Файл: Государство и политическая система общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исходя из приведенных выше определений, политическая система общества представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, основанных на различных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, осуществляющих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамки права через государство.

Политические системы существуют во времени и пространстве, поскольку они представляют собой форму движения материи социального класса. Их можно классифицировать по разным причинам.

В зависимости от политического режима:

- демократический: в тех случаях, когда гарантируется право народа на участие в государственных делах, соблюдаются и защищаются права человека;

- антидемократический (авторитарный- функции управления обществом сосредоточены на человеке или узком социальном слое; тоталитарный- отрицаются или существенно ограничиваются индивидуальные права и свободы, все аспекты общества жестко контролируются авторитарным государством).

С учетом географических факторов:

- европейские;

- азиаты;

- североамериканцы;

В зависимости от социальных и экономических формаций (с точки зрения марксистской теории) существуют политические системы:

- рабовладельческое общество;

- феодальное общество;

- капиталистическое (буржуазное) общество;

- социалистическое общество.

Национальные, религиозные, языковые, общие и особые характеристики определяют характер политических систем: арабский; индуистский; мусульманский.

Внутри политической системы того или иного общества ее структурные элементы могут выступать в качестве типов политических систем: государства; политических партий; общественно-политических движений.

Политическая система связана с особым полем деятельности людей политикой, отражающим поле отношений между классами, социальными группами, коллективами, личностями над государственной властью. Таким образом, компоненты политической системы:

- объединение политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);

- политические отношения между структурными элементами системы;

- политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

- политическое сознание, отражающее идеологические и психологические особенности системы.;


- политическая деятельность, охватывающая деятельность конкретных лиц в качестве представителей или членов политических ассоциаций.

Анализируя компоненты политической системы, мы приходим к выводу, что политическая система представляет собой сложное и многогранное явление, имеющее устойчивые связи между ее компонентами, важной особенностью которого является наличие целостных качеств, не свойственных ее компонентам, и их относительная независимость. Отсюда можно выделить ряд критериев, в изучении политической системы.
2.3. Критерии и подходы изучения политической системы
Политика относится к универсальной системе управления государственным организованным обществом, компоненты которого связаны с властными отношениями и который в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными сообществами государственной власти, имеет внутренний порядок (организационный подход) и политическая направленность (политический подход); она должна быть в нормативной форме отражена в соответствующих уставах, программах и положениях, отражающих цель создания политической организации, ее социальное назначение, сферу основной деятельности, характер основных задач и функций, особенности их осуществления, конкретные принципы организации и деятельности, и т.д. (программный критерий).

Организационный подход, отраженный в институциональном подходе к изучению политической системы, показывает, что отдельные лица сами по себе не могут выступать в качестве элементов политической системы. Люди рождаются как социально биологические существа, но не политические. В этом смысле они представляют собой "материал", из которого формируются компоненты и система в целом.

Предпосылками для этого образования являются процессы разделения труда, воспитания экономически и социально неравных слоев, групп и классов; а также человеческая, классовая и групповая солидарность. Понимание исторических процессов приводит к пониманию того, что сам термин "политический" подразумевает организационный дизайн. Можно сказать, что организационный критерий характеризует социальные формы движения материальной и человеческой базы политической системы, выраженные в виде институтов ,институтов (государства, партии, движения...). Отдельным человеком выступает гражданин, депутат, член партии или организации.

Следует подчеркнуть важность политического суждения, что для Учреждения политической системы означает, что:


во-первых, способность выражать политические интересы определенного класса, группы людей;

во-вторых, быть участником политической жизни и политических отношений;

в-третьих, быть непосредственно связан с государственной властью для ее завоевания, организации и использования;

в-четвертых, соблюдать нормы и правила, присущие политической жизни страны проживания.

На основе этого критерия политические организации классифицируются как организации с характерной чертой прямой связи с политикой. Это государство, все политические партии, отдельные общественные организации и движения. Цель политической организации заключается в достижении определенной политической цели, которая закреплена в уставе и заключается в разработке и осуществлении внешней и внутренней политики на всех этапах развития организации, а также в политическом и идеологическом воздействии на различные сектора и классы общества.

Программный критерий позволяет определить степень участия организации в политической жизни страны, установить ее политические цели и задачи и тем самым включить их в политическую систему. Кроме того, в зависимости от методологических подходов к изучению политической системы могут быть определены и другие критерии. С генетической точки зрения важным критерием является объективная обусловленность политических явлений экономическими и социальными факторами. Критерий экономической определенности политики проявляется прежде всего в имущественно -производственных отношениях и, наоборот, обратное воздействие политики на экономику наиболее возможно в распределительно-управленческих отношениях.

