Файл: Феноменология лидерства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, готовность рисковать, брать ответственность, заниматься саморазвитием и др.

Ситуационные теории являются наиболее распространенными в изучении лидерства. В соответствии с этими теориями появление лидера − это результат времени, места и обстоятельств. В разных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые доминируют над другими в каком-то одном качестве, необходимом в этой ситуации и человек, обладающий им, становится лидером. Ситуационная теория лидерства выделяет различные черты, присущие лидеру, и предполагает, что разные обстоятельства могут потребовать разных лидеров.

Личностно-ситуативные теории (Г. Герт, С. Милз, Р. Стогдилл, С. Штали, Р. Кеттел и др.) рассматривают лидера, который наделен определенным набором черт и поставлен в определенные условия, в которых и осуществляется процесс лидерства).

В теориях гуманистического направления утверждается, что человек по природе своей − сложный, мотивированный организм, а организация в большей степени всегда управляема. Именно поэтому лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления его собственных целей. Эти идеи прослеживаются в работах Р. Блейка, Дж. МакГрегора (Теория «Х» и теория «Y») и других американских психологов28.

Мотивационная теория лидерства (С. Митчел, С. Эванс и др.) основывается на том, что эффективность лидера зависит от его воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое ими в процессе работы, предполагает определенную структуру лидерского процесса, определяя типы лидерского поведения.

Теория обмена и трансактного анализа (Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г. Саймон, Дж. Тибо, Г. Келли, К. Джоржей) делает акцент на эмоциональной стороне лидерства. Сам лидер может быть ориентирован на решение реальных задач, достижение определенных целей, а может придавать первостепенное значение взаимоотношениям со своими последователями. Именно такой стиль лидерства стал предметом анализа в этих теориях, когда межличностные отношения выступают в главной роли.

Особое положение занимает теория политического лидерства (Ж. Блондель, Дж. Пейдж и др.). Ж. Блондель отмечает: «Дело не в какой-то иной природе политического лидерства по сравнению с иными типами лидерства; политическое лидерство более заметно, навязчиво, значимо». Политическое лидерство − это существенно важный элемент в общественной жизни, по форме − оно есть феномен власти. Дж. Пейдж считает, что политическое лидерство это не только поведение людей,
находящихся на высших ступенях власти, но и тех, кто находится на среднем и более низком уровнях; не только монархов, президентов, премьеров, но и губернаторов, мэров, лидеров партийных организаций и т.д.

Современные отечественные исследователи политического лидерства отмечают, что «для более глубокого понимания феномена политического лидерства необходимо учитывать различные типы переменных, которые в 48 совокупности определяют природу лидерства».

Отдельный интерес представляет теория ожидания-взаимодействия. Наиболее яркими её представителями являлись: Дж. Хоманс, Дж. Хемфилл, Р. Стогдилл, С. Эванс, Ф. Фидлер. Согласно данной теории, лидер в данной теории определяется как инициатор взаимодействия. Ещё одна ситуационная модель лидерства принадлежит Т. Митчелу и Р. Хаусу − модель «Путь − цель». В соответствии с этой моделью, лидеры должны применять такой стиль руководства, который в большей степени соответствовал бы конкретной управленческой ситуации. Эта модель дает возможность понять, каким образом поведение лидера действует на мотивацию подчиненных, а также на результативность труда29. В развитии интеракционистского подхода существенным вкладом стала модель «вертикальной связи в диадах», предложенная Г. Грэеном и его коллегами. Авторы поднимают вопрос о том, что лидеры относятся одинаково к различным последователям и такое положение имплицитно содержится в теориях «наилучшего стиля лидерства». Лидер не обращается с группой как с чем-то целостным, монолитным. Взаимодействие лидеров и последователей происходит в диадах, один на один, и складывающиеся между лидером и различными последователями отношения относительно независимы от отношений вне рассматриваемой диады. Лидер не возвышается над коллективом, он является участником взаимодействия, входящих в диаду.

Роль ситуации во взаимодействии лидера с последователем подчеркивается в модели «лидер − среда − последователь» Дж. Воффорда и Т. Шринивазана которые утверждают, что лидер влияет на положительную мотивацию последователей, на их способность и готовность к выполнению задания через элементы ситуации. В соответствии с деятельностным подходом А.Н. Леонтьева главными детерминантами процесса лидерства являются цели, задачи и состав группы, которые определяют, кто именно станет лидером и какой стиль лидерства окажется наиболее эффективным
30.

Деятельностный подход можно рассматривать с двух сторон: с одной стороны – он направлен на выявление взаимосвязи между институтом лидерства и той средой, в которой это лидерство осуществляется; а с другой стороны − акцентируется внимание на таких внутренних характеристиках группы, как цели, задачи и состав. В этих исследованиях основное внимание уделялось созданию методик для выявления лидера в группе и определение его стиля. Однако вопрос о происхождении лидерства не рассматривался. Исследования в русле когнитивного направления, рассматривают лидеров и их последователей в качестве активных наблюдателей оценивающих и интерпретирующих поведение друг друга с использованием определенных когнитивных схем, или имплицитных теорий лидерства.

