Файл: Государство и политическая система общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует признать, что классовая теория государства не выдерживает испытания временем. Классовая теория не относится ко многим современным постиндустриальным обществам, в которых нет классов в марксистском смысле, но существует сложная социальная структура: социальный статус человека в них определяется не столько его отношением к средствам производства, сколько его местом в системе производство и распространение.

Государство является главным, но не единственным политическим институтом общества. Наряду с государством в развитом обществе функционируют различные партии, профсоюзы, религиозные объединения и т.д., которые совместно с государством формируют политическую организацию общества.

Таким образом, политические системы в теории государства и права понимаются как совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны.

В зависимости от степени участия в политической жизни различные элементы этой системы (органы и организации) делятся на следующие группы: собственно политические, неполитические и незначительные политические.

К реальным политическим структурам относятся государство, все политические объединения (партии), отдельные общественные организации. Характерной особенностью этой группы объединений является их прямая связь с политикой, их способность активно влиять на политику. Непосредственная цель его создания и функционирования- политическая цель, то есть цель, так или иначе связанная с властью. Как правило, заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, влияние политической и идеологической в иные слои, классы и структуры общества, в осуществлении политических интересов определенных классов и / или всего общества.

К неполитическим ассоциациям относятся те организации и ассоциации, которые возникают и развиваются не по политическим причинам, а, например, по экономическим или иным причинам. Это профсоюзные, кооперативные и иные организации, непосредственная цель создания и деятельности которых уже не политическая, а любая другая цель - производительная, социальная, бытовая, культурная и т. Организации этой группы могут осуществлять деятельность, которая так или иначе связана с политикой, но не имеют задачи активно влиять в политических целях на государственную власть. Можно сказать, что политическая деятельность этих организаций для них не имеет решающего значения.


Однако вышеуказанная ситуация не означает, что неполитические объединения играют второстепенную роль в политической системе общества. Напротив, они являются его полноценными и необходимыми элементами.

Организации, имеющие в своем содержании так называемый незначительный политический аспект, возникают и функционируют исходя из личных склонностей и интересов того или иного слоя людей заниматься определенной деятельностью (можно сказать, хобби). Это, например, женские клубы, объединения нумизматов, филателистов, автомобилистов и автомобилистов, туристов и т.д. приобретают политическое значение только как объекты влияния государственных и иных органов и организаций. Сами они не являются субъектами политической деятельности, носителями политической власти или соответствующих политических отношений.

Государство играло и продолжает играть ключевую роль среди всех вышеупомянутых объединений, являющихся частью политической системы общества. При особом аппарате контроля, принуждения и подавления в своей команде государство как бы возвышается над всеми другими элементами организации общества, координируя и направляя их.

РАЗДЕЛ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

2.1. Периоды формирования политической системы

В конце 50-х - начале 60-х годов были сформулированы теоретические положения о политической организации общества. Это понятие приобрело значение самостоятельной категории. Со второй половины 60-х годов появились философско-социологические исследования этой проблемы. Например, профессор А.К. Белых исходил из того, что классы, партии, народ, нации, трудовые и семейные коллективы, личность обладают политической сущностью. По его мнению, все они в этом своем качестве носителей политических отношений, а также вся система политических отношений между ними по поводу власти в совокупности составляют политическую организацию. Достоинство этого подхода в более широкой и дифференцированной интерпретации политической организации общества. В качестве элементов ее содержания здесь выступают не только государственные и общественные организации, а все без исключения виды коллективности людей и все отношения между ними.

В конце 70-х годов, появилось понятие "политическая система". Но это была не простая замена слов "организация" на "система". В число элементов политической организации общества в одних случаях включались только политические и прочие организации, а в других - целые социальные общности (классы, группы, нации). Элементы политической организации (партия, государство, право), как правило, рассматривались расчленено и институционально, а не системно и функционально. Научное исследование продолжало ориентироваться главным образом на изучение организаций, в то время как анализ поведения людей, как участников политических событий проводился в очень малой степени. Разработка понятия "политическая система" должна была помочь интегрировать и дифференцировать все основные понятия и категории политических отношений. Эти ожидания оправдались. Современным политическим системам присуща структурная дифференциация - относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному признаку, то есть имеются и законодательные собрания, и административные и исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы интересов, и органы информации, причем каждая структура должна выполнять какую-то функцию. Однако для традиционных структур характерно отсутствие такой дифференциации: специализированные структуры там выполняют и политические функции; многие функции выполняются одними и теми же органами. Сильная структурная дифференциация необходима политической системе, чтобы своевременно реагировать на новые требования, обращенные к ней извне или изнутри, а также, чтобы удовлетворять новые потребности.


В современном политическом словаре трудно найти более распространенного и вместе с тем более противоречивого термина или словосочетания, чем «политическая система».

Обратимся к марксистской трактовке политической системы. Согласно традиционному, ставшему «классическим» марксистскому представлению, политическая система (организация) общества', подобно государству, праву и другим политическим явлениям, институтам и учреждениям, представляет собой объективное явление. Ее существование и функционирование неразрывно связаны и обусловлены историческими рамками существования и функционирования классового общества. Вместе с ним она и формируется и видоизменяется в силу раскола общества на классы и возникновения объективно существующих классовых противоречий. По мере развития классового общества и превращения его в бесклассовое, политическая система, согласно марксистским воззрениям, отмирает. На протяжении всей истории своего существования и функционирования политическая система общества неизменно выражает и защищает волю и интересы, прежде всего господствующего класса (классов), а в социалистическом обществе должна выражать и защищать волю и интересы всего народа.

