Файл: Государство и политическая система общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

НА ТЕМУ: «Государство и политическая система общества»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА………….5

1.1. Понятие, признаки государства………………………………………………..5
1.2. Государство - основной институт общественной системы…………………..8
РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА……………………….12
2.1. Периоды формирования политической системы ………………………….12
2.2. Понятие и классификация политической системы………………………….16
2.3. Критерии и подходы изучения политической системы……………………..19
2.4. Закономерности развития политической системы общества……………….22
РАЗДЕЛ 3. РОЛЬ, МЕСТО, ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ……………………………………………………24
3.1. Государство и политическая система общества……………………………..24
3.2. Место и роль государства в политической системе общества……………...29
3.3. Особенности государства как составного элемента политической системы……………………………………………………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….35
ВВЕДЕНИЕ

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.

Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

В настоящее время видится актуальным познание законов взаимовлияния политической системы и государства для того, чтобы в критические моменты развития общества и государства знать способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.


Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с определением соотношения политической системы общества и государства, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества. Поэтому данная тема является актуальной. Изучением взаимодействия государства и политической системы занимаются не только в рамках курса “Теории государства и права” но и представители многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. С развитием общества идет развитие и политической системы и государства, как составной ее части.

Целью настоящей курсовой работы является исследование вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, роли и месте государства в политической системе общества, их взаимовлияния.

Для достижения поставленной цели в работе, необходимо дать общую характеристику понятий “государство” и “политическая система”, определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.

Для реализации поставленной цели был сформулирован следующий круг задач:

- рассмотрение понятия, признаков, сущности, основ развития государства;

- раскрытие понятия политической системы общества и его характеристика;

- определение места и роли государства в политической системе общества;

- рассмотрение особенностей государства как составного элемента политической системы.

Предметом исследования являются соотношение государство – общество в теории российского государства и права.

В процессе исследования применялись специальные методы: историко-правовой, формально-юридический, логический, метод сравнительного правоведения и системного анализа правовых явлений.

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие, признаки государства
Государство - это организация политической власти, имеющая аппарат управления и аппарат принуждения и придающая своим распоряжениям обязательный общий характер.

Признаки государства:

1. Государство на своей территории выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединенного по национальности.


2. Суверенитет государства, который обычно понимается как неотъемлемое превосходство государства на его территории и независимость в международных отношениях. Государство является единственным носителем суверенной власти.

3. Государство принимает законы и подзаконные акты, имеющие обязательную юридическую силу и содержащие правовые нормы. Правовое создание является исключительной прерогативой государства.

4. Государство-это сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. Функционирование государственного механизма предполагает существование особого слоя людей - государственных служащих, основной целью которых является управление.

5. Государство является единственной организацией в политической системе, имеющей правоохранительные (карательные) органы (Суд, прокуратура, полиция, полиция и т.д.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, которые обеспечивают его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

7. Отношение государства к праву. Право является государственным регулятором общественных отношений.

Функции государства являются основными направлениями внутренней и внешней деятельности государства.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни, внутренней или внешней, осуществляются определенные функции государства, задачи, которыми они служат, внутренняя или внешняя политика, делятся на внутренние и внешние.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней и автономной жизни государства, непосредственно затрагивающим каждого члена общества, относятся следующие виды функций:

1. Экономическая (разработка экономической стратегии, метода государственного регулирования, налогообложения, участия государства в экономической жизни).

2. Социальные (нормальные условия жизни, распределение социальных пособий, пенсий, здравоохранение, образование).

3. Полиция. Эта функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государственности общественного и правового порядка, защите и защите прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного и государственного строя от противоправных деяний теракты. Эта функция также направлена на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также защиту общественных и общественных благ, защиту частной собственности.


4. Функция сохранения. Охрана природы- дело всего общества, но обеспечить защиту окружающей среды может только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями для мобилизации усилий всех организаций и граждан.

