Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративноприкладное искусство) Дисциплина Педагогика Практическое занятие 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие №1


Выполнил:

Обучающийся Маркин Артём Олегович

Преподаватель:

Пфлюг Вера Павловна


Задание по теме 1.4. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса
Цель занятия: закрепление знаний о ребенке как объекте и субъекте целостного педагогического процесса, формирование умений проведения анализа природного и общественного в развитии человека, факторов, влияющих на развитие личности: наследственность, среда, воспитание, активность личности, планирования взаимодействия участников целостного педагогического процесса.
Задание 1.
1. Внимательно ознакомьтесь с педагогической ситуацией:
Во время беседы Катя С., ученица 2 «а» класса была замкнута и отвечала на вопросы неохотно. На вопрос: «Нравится ли тебе проводить время с мамой?», девочка ответила: «Я не верю, что с мамой могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни — это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной вместо того, чтобы кричать, говорила по-человечески, я бы ее лучше поняла... Мне тяжело находится дома.»
2. Письменно ответьте на вопросы:
1) С какой целью проводилась беседа?
2) Какое можно сделать предположение о взаимоотношениях в семье?

1. Беседа проводилась с целью понять причину конфликта между девочкой и её Матерью.

2. Прежде чем сделать предположение об отношениях матери и дочери надо собрать больше информации, на данный момент мало конкретной информации. У ребенка есть свое мнение, у матери свое, и нужно выслушать сторону матери что бы составить полную картину произошедшего. Ясно что между ребенком и матерью уже имеется конфликт. Надо провести беседу с матерью, сходить к ним домой, и целиком ознакомиться с ситуацией отношений в семье.

Задание по теме 2.3 Цели, содержание и структура педагогической деятельности
Цель: закрепление знаний о целях, содержании, и структуре педагогической деятельности; формирование умений проектировать и анализировать цели и содержание педагогической деятельности.

Задание 2.

«Педагогическая профессиональная деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой являются обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся» (А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова).

1. Проанализируйте предложенную педагогическую ситуацию в соответствии с приведенным выше высказыванием:
Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает во время урока на парту. В классе раздался звонкий жуткий смех детей, что очевидно, повлекло за собой срыв рабочей обстановки. Урок было невозможно продолжить.

2. Письменно ответьте на вопросы:

1) Назовите вероятные причины поведения ученика в этой ситуации.

2) Как следует отреагировать учителю, чтобы купировать скандал?

3) Какими путями можно было избежать такой ситуации?

Причина была в том что мальчик был недоволен был поставленной оценкой и таким образом решил выразить протест и привлечь к себе внимание.

Основными причинами могут служить:

отсутствуют нормы социального поведения;демонстративное поведение;боязнь наказания дома; плохо развит самоконтроль и самоанализ; конфликт между учителем и учеником; тревожность, потеря авторитета в классе; завышенная самооценка способностей учащегося.


Учителю необходимо сохранять спокойствие и не проявлять эмоций на данное поведение, нельзя спорить с учеником и «накалять» обстановку еще больше.
Можно спокойно спросить у мальчика почему он считает что учитель выставил ему оценку неправильно? И выслушать его мнение о том какая оценка на задание правильна. Эти вопросы задаются чтобы он учился высказывать свою точку зрения (ведь такой поступок делают дети ради того, чтобы их заметили, услышали и уделили внимания…). А в завершении разговора. учителю можно было сказать: «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок. А после урока пригласить данного мальчика помыть парту.

Есть конечно и другие пути решения данной ситуации такие как: Родительское собрание: «Развитие самоконтроля и мотивации к учению»; провести индивидуальную беседу с родителями.

Избежать этой ситуации, можно было бы: узнать у мальчика по каким причинам он не смог правильно выполнить данное задание (упражнение и т.п.), может его стоило оставить после уроков и еще раз объяснить данную тему (индивидуально); пояснив мальчику, сразу же и вовремя причину выставления данной оценки, а также объяснить какими путями её
можно исправить, и в какое время; попросить ребенка не прибегать к таким действиям, а если возникнут какие-то трудности, предложить свою помощь.
Задание по теме 2.4 Основные виды педагогической деятельности
Цель занятия: закрепление знаний об основных видах педагогической деятельности; формирование умений анализировать и обосновывать выбор оптимальных способов педагогической деятельности.
Задание 3. Разработайте тематический план на месяц по обучению детей одному из продуктивных видов деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию) на Ваш выбор.
В ответе укажите:

Возраст детей.

Количество занятий.

Длительность каждого занятия.

Тему и цели каждого занятия.

Используемые в ходе занятий методы и приемы.
Возраст детей- 7-8лет
Количество занятий-4
Тема занятий-Художники Пейзажисты--
«Пушистые облака…» Рисование красками (смешивание);

- «Яркая листва» Тычок жесткой полусухой кистью;

- «Дождливый день» Рисование в технике «монотипия»

- «Листья в лужах», «Рисование акварелью в технике «по сырому»
Длительность каждого занятия-1час
Цель занятия- Познакомить детей с произведениями художников, работающих в жанре пейзажа.

