Файл: Феноменология лидерства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.2. Понятие и стили феноменологии лидерства

Понятие «лидерство» происходит от слова «лидер». Рассмотрим, что под ним понимают. Лидер – (от англ. – ведущий, руководитель) – глава, руководитель политической партии или общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе; впереди идущий, возглавляющий. Лидер – это самая авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и построении благоприятных взаимоотношений в группе10.

В психологическом словаре лидер определяется как член группы, за которым все остальные признают право принимать ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.

Словарь-справочник по социальной психологии трактует определение лидера таким образом: это член группы, коллектива, общности, завоевавший авторитет и право влиять на других людей и играющая центральную роль в организации определенных отношений и совместной деятельности. Лидер является порождением структуры взаимоотношений данной конкретной общности, группы, общества в целом. Эта структура определяется целями общности, ценностями и нормами, в ней функционирующими. В результате выдвигается однозначный лидер. Он как бы представляет систему предпочитаемых другими людьми целей и ценностей, выступает их непосредственным проводником в жизнь. За ним признается право вести за собой других членов, быть последней инстанцией в оценке различных новых ситуаций и обстоятельств. Социальный психолог Р.Л. Кричевский отмечает, что лидер – член группы, обеспечивающий ведущее влияние в группе11.

В.Т. Лисовский рассматривает лидера, как человека, способного вести за собой; пробуждать к делу; выкладываться для достижения общей задачи; оказывать влияние на окружающих; поддерживать интересы большинства людей. Следует отметить, что для лидера характерна способность воздействовать на других людей для достижения определенных целей. Лидеры возглавляют, ведут за собой различные человеческие общности – от небольших групп до сообществ государственного уровня. Иными словами, лидер – это авторитет группы, чья власть и полномочия одобрены другими участниками, готовыми следовать за ним. Рассмотрев определение «лидера», перейдем к трактовке понятия «лидерства»
12.

Смысл данного понятия достаточно отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Психологическая природа лидерства влияет на его место в структуре неформальных отношений в качестве внутригруппового феномена. Оно является средством организации и управления этими отношениями.

Лидерство – социально-психологический процесс, в ходе которого один член группы, общности, общества (лидер) организует и направляет других к достижению конкретной общей цели13.

По мнению Б.Д. Парыгина, «лидерство − процесс управления малой социальной группой, влияющий на достижение совместных целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями»14.

Н.С. Жеребова представляет лидерство как «процесс взаимодействия: лидер влияет на ведомого и обратно, но уровень влияния лидера и ведомого разный»15.

Рассматривая феноменологию лидерства, приведем еще несколько вариантов определения феномена лидерства. Так, И.П. Волков описывает лидерство как процесс социально-психологической самоорганизации и самоуправления общением и деятельностью членов малой группы, осуществляемый лидером как субъектом спонтанно формирующихся в группе межличностных взаимоотношений. При этом под эффективным лидерством понимается процесс взаимовлияния с целью самоуправления, который наиболее соответствует потребностям участников поддержать свой статус на высоком уровне16.

В работе А.Л. Свенцицкого под «лидерством в организации понимается эффективное влияние людей, не наделенных соответствующей административной властью, на других членов коллектива, что побуждает их действовать иначе». Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса.

М.Р. Бинятова делает акцент на процессуальной стороне лидирования: «лидерство в группе − это процесс межличностного влияния». По Р.Л. Кричевскому, лидерство относится к персонифицированным формам социального влияния и контроля объединения всех механизмов и способов социально-психологического воздействия для достижения эффективности в деятельности группы. Лидерство есть проявление психологического влияния, неформальной власти
17. По мнению Е.Л. Яковлевой, лидерство характеризуется обращенностью к человеку и имеет непосредственное отношение к особенностям человеческих взаимоотношений18.

Для Г.Г. Дилигенского феномен лидерства представляет собой один из видов взаимодействия и общения.

В.П. Шейнов рассматривает лидерство как одну из форм межличностного взаимодействия и включает в него пять основных элементов: 1) группа, в которой имеет место взаимодействие; 2) задача, которую группа стремиться решить; 3) лидер – индивид с определенными личностными чертами, способностями и возможностями, ориентированными на достижение целей, значимых для группы; 4) последователи – члены группы со своими качествами и возможностями для достижения общих целей; 5) ситуации, характерные для взаимодействия в группе19.

