Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
теории обмена и трансактного анализа, теория политического лидерства, теория ожидания-взаимодействия.
Заключение
Генезис лидерства имеет глубокие исторические корни. Интерес к данному социальному явлению наблюдающийся на протяжении всей истории человечества, актуален и на современном этапе. Как объект научного исследования, лидерство начали изучать в начале 20-30 гг. прошлого века. В этот период активно выявлялись свойства и личные характеристики эффективных руководителей (лидеров). В западной науке понятие лидерство и различные его концепции возникли изначально на базе эмпирических 56 исследований малых групп. Однако понимание его причин и механизмов значительно эволюционировали и продолжают развиваться на современном этапе.
В 90-х годах XX века лидерство рассматривалось масштабно, как феномен, включающий в себя процессы, структуру, функции лидерства, личность лидеров и ведомых, вклад в совместную трудовую деятельность, цели и задачи групповой работы, процессы восприятия людьми друг друга, образы представлений о личности лидера, типах лидеров, представление об индивидуальном вкладе каждого участника группы, процессы межличностного общения и т.д.
В психологии нет единых точек зрения по вопросу феномена лидерства, как сложного социально-психологического явления; нет четкого определения «лидерства». Подробно описаны стили лидерства, которые связаны с деятельностью группы и индивидуально-типологическими особенностями лидера. Выделены: авторитарный, демократический и либеральный стили; дистанционный, контактный, целеполагающий, делегирующий, проблемоорганизующий стили; крайние типы стилей (директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный) и промежуточные типы стилей (директивно-коллегиальный, директивно- пассивный, пассивно-коллегиальный, смешанный). Изучение стилей лидерства дает возможность увидеть многоплановость и сложность функционального лидерства и на этой основе определить важность применения различных стилей в зависимости от конкретных ситуаций, стоящих перед лидером и группой. Тем не менее стили лидерства не являются до конца изученными.
Достаточно разработанными являются вопросы видов и функций лидерства. Так, по видам выделяют: формальное и неформальное лидерство; авторитарное, демократическое и либеральное лидерство; лидерство в зависимости от критериев − содержание; стиль; характер деятельности лидера; в зависимости от содержания лидерской деятельности − деловое 57 лидерство, эмоциональное лидерство, ситуативное лидерство; в зависимости от восприятия лидеров группой и др.
Среди основных функций лидерства выделяют: интегративную; дезинтегративную; организационную; конструктивную; координационную. Специфика понимания лидерских функций в отечественной психологии заключается в разделении двух понятий, так лидерство сосредоточено на совокупности психологических отношений возникающих в группе с точки зрения отношений подчинения и доминирования. Руководство относится к процессу управления группой и организации её деятельности.
Функциональное проявление лидерства во многом определяется лидерскими качествами. Выделяется большое разнообразие лидерских качеств: от интеллектуальных способностей до организаторской проницательности. В их число наиболее часто входят: уверенность в себе, энергичность, добросовестность, эмоциональная устойчивость, доверие, любознательность, внутренняя страсть, целеустремленность, способность управлять собой и группой, вдохновлять людей, наличие четких целей и умение решать проблемы.
Анализ феноменологии лидерства в рамках различных теорий и концепций, показал, что существует их большое разнообразие. Общепризнанными и наиболее распространенными из них являются: теория «великого человека», бихевиористские теории, теория черт, ситуационные теории, личностно-ситуативные теории, теории гуманистического направления (теории «X» и «Y»), мотивационные теории лидерства, теории обмена и трансактного анализа, теория политического лидерства, теория ожидания-взаимодействия.
Список использованных источников и литературы
1 Психология лидерства, влияния, власти. Минск: Харвест, 2008. 56 с.
2Емелин К.Г. Развитие лидерских качеств молодежи в студенческих отрядах средствами социально-культурной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: Барнаул, 2012. С. 23
3 Вудкок М. Современные информационные технологии совместной работы. – М.: Русская редакция, 2000. С.64
4 Кунц Г. Управление, системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 2008. Т. 2. С.54
5 Кенджеми Дж.П. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий. Дубна: Феникс, 2007. С.88
6 Бехтерев В.М. Современный взгляд на проблему лидерства в организации // Известия Уральского университета. 2007. № 51. С. 46-49.
7 Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб.: Речь, 2007. С.145
8 Залужный, А.С. Детский коллектив и методы его изучения. М., Ленинград: Гос.издат, 2005. 145 с.
9 Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. С. 58.
