Файл: Государство и политическая система общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Государство выступает прежде всего как альтернатива бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их конфликтующими интересами. Он предотвратил саморазрушение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает его сегодня. В этом смысле он "дал жизнь" политической системе общества в ее современном -смысле.

При этом не кто иной, как государство, на протяжении всей истории человечества ввергало своих подданных во внутренние и региональные вооруженные конфликты, войны, в том числе две мировые войны. В некоторых случаях (как агрессор) государство было и является орудием определенных политических групп, отражающих интересы господствующих слоев, классов общества. В других случаях (в качестве защитника) он часто выражает национальные интересы.

2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как Союз людей, объединенных для сосуществования. Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории граждан. Каждый из членов "государственной общины" заинтересован в ее существовании, поскольку государство гарантирует личную независимость и свободу в общении с согражданами, защиту семьи и имущества, гарантию безопасности от посягательств на частную жизнь извне. Как гражданин, индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политических партий. Иными словами, прежде всего через государство индивид "включается" в политическую систему общества.

Тем не менее, существует набор противоречий между государством и отдельными гражданами (независимо от того, к какому классу они принадлежат), который обычно характеризуется как одно из главных внутренних противоречий политической системы общества. Это противоречия между демократией и бюрократией в сфере законодательной и исполнительной власти, между тенденциями развития самоуправления и ограниченными возможностями его осуществления и т. д. Эти противоречия резко обостряются, когда государство проводит ярко выраженную классовую, национальную и расовую политику в отношении граждан, не принадлежащих к политически доминирующим социальным группам.

3. В ряде факторов, приведших к возникновению государства, важное место занимает социальное и классовое расслоение общества. Из этого следует, что государство выступает в качестве политической организации экономически доминирующего класса.


Однако марксистско-ленинская характеристика классовой сущности государства как органа подавления верно отражает лишь особое состояние в развитии общества, когда возникает классовое напряжение (вызванное, как правило, военными конфликтами, экономическим и духовным кризисом), способное разрушить общество и привести ее в состояние хаоса. В обычные нормальные периоды в классовом обществе преобладают общие социальные связи, более сильные и творческие, чем классовые антагонизмы. Примечательна мысль Ф. Энгельс говорил, что в реальном мире метафизические полярные противоположности существуют только во время кризисов, что весь великий ход развития происходит в форме взаимодействия. Государство в силу своей социальной цели не может постоянно функционировать в режиме господства и насилия. Как показывает история, деятельность такого рода государств (деспотических, авторитарных) имеет свои временные ограничения, которые все больше сужаются по мере развития цивилизации.

Классовый характер государства связывает его с другими политическими явлениями. Таким образом, государство и политическая система в целом сталкиваются с одними и теми же проблемами: внедрить классовую борьбу в цивилизованную политическую борьбу, основанную на принципах демократии и права; направить усилия противостоящих политических слоев, классов и организаций на конструктивное решение общих социальных проблем и, следовательно, одновременно- класс.

4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, так или иначе организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его притязания на политическую общность, а признаки территориальности и государственной власти сделали реальным значение государства как формы политического убежища для различных социальных и национальных образований, а также различных организаций и партий, выражающих свои интересы. Государственность-это форма бытия классового общества.

В законодательном порядке он устанавливает "правила игры" для политических партий и общественных объединений, старается учесть в своей политике спектр их разнообразных, порой антагонистических, противоречивых интересов. Демократическое государство стремится не только обеспечить нормальный политический мир, но и мирную смену государственной власти, если возникнет историческая необходимость. Государство как форма политического проживания по территории совпадает с политической системой общества. По своим значимым и функциональным характеристикам он является элементом политической системы.


5. Государство является важнейшим интеграционным фактором, объединяющим политическую систему и гражданское общество в единое целое. В силу своего социального происхождения государство занимается общими делами. Он вынужден заниматься общими социальными проблемами - от строительства домов престарелых, коммуникационных устройств, транспортных артерий до энергетического и экологического снабжения будущих поколений людей. Как основной владелец средств производства, земли, ее недр, он финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. Как орган, управляющий государственными делами, государство через аппарат, материальные средства (полиция, тюрьма и т.д.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает общественный порядок в обществе.

Здесь возникает масса противоречий, которые можно условно свести к гипертрофированному пониманию роли государства в жизни общества и принизить значение отдельного человека. Поэтому только государство может считаться социальным и демократическим, в котором создаются условия для осуществления прав и свобод человека.

