Файл: Самостоятельная работа по дисциплине Микроэкономика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оборот розничной торговли непродовольственными товарами, определяющий динамику показателя оборота розничной торговли в целом, в 2020 году снизился на 3,4% (в сопоставимых ценах) из-за ограничений, повлекших глубокий спад во втором квартале. По итогам года наиболее существенно сократился объем продаж ювелирных изделий (вдвое); среди наиболее значимых групп максимальный спад наблюдался по группе «одежда» - на 20,8%. В отличие от прошлого года, объем продаж лекарственных средств стал выше объема продаж одежды.
Оборот общественного питания в январе-декабре 2020 года составил 65,3 млрд. рублей, или 69,5% к соответствующему периоду предыдущего года, в декабре, соответственно, 5,6 млрд. рублей (65,1%).
Таблица 2.6.
Динамика оборота общественного питания
Период | 2019 | 2020 | |||
млрд руб. | в % к соответствующему месяцу предыдущего года | млрд руб. | в % к соответствующему месяцу предыдущего года | ||
январь | 6774 | 113,1 | 7385 | 104,1 | |
февраль | 6958 | 119,1 | 7354 | 103,4 | |
март | 7526 | 118,1 | 6725 | 88,3 | |
I квартал | 21258 | 116,8 | 21464 | 98,3 | |
апрель | 7877 | 117,3 | 3498 | 43,6 | |
май | 8046 | 111,1 | 2922 | 35,5 | |
июнь | 7949 | 106,4 | 3994 | 49,2 | |
I полугодие | 45130 | 113,9 | 31878 | 69,0 | |
июль | 7334 | 104,0 | 4382 | 58,6 | |
август | 7452 | 118,7 | 5147 | 68,0 | |
сентябрь | 8156 | 118,2 | 6334 | 77,6 | |
январь-сентябрь | 68072 | 113,7 | 47741 | 68,8 | |
октябрь | 8107 | 113,0 | 6420 | 79,1 | |
ноябрь | 7765 | 114,5 | 5502 | 70,6 | |
декабрь | 8620 | 114,2 | 5637 | 65,1 | |
январь-декабрь | 92564 | 113,8 | 65300 | 69,5 |
В первые два месяца 2020 года продолжался стабильный рост оборота общественного питания. После введения ограничительных мероприятий в связи с неблагополучной эпидемической ситуацией функционирование отрасли оставалось возможным за счет доставки готовой еды, обслуживания на вынос. В конце июня, после возобновления работы летних кафе, оборот общественного питания начал увеличиваться и после отмены ограничений на обслуживание в помещениях общепита демонстрировал тенденцию роста на протяжении всего третьего квартала. Последовавшие в ноябре новые ограничения прервали процесс восстановления. Столь значительное снижение оборота общественного питания наблюдалось впервые с 1992 года.
Таблица 2.7.
Динамика объема платных услуг населению
Период | 2019 | 2020 | |||
млрд руб. | в % к соответствующему месяцу предыдущего года | млрд руб. | в % к соответствующему месяцу предыдущего года | ||
февраль | 44196 | 101,5 | 45452 | 99,1 | |
март | 47246 | 100,1 | 44420 | 90,4 | |
I квартал | 136759 | 100,6 | 136456 | 96,1 | |
апрель | 46631 | 99,8 | 29105 | 59,9 | |
май | 47519 | 98,4 | 29712 | 60,6 | |
июнь | 48256 | 101,2 | 33461 | 67,8 | |
I полугодие | 279166 | 100,3 | 228734 | 79,2 | |
июль | 44783 | 96,5 | 35301 | 76,7 | |
август | 43692 | 101,1 | 37946 | 83,9 | |
сентябрь | 44569 | 101,1 | 39663 | 86,2 | |
январь-сентябрь | 412210 | 100,1 | 341645 | 80,2 | |
октябрь | 45633 | 101,0 | 40641 | 86,0 | |
ноябрь | 46912 | 99,4 | 41212 | 84,8 | |
декабрь | 49622 | 99,2 | 44449 | 86,3 | |
январь-декабрь | 554377 | 99,9 | 467948 | 81,6 |
Объем платных услуг, оказанных населению, в январе-декабре 2020 года составил 467,9 млрд. рублей и в сопоставимых ценах уменьшился по сравнению с январем-декабрем 2019 года на 18,4%.
Снижение объема наблюдалось по всем видам услуг, кроме ветеринарных, почтовой связи и курьерских. Структура объема услуг претерпела изменения - увеличились доли жилищно-коммунальных и телекоммуникационных услуг. Несмотря на сокращение доли транспортных услуг, этот вид по-прежнему входит в тройку наиболее весомых.
Под влиянием ограничений, связанных с неблагополучной эпидемической ситуацией, годовая динамика объема платных услуг населению оказалась самой низкой за весь период наблюдений (с 1995 года).
Рис. 2.5. Структура платных услуг населению в январе-декабре 2020 года
Наиболее существенно сократился объем туристских услуг - в 4 раза по сравнению с предыдущим годом.
В структуре объема бытовых услуг по-прежнему преобладает техобслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования (49,9%). Доля ритуальных услуг составила 19,6%, это максимальное значение за весь период наблюдений (за 20 лет). По сравнению с прошлым годом в номинальном выражении увеличился только объем ритуальных услуг, при этом в сопоставимых ценах из-за роста их стоимости он сократился на 1,7%
Таблица 2.8.