10 Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2003. С. 6-7
11 Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. М.: Дело, 2006. С.52
12 Лисовский В.Т. Им жить в XXI веке. Политический очерк // Аврора. 1996. № 11-12. С. 74-75
13 Немов Р.С. Практическая психология М., 2003. С.19
14 Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Наука, 2009.С.32
15 Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство: Опыт социально-психологического исследования. Ленинград: Лениздат, 2008. С.67
16 Волков И.П., Захаров А.И., Ерицян О.П., Тимофеев Ю.Т. Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса // Руководство и лидерство. М., 2004. C. 130-142
17 Бинятова М.Р. Социальная психология М., 2010. С.45
18 Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии, 1996. № 3. С. 28-37
19 Психология лидерства, влияния, власти. Минск: Харвест, 2008.С. 65
20 Васильев В.К. Феноменология лидерства // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. СПб., 2000. С. 61
21 Словарь-справочник по 37 социальной психологии. СПб.: Питер, 2003. С. 15
22 Акинин П.В. Лидерство в группе: учеб. пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. 70 с.
23 Уманский А.Л. Педагогические условия стимулирования лидерства в детских и юношеских коллективах. Кострома, 1994. С. 89
24Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. СПб., 2003. С.80
25 Емелин К.Г. Развитие лидерских качеств молодежи в студенческих отрядах средствами социально-культурной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: Барнаул, 2012. С.78
26 Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. СПб., 2003. С.56
27 Вергилес Э.В. Теория лидерства. М.: МЭСИ, 2001. С.42.
28 Розанова В.А. Психология управления: М., 2000. с. 15
29 Розанова В.А. Психология управления: М., 2000. с. 19
30 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 24
31 Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект. – 2000. – С.287-311.
32 Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. С.34
Заключение
Генезис лидерства имеет глубокие исторические корни. Интерес к данному социальному явлению наблюдающийся на протяжении всей истории человечества, актуален и на современном этапе. Как объект научного исследования, лидерство начали изучать в начале 20-30 гг. прошлого века. В этот период активно выявлялись свойства и личные характеристики эффективных руководителей (лидеров). В западной науке понятие лидерство и различные его концепции возникли изначально на базе эмпирических 56 исследований малых групп. Однако понимание его причин и механизмов значительно эволюционировали и продолжают развиваться на современном этапе.
В 90-х годах XX века лидерство рассматривалось масштабно, как феномен, включающий в себя процессы, структуру, функции лидерства, личность лидеров и ведомых, вклад в совместную трудовую деятельность, цели и задачи групповой работы, процессы восприятия людьми друг друга, образы представлений о личности лидера, типах лидеров, представление об индивидуальном вкладе каждого участника группы, процессы межличностного общения и т.д.
В психологии нет единых точек зрения по вопросу феномена лидерства, как сложного социально-психологического явления; нет четкого определения «лидерства». Подробно описаны стили лидерства, которые связаны с деятельностью группы и индивидуально-типологическими особенностями лидера. Выделены: авторитарный, демократический и либеральный стили; дистанционный, контактный, целеполагающий, делегирующий, проблемоорганизующий стили; крайние типы стилей (директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный) и промежуточные типы стилей (директивно-коллегиальный, директивно- пассивный, пассивно-коллегиальный, смешанный). Изучение стилей лидерства дает возможность увидеть многоплановость и сложность функционального лидерства и на этой основе определить важность применения различных стилей в зависимости от конкретных ситуаций, стоящих перед лидером и группой. Тем не менее стили лидерства не являются до конца изученными.
Достаточно разработанными являются вопросы видов и функций лидерства. Так, по видам выделяют: формальное и неформальное лидерство; авторитарное, демократическое и либеральное лидерство; лидерство в зависимости от критериев − содержание; стиль; характер деятельности лидера; в зависимости от содержания лидерской деятельности − деловое 57 лидерство, эмоциональное лидерство, ситуативное лидерство; в зависимости от восприятия лидеров группой и др.
Среди основных функций лидерства выделяют: интегративную; дезинтегративную; организационную; конструктивную; координационную. Специфика понимания лидерских функций в отечественной психологии заключается в разделении двух понятий, так лидерство сосредоточено на совокупности психологических отношений возникающих в группе с точки зрения отношений подчинения и доминирования. Руководство относится к процессу управления группой и организации её деятельности.
Функциональное проявление лидерства во многом определяется лидерскими качествами. Выделяется большое разнообразие лидерских качеств: от интеллектуальных способностей до организаторской проницательности. В их число наиболее часто входят: уверенность в себе, энергичность, добросовестность, эмоциональная устойчивость, доверие, любознательность, внутренняя страсть, целеустремленность, способность управлять собой и группой, вдохновлять людей, наличие четких целей и умение решать проблемы.
Анализ феноменологии лидерства в рамках различных теорий и концепций, показал, что существует их большое разнообразие. Общепризнанными и наиболее распространенными из них являются: теория «великого человека», бихевиористские теории, теория черт, ситуационные теории, личностно-ситуативные теории, теории гуманистического направления (теории «X» и «Y»), мотивационные теории лидерства, теории обмена и трансактного анализа, теория политического лидерства, теория ожидания-взаимодействия.