Для политической системы общества суверенный характер государственной власти имеет важное значение для консолидации. Только государство имеет право выступать внутри страны и за ее пределами от имени народа и общества. Вхождение политической системы того или иного общества в мировое политическое сообщество сильно преувеличит реализацию суверенных качеств государства.

6. Политическая система в силу мобильности экономических, социальных и классовых отношений, идеологической изменчивости! и психологическая аура находится в постоянном движении. Все его элементы и компоненты работают одинаково, связывая, координируя интересы социальных групп, разрабатывая политические решения. Когда возникают чрезвычайные ситуации (происходят стихийные бедствия, меняется форма правления или политический режим), государство играет особую роль в их разрешении. И в данном случае речь идет не только о государстве, но и о его существенном проявлении- государственной власти. Только легитимная общественная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

В конечном счете, любая политическая деятельность так или иначе связана с властью государства. Можно спорить о том, какие факторы легли в основу возникновения государства, интересы которого выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиома в том, что государственная власть-это квинтэссенция результата политической деятельности людей и их объединений. И что бы ни было зафиксировано в программных документах разных политических партий разных эпох, ясно одно: им нужна государственная власть для выполнения декларативных или секретных целей. Самое главное в государстве- это не возможность объединения людей, не территории, а обладание властью. Поэтому крайне важно, чтобы все общество создало четкий и бесперебойный правовой механизм для образования и осуществления государственной власти.

3.2. Место и роль государства в политической системе общества

Характеризуя роль и место государства в политической системе общества, следует исходить, прежде всего, из того, что в любой стране и на любом этапе развития общества оно выступает как наиболее массовая и полноценная организация. Он собирает или стремится объединить вокруг себя различные слои населения. В конституциях и других законах он стремится определить себя как общность всего народа, объединение, действующее для общего блага.

Это желание было закреплено в Конституции СССР 1977 года. (Статья. 1 "Союз Советских Социалистических Республик - национал-социалистическое государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех Народов и национальностей страны"), а в Конституции Российской Федерации 1993 года (ст. Признание, уважение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства", ст. 3 "единственным источником власти в Российской Федерации ее Многонационального народа"), и в Конституции США ("мы, народ Соединенных Штатов, с целью создания лучшего Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия всеобщему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству нас наслаждаться преимуществами свободы, утверждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки").

Аналогичные пожелания выражаются и в конституционных актах других государств, выражающих волю всего народа. При этом" народ " часто является лишь социальным фоном, за которым скрывается реальная государственная власть, принадлежащая к определенному классу, социальному слою или правящей группе. Собственно, именно те, в чьих руках находится государственная власть, и являются истинными творцами внутренней и внешней политики. Тем не менее, это не означает, что государство ограничивает свою социальную базу правящими кругами, находящимися непосредственно у власти. Наоборот, государство предпринимает реальные усилия по расширению своей социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность.

В идеале каждое современное
государство стремится к тому, чтобы его реальной основой стала закрепленная Конституцией социальная база, которую составляют все подданные государства. Для осуществления эффективной деятельности, то есть полного выполнения своих функций, государству необходимо иметь как можно больше убежденных сторонников своей внутренней и внешней политики.

Особое место и роль государства в политической системе общества определяется еще и тем, что в его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах он является монопольным владельцем основных средств и инструментов производства, что особенно проявилось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран.

Таким образом, в СССР земля, ее недра, леса и вода являлись исключительной собственностью государства, а также основными средствами производства в промышленности, банками, средствами связи, основным жильем и другим имуществом, необходимым для осуществления государственных функций. Как показывает практика, наличие хорошо развитой формы государственной собственности необходимо для нормального функционирования государства. Однако, по мнению национальных юристов, необходимым условием стабильности общества и политической системы в целом является равноправное сосуществование самых различных форм собственности. В связи с этим государство не должно подавлять другие компоненты государственной системы.
3.3. Особенности государства как составного элемента политической системы

Основное различие между государством и другими политическими институтами общества состоит, прежде всего, в том, что оно обладает высшей властью в обществе. Его власть универсальна: она распространяется на все население и общественные партии той или иной страны; она опирается на прерогативы упразднения любой другой власти, а также на наличие средств влияния, которых не имеет ни одна другая общественная организация, кроме нее.

К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд. Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои собственные постоянные устройства, предназначенные для обеспечения их бесперебойной работы. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре, например, органов, призванных охранять правовую систему общества: полиции, судов, прокуратуры и адвокатов, которые функционируют в интересах всех членов общества.