Файл: Феноменология лидерства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
теории обмена и трансактного анализа, теория политического лидерства, теория ожидания-взаимодействия.

Заключение

Генезис лидерства имеет глубокие исторические корни. Интерес к данному социальному явлению наблюдающийся на протяжении всей истории человечества, актуален и на современном этапе. Как объект научного исследования, лидерство начали изучать в начале 20-30 гг. прошлого века. В этот период активно выявлялись свойства и личные характеристики эффективных руководителей (лидеров). В западной науке понятие лидерство и различные его концепции возникли изначально на базе эмпирических 56 исследований малых групп. Однако понимание его причин и механизмов значительно эволюционировали и продолжают развиваться на современном этапе.

В 90-х годах XX века лидерство рассматривалось масштабно, как феномен, включающий в себя процессы, структуру, функции лидерства, личность лидеров и ведомых, вклад в совместную трудовую деятельность, цели и задачи групповой работы, процессы восприятия людьми друг друга, образы представлений о личности лидера, типах лидеров, представление об индивидуальном вкладе каждого участника группы, процессы межличностного общения и т.д.

В психологии нет единых точек зрения по вопросу феномена лидерства, как сложного социально-психологического явления; нет четкого определения «лидерства». Подробно описаны стили лидерства, которые связаны с деятельностью группы и индивидуально-типологическими особенностями лидера. Выделены: авторитарный, демократический и либеральный стили; дистанционный, контактный, целеполагающий, делегирующий, проблемоорганизующий стили; крайние типы стилей (директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный) и промежуточные типы стилей (директивно-коллегиальный, директивно- пассивный, пассивно-коллегиальный, смешанный). Изучение стилей лидерства дает возможность увидеть многоплановость и сложность функционального лидерства и на этой основе определить важность применения различных стилей в зависимости от конкретных ситуаций, стоящих перед лидером и группой. Тем не менее стили лидерства не являются до конца изученными.

Достаточно разработанными являются вопросы видов и функций лидерства. Так, по видам выделяют: формальное и неформальное лидерство; авторитарное, демократическое и либеральное лидерство; лидерство в зависимости от критериев − содержание; стиль; характер деятельности лидера; в зависимости от содержания лидерской деятельности − деловое 57 лидерство, эмоциональное лидерство, ситуативное лидерство; в зависимости от восприятия лидеров группой и др.


Среди основных функций лидерства выделяют: интегративную; дезинтегративную; организационную; конструктивную; координационную. Специфика понимания лидерских функций в отечественной психологии заключается в разделении двух понятий, так лидерство сосредоточено на совокупности психологических отношений возникающих в группе с точки зрения отношений подчинения и доминирования. Руководство относится к процессу управления группой и организации её деятельности.

Функциональное проявление лидерства во многом определяется лидерскими качествами. Выделяется большое разнообразие лидерских качеств: от интеллектуальных способностей до организаторской проницательности. В их число наиболее часто входят: уверенность в себе, энергичность, добросовестность, эмоциональная устойчивость, доверие, любознательность, внутренняя страсть, целеустремленность, способность управлять собой и группой, вдохновлять людей, наличие четких целей и умение решать проблемы.

Анализ феноменологии лидерства в рамках различных теорий и концепций, показал, что существует их большое разнообразие. Общепризнанными и наиболее распространенными из них являются: теория «великого человека», бихевиористские теории, теория черт, ситуационные теории, личностно-ситуативные теории, теории гуманистического направления (теории «X» и «Y»), мотивационные теории лидерства, теории обмена и трансактного анализа, теория политического лидерства, теория ожидания-взаимодействия.

Список использованных источников и литературы

  1. Акинин П.В. Лидерство в группе: учеб. пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. 70 с.

  2. Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. 356с.

  3. Бехтерев В.М. Современный взгляд на проблему лидерства в организации // Известия Уральского университета. 2007. № 51. С. 46-49.

  4. Бинятова М.Р. Социальная психология М., 2010. 368 с.

  5. Васильев В.К. Феноменология лидерства // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. СПб., 2000. С. 61

  6. Вергилес Э.В. Теория лидерства. М.: МЭСИ, 2001. 422 с.

  7. Волков И.П., Захаров А.И., Ерицян О.П., Тимофеев Ю.Т. Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса // Руководство и лидерство. М., 2004. C. 130-142

  8. Вудкок М. Современные информационные технологии совместной работы. – М.: Русская редакция, 2000. 256 с.