В.И. Румянцева оценивает лидерство масштабно, как целостный и многомерный социально-психологический феномен: «Лидерство как социально-психологический феномен включает в себя совокупность основных компонентов: процессы, структуру, функции, личность лидеров и ведомых, вклад в совместную трудовую деятельность, цели и задачигрупповой работы, процессы восприятия людьми друг друга, типы личности лидера, личный вклад каждого участника группы, процессы межличностного общения, каналы коммуникации и др.».

В психологической литературе даётся подробное описание стилей лидерства. Обобщенная характеристика трех основных стилей может быть представлена следующим образом: Авторитарный (автократический) стиль лидерства − это жесткий, директивный стиль. Авторитарный руководитель предпочитает использовать власть, основанную на принуждениях и наказаниях. Такой руководитель догматичен, требует подчинения, не терпит возражений, не учитывает мнение окружающих и контролирует действия подчиненных. Авторитарный стиль управления в большинстве случаев характерен для харизматических личностей. Использование такого стиля возвышает единоличную власть руководителя, делает его значимым, оказывает влияние на подчиненных, помогает решению задач в условиях дефицита времени и не высокой компетентности. Применение такого стиля руководства приводит к следующим проблемам: снижает эффективность труда, производственную дисциплину, инициативу, ухудшает социально-психологический климат в коллективе, повышает текучесть кадров, не формирует внутренней заинтересованности в работе, так как излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх, злость и уничтожают стимулы к работе
20.

Демократический стиль руководства характеризуется децентрализацией власти. Это наиболее благоприятный с психологической точки зрения стиль. Руководитель делегирует часть своих властных полномочий подчиненным. Он советуется с подчиненными и консультируется у специалистов, участвующих в выработке решений. Подчиненные получают достаточную информацию, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Инициатива сотрудников 32 стимулируется. При осуществлении контроля руководитель вводит элементы коллективного самоуправления. Он использует власть основанную на поощрении и эталонную власть (власть примера), проявляет интерес и оказывает доброжелательное отношение к сотрудникам, учитывает их интересы, потребности, особенности. Это положительно влияет на результаты труда, инициативу, сотрудников, удовлетворенность их своей работой и положением в коллективе. При всех положительных характеристиках демократического стиля управления, его реализация возможна лишь при высоком авторитете руководителя, его интеллектуальных, организаторских, психолого-коммуникативных способностях.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Руководитель-либерал не принимает активного участия в производственной деятельности подчиненных, он ставит перед ними задачи, указывает основные направления работы, обеспечивает необходимыми ресурсами и предоставляет сотрудникам самостоятельность в достижении результатов. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Этот стиль руководства дает положительные результаты, если состоит из высококвалифицированных специалистов, дисциплинированных, ответственных, обладающих большими способностями к творческой самостоятельной работе. Наиболее эффективен либеральный стиль в научных, творческих коллективах, состоящих из признанных авторитетов, талантливых, одаренных людей в конкретных областях науки, техники, культуры и искусства. Итак, отметим что рассмотренные нами авторитарный, демократический и либеральный стили руководства имеют определённые достоинства и недостатки. На практике в зависимости от ситуации, чаще всего происходит смешение этих стилей.

Таким образом, в различных источниках мы находим множественность трактовок и характеристик феномена лидерства. Так, под лидерством понимается: многоаспектное социальное явление, которое проявляется в организованных группах, стремящихся к какой-либо общей цели; отношение доминирования и подчинения в системе межличностных отношений; способность оказывать влияние на отдельные личности и группы; умение работать с людьми, убеждать, вдохновлять, внушать, эмоционально заражать и направлять их к оптимальному, выигрышному для всех результату; предприимчивость и эффективная коммуникация; целеустремленность, настойчивость, личностная сила, компетентность и психологическая эквилибристика; умение управлять не только другими людьми, но и, прежде всего, самим собой; высоко развитая субъектность, то есть высокая мера самостоятельности и критичности мышления, личностная активность, рефлективность и инициативность.