Критерий социальной обусловленности указывает на то, что любое политическое явление неотделимо от людей. Именно люди создают политические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают связи друг с другом, то есть занимаются политикой. Критерий социальной заинтересованности раскрывает взаимосвязь политической системы и ее компонентов с определенными социальными слоями, классами и группами общества. Потребности и интересы этих групп являются решающими факторами в формировании политических организаций.

Предметный (существенный) подход в изучении политической системы помогает выявить главную основу всего политического, на которой основаны все политические явления (идеи, нормы, отношения, процессы, институты). Значение "Вещества" в разных отраслях науки варьируется. В политологии политическая власть рассматривается как субстанция, а механизм ее реализации- политическая система.


Важнейший критерий (власть) является сквозным для политической системы на всех этапах ее существования, независимо от наличия экономических, географических, религиозных, национальных и иных факторов.

Функциональный подход заключается в рассмотрении политической системы с точки зрения ее направлений деятельности, особенностей политического процесса и осуществления политического режима как системой, так и ее компонентами.

Подход регулятора в исследовании политической системы отражает особенность функционирования политической системы общества на основе всего комплекса нормативов (обычаев, традиций, принципов, мнений, норм права, морали). Идеологический подход отражает своеобразие взглядов, идей, представлений тех или иных исследователей о проблеме политической системы общества, направлен на формирование конкретной политической теории.

Существуют разные подходы к изучению политической системы, но, несмотря на ее разнообразие, она, по-видимому, представляет собой сложный комплекс отношений между классами, нациями, другими социальными группами и общинами, личностями и их политическими институтами.

2.4. Закономерности развития политической системы общества

Закономерности развития политической системы- это объективные, устойчивые и повторяющиеся связи, характеризующие существенное единство и динамизм политических явлений на различных этапах существования.

Политическая система состоит из противоборствующих сторон в отношениях противоречия. Решение, преодоление таких противоречий и составляет внутренний источник их саморазвития.

Разрешение внутренних противоречий означает не их устранение уничтожением одной из враждующих сторон, а обретение этой стороной новых качеств, новых форм движения. Примером может служить деятельность демократического государства по преодолению одного из главных противоречий классового общества между государством и гражданином.

По мере своего развития государство под влиянием демократических институтов гражданского общества создает комплекс политических и правовых институтов и регулирующих режимов, обеспечивающих свободу и индивидуальное развитие. Это отражено в конституциях и других правовых документах. Идет постоянная борьба за изменение взаимосвязи между потребностями граждан в самоуправлении и противодействием этому бюрократическому аппарату государства в сторону большей степени участия масс в управлении государственными делами.


Внутренние противоречия политической системы, а именно политический конфликт, политический кризис, социально-политический кризис для демократической политической системы вполне допустимы и конституционны. Именно поиск решений этих противоречий объясняет закономерности развития самой политической системы общества.

Противоречия субъективного плана, вызванные расхождением идеологических, политических, психологических и правовых установок отдельных лиц, организаций с господствующей в обществе нравственностью, верховенством права и верховенством права, решаются путем уничтожения, искоренения негативных проявлений или согласия между заинтересованными сторонами. Возникновение и разрешение противоречий в политической сфере жизни общества- это реальный процесс, связанный с внутренним и внешним порядком. Это процесс, который обусловливает регулярность развития политической системы.

РАЗДЕЛ 3. РОЛЬ, МЕСТО, ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

3.1. Государство и политическая система общества

В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Естественно, что термин " политика "и производные от него слова имеют свое происхождение от слова" политика", которым древние греки обозначали свои города-государства. У разных народов государства возникали по-разному, на разных стадиях развития, в разные исторические периоды времени. Однако общими для всех из них факторами были совершенствование инструментов труда и их разделение, возникновение рыночных отношений и имущественного неравенства, формирование социальных групп, классов, классов, осознание общих и групповых (классовых) интересов людей.

Государство стало первой, но не последней и не единственной политической организацией классового общества. Объективно сложившиеся человеческие отношения породили новые политические формы движения социальной материи. История показывает, что наряду с государством и внутри него возникают разного рода негосударственные объединения, отражающие интересы тех или иных классов, классов, групп, народов и участвующие в политической жизни общества. Например, Аристотель упоминает спички горы, равнины и прибрежной части рабовладельческого города Афины. В условиях феодального общества существенное влияние на осуществление политической власти оказали различные товарищества помещиков: общины, гильдии, цеха. Особую роль в этом отношении играли церковные институты, выступавшие в качестве организационной и идеологической поддержки правящих классов. В буржуазно-социалистическом обществе, помимо государства, существуют различные политические партии, профсоюзы, женские и молодежные объединения, организации промышленников и фермеров, которые отражают интересы определенных социальных сил в своей деятельности и оказывают влияние на политику. Однако государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Сказанное объясняется следующим.