Файл: Роль подвижных игр в физическом развитии детей младшего дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, подвижная игра – это не только хороший способ развития физических качеств дошкольников, но и универсальное средство для психического, нравственного, волевого, творческого и общественного развития. Она не только забавляет детей, но и позволяет незаметно для них самих совершенствоваться всесторонне, становиться более сильными, ловкими, смелыми и дружественными. Хотя подвижная игра имеет четкие правила, однако следует оставлять место в игре для проявления творческого потенциала детского коллектива, ведь удачные идеи и эксперименты могут сделать ее более увлекательной и новой, особенно если эти изменения были инициированы со стороны детей.
2.2 Методика использования подвижной игры в работе по физическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста
Учитывая значение подвижных игр для всестороннего развития детей, воспитателям прежде всего следует широко использовать их в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста. В младших группах воспитатель обязательно участник игры, он выполняет главную роль, демонстрируя правильное выполнение основных движений и правил игры. Участие воспитателя в игре иногда усиливает ее эмоциональную насыщенность и привлекательность, тем самым усиливает интерес к ней у детей.

Воспитатель следит за выполнением детьми требований игры, за качеством выполнения двигательного действия. Он должен управлять игрой, чтобы в ней закреплялись и совершенствовались умения и навыки из основных движений. Нельзя допускать в игре нарушения требований к выполнению того или иного основного движения. Не допустим также делать исключения для кого-то, все игроки должны быть равны перед правилами выполнения игры.

Воспитатель следит в процессе игры, чтобы дети действовали в соответствии с поставленными двигательными задачами. Часто бывает так что дети слишком увлекаются сюжетом игры и забывают об основном – правильном выполнении движений. Например, в игре «Квач», воспитатель запланировал закрепить умение детей бегать с высоким поднятием стоп, но далеко не все дети верно выполняют игру. В этом случае педагогу следует обратить внимание детей на то, что одним из условий является использование в игре бега с высоким подъемом стоп, предварительно ознакомив и продемонстрировав их с этими приемами. Однако добиваясь правильного выполнения детьми движений, воспитатель не должен останавливать игру, чтобы исправить ошибки. Такие замечания следует делать по ходу игры или в паузе между ее повторениями.


Важно в указаниях по ходу игры и после ее окончания, когда подводятся итоги, регулярно разъяснять, что в игре нужно быть ловким, выдержанным, сообразительным и мотивировать детей на победу.

Следя за игрой воспитатель также должен быть терпим к деткам, у которых не совсем получается выполнить тот или иной элемент физической деятельности, должен уделить им особое внимание в индивидуальной работе над движениями, которые были не совершенны. Также зная особенности таких детей неуместно изымать их из игры при первой же ошибке. Ведь она и так бегает медленно, потому и была поймана, а мы еще садим ее на стульчик, забирая возможность поупражняться. Главная задача для воспитателя – это обеспечить активное участие детей в игре. Предоставление ребенку возможность активно двигаться в результате приведет к положительным сдвигам в его двигательной подготовленности. То есть чем больше практического опыта, тем лучше результат.

Ход подвижной игры следует направить таким образом, чтобы это способствовало развитию положительных качеств, создавало ситуации взаимопомощи, усиливало чувство коллективизма. Воспитатель проводит воспитательную работу, поощряет активных, усердных детей, выполняющих правила. В паузах между проигрываниями нужно делать указания, высказывать предложения по изменениям или вариантам продолжения игры, привлекать к этому детей.

В конце игры подводят итоги. Сначала следует отметить тех, кто правильно выполнял правила игры и двигательные действия, проявлял ловкость, выручал сверстников, умел договориться и разрешить конфликтные ситуации. Проигравших или не совсем справившихся с задачей необходимо поддержать и мотивировать на победу. Но следует помнить, что в младшей группе воспитатель дает положительную оценку каждому, а выделяет тех, кто справился лучше всего.

Исходя из этого к воспитателю в руководстве игрой предъявляются определенные методические требования, соблюдение которых обеспечит ее успешное проведение.