5.Культурная и образовательная функция Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование. Государство поощряет и развивает искусство, гарантирует гражданам свободу творческой деятельности. Правовое образование имеет большое значение. Каждый гражданин РФ обязан знать законы своего государства и строго их соблюдать.

Внешние функции, направленные на обеспечение существования государства в мировом сообществе, включают:

1. Защита государства от вооруженных нападений других государств (оборона страны). Эта функция является наиболее важной деятельностью государства. Его цель-защита суверенитета, территориальной целостности государства, укрепление обороноспособности государственной власти, совершенствование вооруженных сил, защита государственных границ.

2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных отношений. Защищаются российские граждане, находящиеся за рубежом. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех сотрудничество с другими государствами, международное экономическое, политическое, культурное, научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области охраны окружающей среды.

3. Борьба с международной преступностью. В последнее время международная преступность приобретает все более широкие масштабы. Незаконный оборот и контрабанда наркотиков, терроризм и незаконный оборот оружия представляют собой небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Очевидно, что государствам необходимо принимать совместные меры по борьбе с международной преступностью.

4. Участие в международной защите окружающей среды. Роль государства в обществе такова:

1) при осуществлении юридической деятельности.

Государство определяет необходимость юридического регулирования тех или иных отношений, определяет наилучшую рациональную правовую форму (закон, акт исполнительной власти и т.д.

2) в санкционировании государством норм, не имеющих прямого государственного характера (мусульманское право: государство санкционирует нормы, разработанные мусульманской доктриной).


Государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Роль государства в осуществлении права представляется весьма значительной. Государство также защищает господствующее право и правоотношения (за государством стоит сила в виде принудительного аппарата).
1.2. Государство - основной институт общественной системы


Государство, в определении современных теоретиков государства и права, является способом территориально и политически организовать общество. Государство также определяется как социальный институт, созданный появлением и деятельностью государственного органа, который руководит основными сферами общественной жизни, используя при необходимости принудительный аппарат.

Государство является лишь одним из социальных явлений (общественных институтов), то есть элементом, стороной общественной жизни. Поэтому предпосылки его происхождения носят социально-исторический характер. Общие характеристики государства включают в себя:

- По сути, государство-это политическая организация общества, обеспечивающая решение его "общих дел";

- Наличие государственной власти- особый слой профессиональных администраторов;

- Ограничение границ власти определенной территорией, распределение населения по административно-территориальному принципу;

- Превращение отдельных лиц в граждан · подданных);

- Введение налогов- экономическая основа деятельности власти;

- Государство появляется в связи с заменой кровных отношений рыночными (биржевыми) отношениями.

Таким образом, государство-это социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. Возникает в результате замещения кровных связей, характерных для первобытно-социальной системы, взаимозаменяемыми связями. Племенные отношения становятся социальными, а первобытное общество- цивилизацией.

Все перечисленные свойства государства имеют реальные основания, отражающие его часть. Однако если территория, суверенная общественная власть, налоги являются необходимыми признаками всякого государства, то его свойства, как, например, диктаторский и откровенно классовый характер, присущи только определенным историческим формам государства (фашизм, государство диктатуры пролетариата) и, поэтому они не должны включаться в их общее определение.

Классовый подход в определении государства ввели К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Государство, по его определению, является результатом классовой борьбы, возникающей в результате социального разделения труда, формирования семьи и частной собственности, разрыва кровных связей. "Чистейшей", классической формой возникновения государства Энгельс, например, считал Афины в древней Греции, где государство возникало"непосредственно из классовых противоречий" классики марксизма придавали первостепенное значение насильственной стороне государственной власти- классовой диктатуре, смена которой означает изменение имущественных отношений и, следовательно, социально-экономического становления. Основная функция государства, в определении классиков марксизма, заключается в консолидации и защите экономических и политических условий существования определенного класса. Следовательно, интерпретация состояния как машины для поддержания доминирования одного класса над другим.