Список использованных источников и литературы
-
Акинин П.В. Лидерство в группе: учеб. пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. 70 с. -
Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. 356с. -
Бехтерев В.М. Современный взгляд на проблему лидерства в организации // Известия Уральского университета. 2007. № 51. С. 46-49. -
Бинятова М.Р. Социальная психология М., 2010. 368 с. -
Васильев В.К. Феноменология лидерства // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. СПб., 2000. С. 61 -
Вергилес Э.В. Теория лидерства. М.: МЭСИ, 2001. 422 с. -
Волков И.П., Захаров А.И., Ерицян О.П., Тимофеев Ю.Т. Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса // Руководство и лидерство. М., 2004. C. 130-142 -
Вудкок М. Современные информационные технологии совместной работы. – М.: Русская редакция, 2000. 256 с. -
Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб.: Речь, 2007 -
Емелин К.Г. Развитие лидерских качеств молодежи в студенческих отрядах средствами социально-культурной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: Барнаул, 2012. 323с. -
Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство: Опыт социально-психологического исследования. Ленинград: Лениздат, 2008. 195 с -
Залужный, А.С. Детский коллектив и методы его изучения. М., Ленинград: Гос.издат, 2005. 145 с. -
Розанова В.А. Психология управления: М., 2000. 190с. -
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Наука,2009. 271 с. -
Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. СПб., 2003. 280 с -
Психология лидерства, влияния, власти. Минск: Харвест, 2008. 656 с. -
Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект. – 2000. – С.287-311. -
Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. М.: Дело, 1996. 352 с. -
Кенджеми Дж.П. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий. Дубна: Феникс, 2007. 288 с. -
Кунц Г. Управление, системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 2009. Т. 2. 250 с. -
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ "Сфера", 2001., 412 с. -
Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: "Наука", 2002. -
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Изд-во МГУ, 2003. 101 с -
Лисовский В.Т. Им жить в XXI веке. Политический очерк // Аврора. 2009. № 11-12. С. 74-75 -
Немов Р.С. Практическая психология М., 2003. 319 с. -
Уманский А.Л. Педагогические условия стимулирования лидерства в детских и юношеских коллективах. Кострома, 1994. 798с. -
Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии, 1996. № 3. С. 28-37
1 Психология лидерства, влияния, власти. Минск: Харвест, 2008. 56 с.
2Емелин К.Г. Развитие лидерских качеств молодежи в студенческих отрядах средствами социально-культурной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: Барнаул, 2012. С. 23
3 Вудкок М. Современные информационные технологии совместной работы. – М.: Русская редакция, 2000. С.64
4 Кунц Г. Управление, системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 2008. Т. 2. С.54
5 Кенджеми Дж.П. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий. Дубна: Феникс, 2007. С.88
6 Бехтерев В.М. Современный взгляд на проблему лидерства в организации // Известия Уральского университета. 2007. № 51. С. 46-49.
7 Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб.: Речь, 2007. С.145
8 Залужный, А.С. Детский коллектив и методы его изучения. М., Ленинград: Гос.издат, 2005. 145 с.
9 Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. С. 58.
10 Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2003. С. 6-7
11 Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. М.: Дело, 2006. С.52
12 Лисовский В.Т. Им жить в XXI веке. Политический очерк // Аврора. 1996. № 11-12. С. 74-75
13 Немов Р.С. Практическая психология М., 2003. С.19
14 Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Наука, 2009.С.32
15 Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство: Опыт социально-психологического исследования. Ленинград: Лениздат, 2008. С.67
16 Волков И.П., Захаров А.И., Ерицян О.П., Тимофеев Ю.Т. Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса // Руководство и лидерство. М., 2004. C. 130-142
17 Бинятова М.Р. Социальная психология М., 2010. С.45
18 Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии, 1996. № 3. С. 28-37
19 Психология лидерства, влияния, власти. Минск: Харвест, 2008.С. 65
20 Васильев В.К. Феноменология лидерства // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. СПб., 2000. С. 61
21 Словарь-справочник по 37 социальной психологии. СПб.: Питер, 2003. С. 15
22 Акинин П.В. Лидерство в группе: учеб. пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. 70 с.
23 Уманский А.Л. Педагогические условия стимулирования лидерства в детских и юношеских коллективах. Кострома, 1994. С. 89
24Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. СПб., 2003. С.80
25 Емелин К.Г. Развитие лидерских качеств молодежи в студенческих отрядах средствами социально-культурной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: Барнаул, 2012. С.78
26 Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. СПб., 2003. С.56
27 Вергилес Э.В. Теория лидерства. М.: МЭСИ, 2001. С.42.
28 Розанова В.А. Психология управления: М., 2000. с. 15
29 Розанова В.А. Психология управления: М., 2000. с. 19
30 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 24
31 Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект. – 2000. – С.287-311.
32 Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. С.34