоспитание «Влияние двигательной активности на здоровье ребенка дошкольного возраста авт.-сост. Л.Калушская, З.Калушский, М.Гуменюк. Тернополь : Путешественник. 2008. С.186, С.169-170. -
Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста/ А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаево. – М.: Просвещение, 1985. -
Комиссарик М.И. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста Книги – XXI. 2013. –C.484. -
Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. – М., 1953. – Т. 4. – С. 270 -
Николай Ефименко. Нездоровые школьники: пора изменить методики // «Учитель начальной школы» №7, 2015 - C.3-5 -
Николай Ефименко. Движение – это жизнь // «Дошкольное воспитание» №7 2014г C.26-30 -
Макаренко А.С. Произведения. – М.: Советская школа, 1954. – Т.4. - С.366-396 2 Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // -
Т.И. Пониманская «Дошкольная педагогика»: Академиздат, Киев 2004, С.165-184 -
«Украинская дошкольная школа»: Программа развития ребенка дошкольного возраста; Билан О. И, Возна Л. М., Максименко О. Л. и др.; «Путешественник»; Письмо МОН от 23.05.2017 № 1/11-4988