Файл: Феноменология лидерства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

ТЕМА «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА»

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

3

Глава 1. Теоретико – методологические основы проблемы лидерства в отечественной и зарубежной психологии………………………………


5

1.1. Феноменология лидерства: проблема генезиса………………......

5

1.2. Понятие и стили феноменологии лидерства……………………….

9

Глава 2. Виды, функции, теории, концепции и модели лидерства……………………………………………………..…………..


16

2.1. Классификация и виды лидерства…………………………………..

16

2.2. Концепции и модели лидерства…………………………………….

21

Заключение………………………………………………………………...

30

Список использованных источников и литературы...………………….

33


Введение

Феномен «лидерство» является предметом многих зарубежных и отечественных исследований в области философии, психологии, социологии, педагогики и др. Феномен лидерства - специфичное явление, не описываемое никакими другими понятиями. Кажется, что дать определение лидерству просто, но при опросе, многие затрудняются объяснить, это понятие, не могут подобрать нужных слов, так как оно включает в себя огромное количество различных, иногда даже противоположных аспектов, охватывает обширную область человеческих взаимоотношений.

Лидер (от англ. leader - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе1.

Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования членов группы при решении конкретной задачи в системе, сложившихся в группе, межличностных отношений. Остальные члены группы строят по отношению к лидеру такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.


Определенный вклад в изучение различных аспектов феноменологии лидерства внесли отечественные психологи (Е.А. Аркин, В.М. Бехтерев, В.К. Васильев, Л. Войтоловский, А.С. Зaлужный, А.Ф. Лазурский, В.Т. Лисовский, и др.). Лидерство как групповой процесс в детских коллективах рассматривалось в педагогической науке. Так, к проблеме вожачества обращались П.П. Блонский, В.А. Вагнер, Н.А. Витке, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин и другие отечественные исследователи. Описание стилей лидерства (руководства) представлено как в отечественной, так и в зарубежной психологии (И.П. Волков, Г. Гибш, Ю.Н. Емельянов, А.Л. Журавлев, Р. Лайкерт, Р. Липитт, А.Л. Свенцицкий, Р. Танненбаум, А. Тауш, Ф. Фидлер, П. Херси, В. Шмидт). Изучением функционала лидерства и руководства занимались такие отечественные ученые как И.Н. Логвинов, Ю.А. Лунев, А.В. Петровский, А.С. Чернышёв. Исследованиям личной стороны лидерства и руководства были посвящены работы Г.К. Ашина, Н.И. Бирюкова, В.В. Бовичева.

Цель курсовой работы – рассмотреть феноменологию лидерства.

Объект исследования – лидерство.

Предмет исследования – виды, функции, теории, концепции и модели лидерства.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретико – методологические основы проблемы лидерства в отечественной и зарубежной психологии;

  2. Изучить виды, функции, теории, концепции и модели лидерства

Теоретико - методологическую основу исследования составили: социально - психологические теории и концепции феномена лидерства и проблемы развития и формирования лидерских качеств учащейся молодежи (И.П. Волков, Е.М. Дубровская, Ю.Н. Емельянов, А.А. Ершов, Н.С. Жеребова, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, М.М. Рыжак, В.В. Шпалинский, Е.А. Яблокова и др.); теория деятельности, ее механизмы и роль в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Теоретико – методологические основы проблемы лидерства в отечественной и зарубежной психологии

1.1. Феноменология лидерства: проблема генезиса

Проблема лидерства корнями уходит в историю человеческих взаимоотношений. Еще в доисторический период, имела место иерархия отношений, в которой выделялись вожаки – лидеры и подчиненные. Со времен Древних государств существовала формальная структура общественного управления, где четко выделялись её лидеры – фараоны, императоры, короли, генералы, военачальники, губернаторы и др. Это верховный эшелон лидерства, приводящий государство либо к прогрессивному развитию и процветанию, либо к распаду и полному краху.


Одним из первых разработчиков проблемы лидерства можно назвать Платона, который в своём «Государстве» предложил три типа лидерства: а) философ – государственный деятель, управляющий республикой на основе разума и справедливости; 6) военачальник, защищающий государство и подчиняющий других людей своей воле; в) деловой человек, обеспечивающий удовлетворение материальных потребностей.

Изучая генезис лидерства, отметим, что важное влияние на современные исследования в области лидерологии сыграли исследования Монтескье, Плутарха и Н. Макиавелли. Так, теория лидерства Н. Макиавелли содержит четыре основных положения: 1) власть лидера коренится в поддержке его сторонников; 2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) правитель − всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Наибольшее влияние на лидерологию оказали работы таких ученых как: Т. Карлейль, Ч. Ломброзо, Г. Спенсер, А. Жоли, Г. Тард и Г. Лебон. В этих работах лидерство рассматривалось как героизм; талант руководителя; вожачество, в котором лидер обладает своими выдающимися качествами: обаянием, силой, умением повлиять на других и харизмой.

Английский психолог и антрополог Ф. Гальтон, объяснял феномен лидерства на основе наследственных факторов. Его работа «Наследственность таланта, ее законы и последствия», опубликованная в 1869 году, стимулировала ряд исследователей выдвинуть предположение, что все эффективные лидеры являются обладателями общего для них набора качеств (черт), позволяющих им занимать лидирующие позиции2.