  9. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб.: Речь, 2007

  10. Емелин К.Г. Развитие лидерских качеств молодежи в студенческих отрядах средствами социально-культурной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: Барнаул, 2012. 323с.

  11. Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство: Опыт социально-психологического исследования. Ленинград: Лениздат, 2008. 195 с

  12. Залужный, А.С. Детский коллектив и методы его изучения. М., Ленинград: Гос.издат, 2005. 145 с.

  13. Розанова В.А. Психология управления: М., 2000. 190с.

  14. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Наука,2009. 271 с.

  15. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. СПб., 2003. 280 с

  16. Психология лидерства, влияния, власти. Минск: Харвест, 2008. 656 с.

  17. Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект. – 2000. – С.287-311.

  18. Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. М.: Дело, 1996. 352 с.

  19. Кенджеми Дж.П. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий. Дубна: Феникс, 2007. 288 с.

  20. Кунц Г. Управление, системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 2009. Т. 2. 250 с.

  21. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ "Сфера", 2001., 412 с.

  22. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: "Наука", 2002.

  23. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Изд-во МГУ, 2003. 101 с

  24. Лисовский В.Т. Им жить в XXI веке. Политический очерк // Аврора. 2009. № 11-12. С. 74-75

  25. Немов Р.С. Практическая психология М., 2003. 319 с.

  26. Уманский А.Л. Педагогические условия стимулирования лидерства в детских и юношеских коллективах. Кострома, 1994. 798с.

  27. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии, 1996. № 3. С. 28-37




1 Психология лидерства, влияния, власти. Минск: Харвест, 2008. 56 с.


2Емелин К.Г. Развитие лидерских качеств молодежи в студенческих отрядах средствами социально-культурной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: Барнаул, 2012. С. 23

3 Вудкок М. Современные информационные технологии совместной работы. – М.: Русская редакция, 2000. С.64

4 Кунц Г. Управление, системный и ситуационный анализ управленческих функций. М.: Прогресс, 2008. Т. 2. С.54

5 Кенджеми Дж.П. Использование лидером власти личного авторитета или власти законных полномочий. Дубна: Феникс, 2007. С.88

6 Бехтерев В.М. Современный взгляд на проблему лидерства в организации // Известия Уральского университета. 2007. № 51. С. 46-49.

7 Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб.: Речь, 2007. С.145

8 Залужный, А.С. Детский коллектив и методы его изучения. М., Ленинград: Гос.издат, 2005. 145 с.

9 Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. С. 58.

10 Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2003. С. 6-7

11 Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. М.: Дело, 2006. С.52

12 Лисовский В.Т. Им жить в XXI веке. Политический очерк // Аврора. 1996. № 11-12. С. 74-75

13 Немов Р.С. Практическая психология М., 2003. С.19

14 Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Наука, 2009.С.32

15 Жеребова Н.С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологического исследования // Руководство и лидерство: Опыт социально-психологического исследования. Ленинград: Лениздат, 2008. С.67

16 Волков И.П., Захаров А.И., Ерицян О.П., Тимофеев Ю.Т. Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса // Руководство и лидерство. М., 2004. C. 130-142

17 Бинятова М.Р. Социальная психология М., 2010. С.45

18 Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии, 1996. № 3. С. 28-37

19 Психология лидерства, влияния, власти. Минск: Харвест, 2008.С. 65

20 Васильев В.К. Феноменология лидерства // Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций. СПб., 2000. С. 61

21 Словарь-справочник по 37 социальной психологии. СПб.: Питер, 2003. С. 15

22 Акинин П.В. Лидерство в группе: учеб. пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. 70 с.

23 Уманский А.Л. Педагогические условия стимулирования лидерства в детских и юношеских коллективах. Кострома, 1994. С. 89


24Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. СПб., 2003. С.80

25 Емелин К.Г. Развитие лидерских качеств молодежи в студенческих отрядах средствами социально-культурной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук: Барнаул, 2012. С.78

26 Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. СПб., 2003. С.56

27 Вергилес Э.В. Теория лидерства. М.: МЭСИ, 2001. С.42.

28 Розанова В.А. Психология управления: М., 2000. с. 15

29 Розанова В.А. Психология управления: М., 2000. с. 19

30 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Изд-во МГУ, 2003. С. 24

31 Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект. – 2000. – С.287-311.

32 Бендас Т.В. Психология лидерства: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2009. С.34