Структура и объем бытовых услуг населению в январе-декабре 2020 года
Показатели | Млн. рублей | В % к | |
итогу | январю- декабрю 2019 | ||
Всего | 34224 | 100 | 81,5 |
из них: ремонт, окраска и пошив обуви | 899 | 2,6 | 77,0 |
ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий | 388 | 1,1 | 77,6 |
ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий | 723 | 2,1 | 83,1 |
техобслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования | 17061 | 49,9 | 79,7 |
изготовление и ремонт мебели | 353 | 1,0 | 76,7 |
химическая чистка и крашение, услуги прачечных | 320 | 0,9 | 78,4 |
ремонт и строительство жилья и других построек | 2055 | 6,0 | 77,7 |
услуги фотоателье | 358 | 1,1 | 77,7 |
услуги бань и душевых | 892 | 2,6 | 74,5 |
услуги парикмахерских | 2053 | 6,0 | 76,5 |
услуги предприятий по прокату | 73 | 0,2 | 72,6 |
ритуальные услуги | 6686 | 19,6 | 98,3 |
прочие виды бытовых услуг | 2362 | 6,9 | 74,6 |
Цена является формой выражения стоимости активов, которая проявляется в процессе обмена. Суть цены проявляется в двойной роли, которую она играет на рынке. С одной стороны, цена является индикатором, отражающим политику и рыночные условия, и с другой стороны, это регулятор маркетинга рынка.
Проведем экономико-статистический анализ уровня и динамики развития цен на продовольственные товары .
В таблице 2.9 представлены индексы потребительских цен за 2014-2020 гг.
Таблица 2.9.
Индексы потребительских цен за 2014-2020 гг.
Показатель | 2014г. | 2015г. | 2016г. | 2017г. | 2018г. | 2019г. | 2020г. |
Индекс потребительских цен | 106,2 | 114,2 | 111,9 | 104,7 | 102,4 | 104,9 | 102,2 |
Индекс цен производителей промышленных товаров, включая экспорт | 102,6 | 109,2 | 107,4 | 102,9 | 105,1 | 106,6 | 98,1 |
Индекс цен производителей промышленных товаров, реализуемых на внутренний рынок | 104,4 | 104,7 | 108,5 | 105,3 | 105,5 | 105,0 | 99,6 |
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции | 114,8 | 97,8 | 109,7 | 108,7 | 82,1 | 123,5 | 83,7 |
Сводный индекс цен строительной продукции | 103,4 | 101,6 | 102,3 | 102,2 | 102,2 | 109,9 | 106,1 |
Индекс тарифов на грузовые перевозки | 124,0 | 160,2 | 111,3 | 83,1 | 100,4 | 95,4 | 94,0 |
Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц | 103,1 | 103,2 | 105,3 | 105,2 | 108,4 | 100,3 | 103,4 |
Как видно из приведенной таблицы, индекс потребительских цен на протяжении всего исследуемого периода свыше 100,0, что означает, что все цены на потребительские товары и услуги увеличиваются из года в год.
Проанализируем, в какой степени изменяются цены на продовольственные товары в сравнении с непродовольственными, а также в сравнении с общей группой потребительских товаров. Как видно из таблицы, индекс потребительских цен на продовольственные товары является более высоким, чем два других индекса. Таким образом, ИПЦ на товары увеличивается в наибольшей степени за счет изменения цен на продовольственные товары.
В 2014 году цены на непродовольственные товары выросли только в 1,05 раз, а цены на продовольственные товары - в 1,15 раз; в 2016 г. цены на продовольственные товары также выросли в большей степени - скачок составил 1,08 раз, а на непродовольственные - всего 1,04 раз. В 2019 г. цены на два вида товаров менялись одинаково - в 1,13 раз. Самый большой скачок цен на продовольственные товары наблюдался в 2018 г. - тогда цены увеличились в 1,2 раза.
Также необходимо отметить, что изменение ИПЦ на продовольственные товары в за период 2015-2020 гг. практически в точности повторяет характер изменения ИПЦ на продовольственные товары по России.Стоимость минимального набора продуктов питания во всех городах выросла. Если в 2014 г. он составил 2668,6 рублей в среднем по , то к 2019 г. данный показатель увеличился до 3650,6 рублей. Таким образом, прирост составляет примерно 40 %.
Наименьшая стоимость минимального набора продуктов питания на протяжении всего изучаемого периода наблюдается в г. Ярцево - в 2014 г. она составляла 2448,1 рублей, а к 2019 г. достигла значения 3390,7 рублей. Прирост составил 40 % (больше, чем по в среднем).
Далее проведем анализ изменения цен на отдельные группы продовольственных товаров.
В 2014 г. по всем видам продовольственных товаров наблюдался рост потребительских цен. Больше всех подверглись повышению цены на следующие товары:
-
крупа и бобовые подорожали на 77,7 %; -
подсолнечное масло - на 36,8 %; -
сливочное масло - на 25,2 %; -
сахар подорожал на 25,1 %; -
цена на яйца увеличилась на 20,6 %.
Цены на остальные виды товаров изменились менее чем на 20 %.
Стоит отметить, что в 2014 г. не наблюдалось уменьшения цен ни по одному виду продовольственных товаров.
В 2019 г. подорожали все продовольственные товары. Особенно резкие скачки цен наблюдались по двум видам товаров: