Файл: Феноменология лидерства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Виды, функции, теории, концепции и модели лидерства

2.1. Классификация и виды лидерства

В продолжение изучения феноменологии лидерства, рассмотрим различные классификации лидерства, его виды и функции.

В самом общем виде принято выделять два вида лидерства. Это формальное и неформальное лидерство. Первое обусловлено руководящим или служебным положением и управленческой должностью. Второе предполагает наличие неформального лидера, т.е. признанного большинством, пользующегося истинным авторитетом, умеющего установить прочный контакт с людьми и оказывающего на них влияние. Неформальный лидер не обладает властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности. Формальный и неформальный лидер может быть одним лицом, когда имеют место и соответствующая должность и общее признание21.

Широко распространенной классификацией лидерства является классификация по содержанию лидерской деятельности в социальных группах.

В ней выделяет три типа (роли лидера)22:

1. Деловое лидерство. Этот тип лидерства характерен для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества: высокая компетентность, авторитет, опыт и т.д. Деловое лидерство оказывает влияние на результат и эффективность работы руководства.

2. Эмоциональное лидерство. Это тип лидерства, который возникает на основе человеческих симпатий и привлекательности. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, оказывает влияние на настроение, вселяет уверенность и снимает психологическую напряженность.

3. Ситуативное лидерство (деловое и эмоциональное). Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь при определенных условиях.

Существуют также и другие классификации лидерства в зависимости от видов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет видовы (роли) лидера: лидер- организатор (выполняет функцию групповой интеграции); лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи); лидер- генератор эмоционального настроя (отличается в формировании настроения группы); лидер-эрудит (отличается обширностью знаний); лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом); лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности)
23.

Интересной представляется типология лидерства, предложенная Б.Д. Парыгиным. В ее основу положены три различных критерия: по содержанию; по стилю и по характеру деятельности лидера. По содержанию различают: лидеров-вдохновителей (разрабатывающих и предлагающих программу поведения); лидеров-исполнителей (организаторов выполнения уже заданной программы); лидеров, являющихся одновременно вдохновителями и организаторами. По характеру деятельности различают: универсальный тип и ситуативный тип. Помимо представленных выше классификаций, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой (виды лидеров): 1. «Один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности; 2. «Лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания; 3. «Хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.; 4. «Служитель». Лидер, данного вида, ориентируется на мнение группы, всегда стремится выразить интересы своих последователей24.

Интересными представляются различия между функциями лидерства и руководства, предложенные профессором Б.Д. Парыгиным:

1. Лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в коллективе, руководитель осуществляет организацию официальных отношений группы как некоторой социальной организации.

2. Лидерство устанавливается в условиях микросреды, руководство в условиях макросреды, то есть оно связано со всей системой общественных отношений.

3. Лидерство возникает внезапно, а руководитель назначается (избирается) целенаправленным путем, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.

4. Лидерство не стабильно (зависит от настроения в группе), руководитель же явление более стабильное.

5. Руководство подчиненными имеет более определенную систему различных санкций, которых в руках лидера нет.

6. Наиболее сложен процесс принятия решения руководителем; в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.


7. Сфера деятельности лидера – малая группа, в которой он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он «представляет» малую группу в более широкой социальной системе. Функциональное проявление лидерства во многом определяется лидерскими качествами. Под лидерскими качествами человека понимается совокупность его психологических качеств, способностей и особенностей внутригруппового взаимодействия, обеспечивающих успешность выполнения их лидерских функций.

В трудах А.Л. Уманского приводятся общие и специфические качества лидера. Под общими понимаются качества, которыми могут обладать и не лидеры, но которые повышают эффективность лидера. В число специфических качеств лидера входят: организаторская проницательность, индивидуальный подход к личности; способность к активному психологическому воздействию; склонность к организаторской работе, желание брать на себя ответственность.

М.И. Рожков выделяет следующие основные качества лидера- организатора: – способность управлять собой, в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выходить из стрессовых ситуаций и т. п.; – наличие четких целей, понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним; – умение решать проблемы, вычленять главное и второстепенное, оценивать варианты, прогнозировать последствия, оценивать и распределять ресурсы; – творческий подход к решению управленческих задач, умение генерировать идеи, готовность к нововведениям; – знание особенностей организаторской и организационной деятельности, умение управлять людьми, мотивировать и стимулировать их к работе, умение работать с группой; – наличие специфических организаторских качеств личности и др25.

Исследованием лидерских качеств также занимались: Б.Д. Парыгин, Н.С. Жеребова, А.А. Ершов, Г.К. Ашин, Д.В. Беспалов и др. Среди основных лидерских качеств они рассматривали умение организовывать и управлять малой социальной группой для достижения общих целей. Уоррен Беннис выделяет шесть важных качеств организационного лидера:

1. Направляющее видение – отчетливое понимание своих целей и действий как профессионала и как личности, способность проявлять упорство при неудачах и даже провалах;

2. Внутренняя страсть – стремление воспользоваться теми возможностями, которые предлагает жизнь, совпадающее с весьма специфической страстью к определенному призванию, профессии, образу действий;


3. Целостность личности – производная от знания человеком самого себя, искренности и зрелости; знание сильных и слабых сторон, верность своим принципам, желание и умение учиться у других людей и работать с ними;

4. Доверие (надежность) – способность заслужить доверие других;

5. Любознательность – стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

6. Дерзновенность – готовность идти на риск, экспериментировать, испытывать новое26.

Р. Стогдилл выделял пять качеств, которые характеризуют успешного лидера: ум, господство над другими, уверенность, активность, энергичность; знание дела. Д. Майерс выделял следующие лидерские качества, присущие настоящему лидеру: уверенность в себе; наличие убедительных представлений о желаемом положении дел и способность сообщить о них 44 окружающим доступным языком; оптимизм и вера в своих людей, чтобы вдохновлять их; незаурядность; энергичность; добросовестность; покладистость и эмоциональная устойчивость.

Несмотря на различные классификации видов лидерства, его функциональное назначение остается достаточно постоянным. Так, выделяют такие основные функции лидерства: интегративная – лидерство объединяет людей, которые имеют общие интересы, одинаковые хобби в одну слаженную действующую группу; дезинтегративная – объединяя людей в одну группу, она тем самым становится обособленным от других коллективом; организационная − создание единой системы управления и благоприятных условий для сосуществования членов коллектива, планирование различных действий, событий, распределение ролей и обязанностей, регулирование отношений между участниками группы; конструктивная – выражение в конкретной программе общих интересов членов компании, которая удовлетворяет всех участников группы, учитывая их интересы, идет на пользу всем, не ущемляя при этом членов других групп; координационная – все принятые решения должны согласовываться с мнением общественности, институтом власти и системой ценности, которая принята в данном обществе. Отметим, что в отечественной психологии специфика понимания лидерских функций заключается в четком разделении двух понятий: лидерства и руководства. Лидерство сосредоточено на совокупности психологических отношений возникающих в коллективе с точки зрения подчинения и доминирования.


2.2. Концепции и модели лидерства

Изучив философские, психологические и социологические труды специалистов в области проблемы лидерства, мы выявили, что в отечественных и зарубежных исследованиях существуют большое число различных теорий лидерства. Общепризнанными и наиболее распространенными из них являются следующие.

Теории «великого человека» (Т. Карлейль, Г. Тард, Х. Ортега-и-Гассет и др.) предполагают, что способность к лидерству является врожденной и что «лидером можно только родиться».

Бихевиористские теории (Дж.Б. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) лидерства основаны на убеждении, что великими лидерами, не рождаются, а становятся. В этой теории основное внимание уделяется действиям лидера, а не их психическим качествам или внутренним состояниям. Согласно этой теории, люди могут учиться и становиться лидерами через обучение и наблюдение27.

Теория черт лидера (и ее разновидности) возникла под влиянием исследований Ф. Гальтона, который пытался объяснить лидерство на основе наследственности. В этом направлении были проведены исследования царских династий, проанализированы браки между правителями и т.д. Суть этого подхода состоит в том, что если лидер обладает качествами, отличающими его последователей, то эти качества можно выделить. Тем не менее, перечень таких черт составить не удалось. В рамках данной теории проводили исследования, благодаря чему сформировалась группа концепций, описывающих личность лидера и её характеристики (Б. Басс, К. Бэрд, К. Бирд, Э. Богардус, Ю. Дженнингс, Р. Стогдилл, и др.). В частности, концепция харизматического лидера.

Концепция харизматического лидерства. Авторами данной концепции являлись: М. Вебер, В.М. Басс, Б. Шамир, Р.Й. Хозе, М. Артур. Согласно этой концепции, подлинным лидером является лишь тот, кого подчиненные наделяют выдающимися качествами, харизмой. Ключевую роль в концепции 46 занимает вера в собственную компетентность и способность решать трудные задачи. Вера влияет на самодеятельность, индивидуальную результативность и непреклонность всех членов группы в разрешении рабочих трудностей. В группе с харизматическим лидером первостепенную значимость играет внутренняя мотивация, привлекательность самовыражения и осознание собственной значимости. Лидер порождает надежду на «светлое будущее» и поддерживает в неё веру. Харизму лидера усиливает его профессиональная увлеченность в достижении общих целей вместе с коллективом