Файл: Тема История как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1. История как наука

Под историей в широком смысле понимается любой процесс развития в природе или обществе, поскольку любое явление возможно изучать исторически.

История является одной из древнейших наук, возникла она около 2500 лет назад. Ее основоположником считается греческий историк Геродот с его первым историческим сочинением «История». Под историей он понимал науку о человеческих действиях, совершённых в прошлом.

История общества представляет собой процесс становления и развития человеческой цивилизации, его закономерности и этапы, взаимодействие различных общественных сил в ходе этого процесса. Это составляет предмет изучения истории как науки.

Значение истории и её специфика.

Изучение истории является важнейшей составной частью современного образования. Будучи фундаментом наук об обществе, она формирует мировоззрение личности. Без нее нельзя разрабатывать научную теорию общественного развития, необходимость в которой актуализируют проблемы, вставшие перед современным обществом.

История занимает важнейшее место в формировании общей культуры личности. От состояния исторического сознания зависит степень стабильности общества, его способность к выживанию в критических ситуациях.

Изучение истории приобретает в наше время особое значение, учитывая, что ее страницы слишком часто замалчивались либо фальсифицировалась в угоду политической и идеологической конъюнктуре. Именно отсюда идет неуважение к собственной истории, потеря традиций и исторических корней.

Сложность исследования прошлого состоит в значительной роли субъективного фактора, выраженной индивидуальности исторических фактов и, как следствие, трудности их систематизации. Образ воссоздаваемого прошлого частичен в своей полноте и относителен в своей истинности. Главная опасность для истории как науки не в многовариантности интерпретаций и не в происходящей время от времени смене воззрений на исторические события, а в стремлении навязать обществу раз и навсегда установленные истины.

Проблема определения места России в мировой истории.

На современном переломном этапе развития мировой цивилизации, когда налицо поляризация представлений о прошлом, настоящем и будущем нашей страны и мира в целом, закономерным является повышение интереса к историческому прошлому. История мирового общества представляет собой длительный, сложный и противоречивый процесс диалога культур, при котором каждый народ вносит вклад в строительство общецивилизационного русла и делает общемировое развитие многовариантным.


Проблема определения места России в мировом историческом развитии рождена уникальностью страны как крупнейшей евроазиатской державы, в которой переплелись различные цивилизационные потоки. Культурно-историческое своеобразие России не исключает ее из мирового сообщества. Напротив, подобный подход способствует формированию целостного представления об историческом пути России, помогает понять общее и особенное в историческом развитии, показать место и роль страны в мировой цивилизации.

Функции истории.

К основным функциям истории относятся:

1. Познавательная, интеллектуально развивающая функция. Ценность истории в том, что она не только реконструирует события прошлого. Она дает возможность проникнуть в суть происходивших процессов и событий, ответить на вопросы об эволюции жизни общества, взаимоотношениях людей, общественных порядках, культурном пространстве. Именно историческое познание дает своеобразный социальный ориентир, столь необходимый в нынешнем обществе с его многообразием подходов.

Французский историк Марк Блок отмечал, что человек-мастер, и человек-политик могут быть безразличны к истории. Однако подчеркивал: «…к ее защите достаточно сказать, что она признаётся необходимой для полного развития homo sapiens – человека разумного».

2. Воспитательная функция формирует гражданские качества личности, способствует освоению нравственных ценностей общества. Еще в древних цивилизациях история воспринималась как «наставница жизни», дающая образцы для социального воспитания личности, как память народа. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным ценностям – добру, справедливости, миру, свободе и равенству.

3. Политическая функция позволяет выявлять закономерности в общественном развитии, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс с целью не допустить ошибок в будущем. Проблемы истории являются большим объектом споров, дискуссий, различных оценок. Историческим опытом зачастую пользуются различные политические силы, стремясь ссылками на прошлое обосновать свои действия.

4. Мировоззренческая функция способствует формированию научного мировоззрения – системы оценок и взглядов на общество и законы его развития. Без знания исторических фактов люди вынуждены принимать все идеологические построения на веру.