Наряду с марксистским представлением о политической системе большое значение имеет и немарксистское видение. Несмотря на существенные различия в оценках и подходах к анализу политической системы марксистских и немарксистских авторов, по многим параметрам их взгляды совпадают. Такое совпадение прослеживается, например, в том, что и с той и с другой стороны в исследовании политической системы преобладает многовариантность ее понимания и толкования, что основной упор делается не на регулятивном, коммуникативном или ином аспекте, а на институциональном; что в основу исследования политической системы берутся не ее функции, а структура. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что при анализе марксистских и немарксистских представлений о политической системе следует исходить, прежде всего, не из их противопоставления друг другу, а из их сопоставления, из их относительной общности.

В рамках западной политологии и социологии нет единого представления о политической системе. Существует несколько вариантов теории политической системы. Каждый из них отражает собой различные направления политической науки, послужившие основой в том или ином случае для разработки метода системного анализа и теории политической системы.


В зависимости от того, какие направления берутся за исходное, а также в зависимости от того, на каких сторонах (аспектах) политической жизни концентрируется внимание исследователей, западные политологи в одних случаях склонны говорить о двух вариантах теории политической системы. Характерными при этом являются рассуждения о том, что свое начало системный анализ берет преимущественно в биологии и «привносится в политическую науку через социологию в основном благодаря работам Д. Истона и Г. Алмонда». Особое внимание в данном случае обращается на два подхода к системному анализу. Один из них, рассматривая политическую систему под углом зрения составляющих ее подсистем, концентрирует внимание исследователей на изучении совокупности взаимосвязей и взаимодействий, возникающих внутри политической системы, тогда как второй подход в противоположность первому «концентрируется на рассмотрении более общих характеристик»', а именно на изучении «входов», «выходов» и «обратных связей», устанавливающихся между политической системой и средой. В других случаях западными политологами, взявшими на вооружение системный анализ, выделяются три различных варианта теории политической системы. При этом варианты Истона и Алмонда дополняются еще одним довольно распространенным в настоящее время на Западе вариантом теории политической системы К. Дойтча, суть которого изложена в его работах «Национализм и социальная связь» и «Нервы управления». и сводится, по мнению ряда авторов, к «заимствованию основных положений данной концепции у тех, кто разрабатывает компьютерные системы», и механическому перенесению терминологии, принципов деятельности и важнейших положений кибернетиков в сферу политики. В третьих случаях кроме названных вариантов теории политической системы в западной политологии рассматриваются также и некоторые другие ее разновидности, среди которых выделяется, например, теория политической системы Д. Трумэна, раскрытая им в таких работах, как «Кризис американской политической системы» и «Управленческий процесс», и исходящая при анализе политической системы и ее структуры из основных положений социального плюрализма и широко известных постулатов теории «групп давления», теория политической системы Г. Пауэлла и М. Каплана, представляющая собой фактически попытку экстраполяции, перенесения основных положений концепции Д. Истона из сферы внутриполитической жизни той или иной страны в сферу внешних отношений, теория функциональной политической системы, построенная на основных постулатах социальной системы Т. Парсонса; теория политической системы как специфической, активной структуры и др. Наличие различных вариантов теории политической системы в известной мере предопределяет множественность и противоречивость бытующих в западной литературе определений политической системы, а также существование порой взаимоисключающих представлений о ней.


Перечень разноречивых дефиниций политической системы, отражающих различные течения, направления и подходы западных политологов к исследуемой теме, можно дополнить еще одним определением политической системы, данным М. Капланом, согласно которому система рассматривается как «совокупность переменных величин, связанных между собой одной или несколькими функциями»; дефиницией Ст. Колмана, в соответствии с которой «система может быть определена как совокупность объектов или элементов (реальных или абстрактных), взятых вместе с существующими между ними отношениями»; дефиницией Т. Мадрона, согласно которой политическая система общества определяется как «совокупность объектов и их признаков, скрепленных сетью отношений».

Многочисленные и противоречивые определения политической системы наряду с другими факторами, как отмечают западные авторы, вызывают трудности в процессе оперирования данной концепцией и снижают ее социальную эффективность. Несмотря на все многообразие существующих в немарксистской политологии вариантов и представлений о политической системе, несмотря на все бытующие и отличающиеся в той или иной мере ее разновидности, все они объединены между собой общностью экономических, политических и идеологических основ, единством конечных общесоциальных и классовых целей, общностью выражаемых и защищаемых ими интересов, общими принципами построения и функционирования, сходством взятых в качестве отправных положений при их создании и развитии постулатов. При всем отличии вариантов теории политической системы все они в конечном счете выполняют одни и те же «заложенные» в них функции, осуществляют в общем и целом одну и ту же фундаментальную (методологическую) и прикладную роль.
2.2. Понятие и классификация политической системы
Политическая система (общество) - это совокупность норм, устанавливающих конституционный и правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих отношения вышеупомянутых субъектов;

Политическая система (общество) есть (в материальном смысле) совокупность государственных и общественных органов и организаций, через которые осуществляется государственная (политическая) власть.