Воспитатель должен направлять подвижную игру на воспитание у детей положительных качеств: дружбы, товарищеской поддержки, честности, смелости, выдержки.

Для него воспитатель должен настойчиво добиваться выполнения детьми в ходе игры правил. Например, в игре "Хитрая лиса" есть правило: "лиса" проявляет себя лишь после того, как дети трижды спросят: "Хитрая лиса, где ты?". При этом "лиса" должна выбежать в центр круга и только тогда начинает ловить других детей. Если же такая «хитрая лисичка» сразу начала квачить детей, которые еще не успели разбежаться из круга, то, конечно, она покусит многих из них. Но это будет грубое нарушение правил. Так, воспитатель должен следить и не допускать таких случаев. Лучше повторить правила игры детям еще раз, или отметить игрока, который играл честно, хотя в результате, возможно, поймал меньше детей. Тем самым объяснив что выполнение правил обеспечивает положительную оценку и необходимо.



Руководство игрой должно способствовать выявлению самостоятельности и инициативности участников. Для этого воспитатель должен проводить не только запланированные игры, но и желающие играть сами дети. Знакомые детям игры, конечно, полезны и должны постоянно закрепляться и усложняться. Но когда педагог видит, что игра потеряла живой интерес игроков, то самое время внести в ход игры изменения, согласовав их с детьми. Еще один способ сделать игру более интересной – разнообразие принадлежностей, спортивного оборудования или использование музыкального сопровождения.

Чтобы развивать у дошкольников инициативу, полезно иногда поручать выбор ведущего им самим. Например, после того как игра была проведена с тем ведущим, которого назначил воспитатель, этому ребенку предлагают самому выбрать следующего ведущего.

Руководство воспитателя должно обеспечивать в игре закрепление и усовершенствование двигательных навыков у детей. Нельзя назвать такую ​​игру правильной, в которой участники, увлекаясь эмоциональной стороной, не правильно выполняют движения. Приведем примеры. Следуя в игре "зайчиков", дошкольники должны подпрыгивать на обеих ногах одновременно: изображая "охотников", они покушаются рукой при метании мяча, при этом не выходя из-за обозначенной линии; и т.д.

Очень важной стороной руководства игрой является учет воспитателем возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. При выборе игры воспитателю всегда приходится теоретически взвешивать влияние игры на детей, подбирать соответствующее оборудование, место проведения или музыкальное сопровождение. Но следует помнить, что в игре не должно быть слишком много шума, много принадлежностей, а также резких сигналов – все это утомляет нервную систему дошкольников, особенно младшего возраста.

Также следует учесть предельно допустимую нагрузку для каждой возрастной группы. Содержание и правила игры должны быть понятны всем, доступным для выполнения и включать в себя закрепление уже знакомых движений.

Следует упомянуть о детях со свойствами, требующими особого внимания воспитателя: с ослабленным здоровьем следствием недавно перенесенной болезни; или же с отрицательными чертами в поведении себялюбием, желанием всегда и всюду быть на первых ролях или, наоборот, с робостью, неумением активно действовать в коллективе. В таких случаях подходящим должно быть и руководство воспитателя. Он должен следить за тем, чтобы дети с ослабленным здоровьем двигались меньше в игре, или дает им более легкую задачу, если этого позволяют правила игры. Застенчивых и не уверенных детей
педагог постепенно вовлекает в роль ведущего, но не создавая при этом неудобств самому ребенку. Целесообразно вызвать ее после того как игра была проведена несколько раз и ребенок четко понял задачи стоящих перед ним в качестве ведущего. А детей с эгоистическими чертами характера, наоборот, нужно научить нести ответственность не только за себя, но и за других детей. В таком случае нужно сделать их лидером команды и определить их обязательства. Это будет способствовать усовершенствованию их лидерских качеств и поможет наладить дружеские отношения с игроками для совместной победы.