Дж. Пфеффер рассматривает лидерство как «ярлык», который навешивается на поведение других людей и свое собственное. По его мнению, лидерство − это ненаблюдаемое качество, которое выводится из наблюдаемого поведения, по мере того как определенные последствия ассоциируются с этим поведением.

Р. Лорд и Дж. Филипс в ответ на эти теории, как неподкрепленные экспериментальными данными дали альтернативное объяснение лидерства. Социально-когнитивный подход объясняет восприятие лидерства и лидеров как результат организованных информационных процессов, которые направляются имплицитными теориями наблюдателей − «людей с улицы». Роджер Гриффин объединил основные положения интеракционистского и когнитивного подходов в модели «символического взаимодейетвия». Согласно этой модели лидеры принимают решения и осуществляют действия, которые затем интерпретируются последователями с точки зрения их влияния на выполнение совместной групповой задачи
31.

Наиболее полными являются новые концепции лидерства: концепция атрибутивного лидерства, концепция харизматического лидерства и концепция преобразующего лидерства. Рассмотрим их более подробно. Концепция атрибутивного лидерства опирается на теорию атрибуции, которая объясняет причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной произошедшего. Основным положением данной концепции является то, что выводы лидера и поведение последователей, обусловлены реакцией лидера на их поведение. Наблюдая за работой подчиненных, лидер получает информацию о том, как она выполняется.

В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении, таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного. В рамках данного подхода лидер главным образом выполняет роль информационного процессора по поиску информативных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос, почему то или иное происходит. Модель преобразующего лидерства (реформаторского лидерства) имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется совсем иначе.

Лидер – реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Лидер − реформатор − это преобразователь, а не спасатель, он проявляет творчество, ведет последователей от результата к результату, а не от обещания к обещанию, он ориентирует людей на труд, а не на дивиденды, его цель не изменить мир, а измениться в мире через развитие; предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, стимулирует творческое решение проблемы в кризисной ситуации. Изучение процесса эффективного лидерства привело к созданию системной модели, которая в значительной степени впитала в себя идеи рассмотренные выше и существенно расширила взгляд на лидерство32.

В конце 1995 г. в США на основании проведенных исследований, широких опросов, практиков, ученых, разработала модель «Основы эффективного лидерства». Она разрабатывалась в рамках единой государственной программы в течение пяти лет специальной комиссией под руководством вице-президента Горна. Перед программой ставились следующие задачи: создание гибкой и надежной системы найма; преобразование квалификационной системы;
улучшение системы исполнения решений; совершенствование системы обучения и развития служащих; обеспечение равных возможностей для всех работающих сотрудников; сокращение бумажных потоков; формирование партнерских отношений между служащими и руководителями. После завершения работ на основе модели в США проводится обучение персонала, формируются планы личного развития сотрудников. Разработанная модель лидерства является иерархической, ориентирована на стратегический, оперативный и тактический уровни руководства. Кроме того, она является ступенчатой, позволяет последовательно развивать и совершенствовать качества персонала. Все проанализированные нами подходы, теории и концепции лидерства мы представили в виде таблицы в которой наглядно видно большое разнообразие точек зрения на феноменологию лидерства.

Рассмотренные нами виды, функции, теории, концепции и модели лидерства позволяют сделать вывод о том, что тема лидерства не является до конца изученной и претерпевает постоянные изменения. По видам лидерства выделяют формальное и неформальное лидерство; авторитарное, 52 демократическое и либеральное лидерство; лидерство в зависимости от критериев − содержание; стиль; характер деятельности лидера; в зависимости от содержания лидерской деятельности − деловое лидерство, эмоциональное лидерство, ситуативное лидерство; в зависимости от восприятия лидеров группой и др.

Среди основных функций лидерства выделяют: интегративную; дезинтегративную; организационную; конструктивную; координационную. Специфика понимания лидерских функций в отечественной психологии заключается в разделении двух понятий, так лидерство сосредоточено на совокупности психологических отношений возникающих в группе с точки 55 зрения отношений подчинения и доминирования. Руководство относится к процессу управления группой и организации её деятельности. Функциональное проявление лидерства во многом определяется лидерскими качествами. Выделяется большое разнообразие лидерских качеств: от интеллектуальных способностей до организаторской проницательности. В их число наиболее часто входят: уверенность в себе, энергичность, добросовестность, эмоциональная устойчивость, доверие, любознательность, внутренняя страсть, целеустремленность, способность управлять собой и группой, вдохновлять людей, наличие четких целей и умение решать проблемы. Анализ феноменологии лидерства в рамках различных теорий и концепций, показал, что существует их большое разнообразие. Общепризнанными и наиболее распространенными из них являются: теория «великого человека», бихевиористские теории, теория черт, ситуационные теории, личностно-ситуативные теории, теории гуманистического направления (теории «X» и «Y»), мотивационные теории лидерства,