З. Фрейд происхождение лидерства представлял как первобытную форму человеческого общества, которой была орда, над ней неограниченно властвовал «сильный самец» среди толпы равных между собой товарищей. Фрейд считал, что только исключительные личности могут заставить массы обратиться к полезной работе. Согласно Фрейду, исторический процесс развивается под определяющим влиянием великих лидеров. Он рассматривает лидера как гипнотизера, воздействующего на последователей. Фрейд считал, что в основе лидерства лежит угнетенное и неудовлетворенное либидо – бессознательное влечение сексуального характера. Руководящие позиции лидеров находят свое выражение в компенсаторных функциях взамен подавленного либидо. Подчинение лидеру закладывается с детства, когда ребенку необходим авторитет родителей. В этом смысле авторитет руководителя государства приравнивается к авторитету отца.


Вслед за З. Фрейдом, Э. Фромм и Т. Адорно акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По их мнению, в процессе сублимации либидо проявляется в стремлении к власти. Авторитарная личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Психоаналитическое направление расширило представление о внутренних мотивациях стремления к лидерству.

Известные английские ученые М. Вудкок и Д. Фрэнсис рассматривая роль лидера и руководителя отметили, что функция лидерства не всегда закрепляется за одним и тем же человеком. Лидерство сменяется тогда, когда появляются люди, чьи качества наиболее необходимы в данный момент3. В числе первых исследователей психологии лидерства в ХХ веке можно назвать Курта Левина. Он выделил общую психологическую особенность действий всех лидеров, обозначив её лидерством. С тех пор данное понятие появилось в социальной психологии и стало общеупотребительным. Выделенные Куртом Левиным стили лидерства изучались через многогранность власти, что было отмечено в работах ученых, занимающихся как социальной психологией, так и проблемами управления (Р. Стогдилл, Г. Кунц и О'Донелл, Мескон с соавторами и др.). Первое употребление терминов, относящихся к стилям лидерства, было заимствовано К. Левиным из сферы государственного управления (авторитарный, демократический, анархический (попустительский) стили). Американский психолог Р. Стогдилл, проанализировав различные подходы, выявил, что в большинстве случаев лидерство рассматривается как суть групповых процессов или как умение вызывать одобрение с точки зрения ролевой дифференциации в позициях власти4.

В 40-х годах прошлого века ученые приступили к изучению фактов о соотношении личных качеств и лидерства. Так, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури определили лидера как человека, который играет в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей. В. Кац и Л. Эдигер определяют лидерство как влияние, которое характеризуется постоянством, воздействием на всю группу, однозначностью направленности воздействия, признанием со стороны группы правомерности руководства. По Б. Калофу и С. Седербергу, лидерство является комплексным понятием, которое включает в себя следующие составляющие: 1) ассоциация с человеческими качествами; 2) процессом, в котором «ведут ведомых»; 3) результатом деятельности человека. Популярный американский психолог Дж.П. Кенджеми сделал вывод, что власть авторитета представляет собой способность пробуждать, мотивировать людей, убеждать, одобрять. Власть авторитета присваивается субъекту группой и используется для достижения совместных целей. С психологической точки зрения, при помощи власти авторитета можно мотивировать людей, чем при использовании власти полномочий. Власть авторитета − это уважение к личности; рефлексирование своих способностей и особенностей, а также и своих подчиненных. У таких лидеров высокая самооценка, высокий уровень притязаний, самоуважения и самосознания
5.

Определенный вклад в понимание различных аспектов феноменологии лидерства внесли отечественные психологи: Н.К. Михайловский, А.С. Зaлужный, А.Ф. Лазурский, Л. Войтоловский, В.М. Бехтерев, М.Г. Ярошевский и др6.

Так, по Н.К. Михайловскому лидерство рассматривается через определение понятия «герой». Героем он называет того человека, который первым совершает то, что хочет толпа, то есть подчеркивает его решительность, способность своим примером увлечь за собой. Н.К. Михайловский обращает внимание на качества, которыми обычно обладает герой: необычность, возраст, пол, способность воодушевлять толпу и увлекать за собой, использование механизма подражания. Но главное условие выдвижения героя, по Н.К. Михайловскому, − это требование среды7.

А.С. Залужный рассматривал типы вожаков и генезис вожачества; он создал методику по организованности детского коллектива, где в качестве показателя организованности выделял вожака с большим опытом, и задания, предлагаемые группе, позволили в том числе выявить лидеров8.

Л. Войтоловский рассматривал понятие «вожак» и «вождь». Так, вожак в его пониманий стоит во главе толпы, пассивно следуя за ней; а вождь – партия (промежуточная инстанция между вождем и классом). В трудах Л. Войтоловского рассматривается теория о том, что лидером может быть не только один конкретный человек, а группа. Л.Ф. Лазурский в своей знаменитой классификации личностей выделил отдельный тип практиков-реалистов, к которым относил в качестве подтипа властных людей9.

Е.А. Аркин считал, что вожаками являются не только те дети, которые организовывают деятельность группы, но и дезорганизаторы. Он доказывал, что сила вожака не в любви к нему детей, а в том, что он первый указывает наиболее доступные, надежные и экономные пути прорыва детской активности, вовлекая детей в ту или иную деятельность. То есть ценность лидера в том, какие перспективы открывает для развития группы тот выход активности, который предложен вожаком.

Таким образом, проведенный нами теоретический анализ в изучении генезиса лидерства показал, что существует достаточное число исторических источников, посвященных управлению, лидерству, власти. Однако, феноменология лидерства, как объект научного исследования относительно нова. Лидерство стало глубоко изучаться в начале двадцатого столетия, когда управление определилось в научную дисциплину. Изучение лидерства в крупных масштабах и на системной основе было предпринято в период между 30-50 годами прошлого столетия. Эти исследования ставили целью выявить свойства и личные характеристики успешных руководителей.