Когда воспитатель организует и проводит игру, он должен учитывать следующие главные задачи: научить детей двигательным навыкам и умениям, развивать у них положительные черты характера, воспитывать правильное поведение. Воспитатели, добросовестно относящиеся к своей работе, хорошо понимают, что к подвижным играм нужно готовиться не меньше чем к занятиям, потому что если подвижные игры проводить без тщательной подготовки, то ждать от них положительных результатов не придется и сами дети не получат нужного удовольствия.

Подготовка воспитателя включает три этапа:

  • методическая подготовка самого себя к подвижной игре;

  • подготовку нужной обстановки и принадлежностей;

  • подготовку к игре детей.

Рассмотрим эти моменты поподробнее. В содержание методической подготовки воспитателя входит проработка методической литературы, планирование игры, умение продемонстрировать те движения, которые требует программа и которые указаны в целях игры. Этими движениями воспитатель должен обладать безупречно.

Изучение специальной литературы вооружает воспитателя знаниями о правильном подборе, методике проведения игр и о том, как нужно подходить к детям. Опираясь на эти знания, воспитатель планирует подвижные игры для каждой возрастной группы только на основе программно-методических указаний.

Для того чтобы правильно решать задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен хорошо знать возрастные особенности своих питомцев. Непременной частью подготовки воспитателя является знание дошкольной педагогики и особых методик дошкольного воспитания.

Учитывая подготовленность детей, условия работы детского сада и климата данной местности, воспитатель планирует игры в соответствии с принципом последовательности, то есть так, чтобы задачи каждый раз усложнялись, но так, чтобы у них периодически повторялись и закреплялись все виды движений. В основном документе планирования – календарном плане воспитателя планируются игры отдельно для занятий гимнастикой и подвижными играми, для прогулки и утренней гимнастики.


Для занятий гимнастикой и подвижными играми воспитатель предполагает в своем плане как новые, так и уже знакомые игры; в соответствии с программным содержанием на прогулку или для утренней гимнастики в средней и старшей группах в большинстве своем планируются знакомые игры. В младшей группе используются игры с движениями, которые знакомы детям из повседневной жизни, а новые игры воспитатель сразу планирует для прогулки.

Воспитатель должен помнить, что одним из важнейших условий подготовки к игре является учет подготовленности детей и выбор детской одежды и обуви, в соответствии с временем года и состоянием погоды. Если в игру включается сложное по координации движение, лучше разучить его накануне с детьми в физическом упражнении. Например, в игре "Передай мяч" участники, стоя в кругу, передают товарищу мяч определенным способом, а именно: тот, кто передает, удерживает мяч между ладонями сверху и снизу, а принимающий берет его так же между ладонями, но по бокам. Опыт подтверждает, что эта игра проходит лучше, если движение передачи заранее разучено с питомцами. Самое предварительное разучивание движения и составит подготовку детей к намеченной планом игре.

Перед началом игры воспитатель проверяет, как одеты дети. Пока еще нереально задавать вопросы о специальной одежде детей как участниках подвижных игр. Однако вполне своевременно решительно добиваться рационализации детской одежды. Он должен быть таким, чтобы не мешал детям двигаться. В этом отношении большую роль могут сыграть родители, и воспитатели должны разъяснять родителям, какая именно одежда нужна для ребенка в определенное время года. Во всяком случае, детская одежда должна быть по возможности облегчена. Так, зимой во время подвижной игры нужно предложить детям сбросить перчатки и поднять уши в ушанке, а осенью снять – с шеи шарфик, если на пальто или курточке есть верхняя пуговица. Если осенью или весной на улице тепло, нельзя допускать, чтобы детей кутали, потому что они, играя, могут перегреться, что в дальнейшем может привести к заболеванию. Летом лучшая одежда для хлопчатобумажных игр. Если зимой температура воздуха в помещении составляет +14, +16, то целесообразно, чтобы участники игры были одеты во фланелевую или трикотажную одежду и без шерстяных кофточек. Что касается обуви, то в помещении нужна легкая сменная обувь, а на площадке, в зависимости от сезона, – обычная обувь.