- Подведение детей к пониманию того, каковы средства выразительности у художников –пейзажистов: цвет, фактура, технические приемы

- Закрепить умение располагать изображение по всему листу.

- Закрепить самостоятельности в работе и аккуратности.

- Познакомить детей с нетрадиционными техниками изображения предметов: тычок жесткой полусухой кистью, «монотипия», «рисование по сырому», продолжать учить смешивать краски для получения оттенков.

- Попробовать сначала с педагогом, потом самостоятельно повторить изобразить нетрадиционной техникой изображения предметов;

- Развивать внимание, память, творческие способности, воображение, закрепить в рисовании.

Методы Занятия- Информационно-рецептивный метод;Репродуктивный метод;

Эвристический метод; Исследовательский метод;- Игра;
Приемы Занятия-наглядные; словестные; практические.

(рассматривание, беседа, частичный показ педагогом способов рисование (нетрадиционное рисование, техники ), демонстрация приемов смешивания красок, поощрение, напоминание, самостоятельная работа детей
, анализ занятия.


Задания по теме 2.5 Функции педагогической деятельности

 

Цель: закрепление знаний о функциях педагогической деятельности; формирование умений выделять и характеризовать функции педагогической деятельности.

 

Задание 4.

1.                           Познакомьтесь с педагогической ситуацией:

В детском коллективе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться физически и психологически над неразвитым мальчиком. Когда педагог о чем-то его спрашивает, просит публично рассказать что-либо, вызывает его с ответом на занятиях, мальчик только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Педагог только вздыхает, упрекает и низко оценивает «выступление» ребенка.

2.                  Ответьте письменно на вопросы:

1)                 В чем заключается проблема? Назовите причину этой проблемы.

2)                 В чем педагог не прав, какие функции он не выполнил?

3)                 Как должен был поступить педагог: опишите способ(ы) решения педагогической задачи.

Проблема заключается в том, что педагог не смог разрешить проблемную ситуацию. Причиной такого отношения учащихся к слабому ребенку является попустительское отношение учителя к данной проблеме.

1.Педагог упрекает и низко оценивает «выступление» ребенка

2.Не оказал помощь слабому ребенку преодолеть страх, насмешки, неуверенность, тревожность

3.Не дал понять другим детям, что такое поведение не приемлемо, не провел воспитательную беседу.

4. Оказать поддержку слабому ученику

5.провести воспитательную беседу с одноклассниками

6.Найти сильные стороны слабого ученика, возможно он талантлив творчески… Раскрыть его способности. Провести творческий внеклассный урок, показать всем одноклассникам результат слабого ученика.

- Побольше устраивать занятия на коллективное сплочение.

- Возможно понадобится помощь психолога

- Устроить родительское собрание
Задания по теме 3.4 Приемы и средства обучения

 

Цель занятия: закрепление знаний о приемах и средствах обучения; формирование умений проектировать обоснованный выбор оптимальных приемов и средств обучения.


 

Задание 5.

1.                           Познакомьтесь с педагогическими ситуациями:

Ситуация 1.

Идет урок биологии. Учитель входит в класс и вносит скелет. Объясняет тему урока. И на скелете начинает показывать кости, проговаривая названия.

Ситуация 2.

Учитель математики на дом всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается 2-3, иногда и 4 задачи, а ученик может выбрать любую из них. Иногда тот же учитель задает на дом математическое сочинение - придумать задачу определенного типа и с определенным количеством действий или любую задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельных сочиненных задач: у кого самая трудная задача, самая четкая, самая остроумная?

2.                  Ответьте письменно на вопросы:

1)                 Какие методы и средства обучения использовал учитель на уроке (в ситуации 1)?

2)                 С какой целью разрабатывает учитель такую серию приемов своей работы (в ситуации 2)?


  1. На этом уроке используются наглядный, практический и словестный метод обучения, материальное и визуальное средство обучения.




  1. Такая серия приёмов побуждает к управлению процессом решения задач, сравнению различных вариантов ответов. Организовывает учебный процесс, как игру, повышая интерес к поиску какой-либо информации, развивает мыслительные процессы путем «придумывания». Использование эвристического метода помогает стимулировать познавательную деятельность учащихся.

Задания по теме 3.5. Формы организации обучения

 

Цель: закрепление знаний о формах обучения; формирование умений разрабатывать структуру учебных занятий.

 

Задание 6. Разработайте структуру обучающего занятия для детей (тему, цель и задачи, возраст обучающихся, структурный план обучающего занятия).

Тип занятия: изучение новой темы (изучение нового материала).

Ответ
Тема: «Техники и приемы рисования»

Возраст: 10-12 лет

Цель: Познакомить учащихся с основными техниками и приемами рисования, их назначением; научить пользоваться материалами и их совмещением в одной работе.

Материалы: Акварель, Гуашь, цветные карандаши.