5. Функция социальной памяти заключается в том, что историческая наука выступает связующим звеном между прошлым и будущим. Во все эпохи учитывались и использовались ее уроки, знания, богатый и разнообразный практический опыт, накопленный цивилизацией. История – развивающийся массив социального опыта, передающийся из поколения в поколение, который каждый раз осмысливается с учетом нового опыта.

Исторические источники.

Изучая прошлое, историческая наука использует различные источники – памятники материальной и духовной культуры, непосредственно отражающие исторический процесс. Они являются основой исторической науки.

К видам источников относятся:

1) вещественные;

2) устные и лингвистические;

3) письменные – государственные акты, летописи, дневники, письма, пресса, делопроизводственная документация, литературные памятники, публицистика и т. п.;

4) изобразительные – изобразительно-графические, изобразительно-художественные;

5) фонические, или звуковые.

Источники могут быть как единичные, например, Манифест 19 февраля 1861 г., так и массовые, описывающие какое-либо событие или явление – материалы статистических переписей, обследований и др.

Отрасли исторических знаний. Вспомогательные исторические дисциплины.

Основой исторической науки являются сбор, классификация, систематизация и обобщение фактов. Вследствие их постоянного накопления сложились специальные отрасли исторических знаний. К ним относятся всеобщая истории, история отдельных государств и народов, права, экономическая история, история культуры, военная история, социальная история, историография, политическая история, этнография и археология. Среди исторических источников особое место занимает историография. Она занимается изучением истории развития самой исторической науки, исследованием творчества выдающихся ученых-историков, исторических школ, направлений, теорий в разные периоды.

Историческая наука тесно связана со вспомогательными историческими дисциплинами, имеющими отношение к методике и технике исторических исследований. К ним относятся:

1) источниковедение – изучает общие приемы и методы изучения исторических источников;

2) палеография – история памятников древней письменности;

3) генеалогия – выясняет происхождение и родственные связи лица или семьи;

4) геральдика – изучает гербы государств, регионов, фамилий;


5) сфрагистика – изучает печати.

Среди других вспомогательных дисциплин – историческая хронология, нумизматика, изучающая монеты, ордена, медали.

История связана и с такими науками, как философия, социология, экономическая теория, юридические дисциплины и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность общественных явлений, их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Методы исторической науки.

Важное место в изучении истории занимают методы – способы изучения закономерностей, явлений и событий через познание исторических фактов.

Различают общенаучные и частнонаучные методы. К общенаучным методам относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, диалектика, аналогия, моделирование. В социально-гуманитарных науках применяют также методы исторический и логический. Исторический метод предполагает изучение явления в комплексном развитии: причины возникновения, изменение его внутреннего содержания в связи со сменой обстоятельств, последствия. Логический метод предусматривает рассмотрение изучаемых явлений с точки зрения доказательств и опровержений.

В исторической науке применяются и специальные методы исследования:

- хронологический – изложение исторического материала в хронологической последовательности;

- хронологическо-проблемный – изучение истории по периодам/темам или эпохам, а внутри темы – по проблемам;

- проблемно-хронологический – изучение какой-либо одной стороны жизни и деятельности государства в ее последовательном развитии;

- сравнительно-исторический – сопоставление исторического развития разных стран;

- синхронный – изучение явлений, происходящих в разных регионах, странах в одно и то же время.

Применение указанных методов позволяет глубже и достовернее реконструировать картину прошлого, воспроизводить процесс исторического развития, систематизировать исторические знания.

Принципы исторического исследования.

Важное значение для научного исторического исследования имеют принципы получения исторических знаний: объективность, историзм и социокультурный подход.

Принцип объективности означает:

- изучение исторических закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического, экономического и культурного развития;


- опору на факты в их истинном содержании, не искажая и не подгоняя под заранее заданные схемы;

- рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов – положительных и отрицательных – в их совокупности. Всё это независимо от того, нравятся они нам или нет, подтверждает существующее мнение или идет вразрез с ним.

Кроме того, принцип историзма предполагает соотнесение фактов и событий в связи с конкретной исторической обстановкой в их взаимосвязи и взаимообусловленности с учетом свойственной данному периоду расстановки общественных сил в стране и мире. Подлинный историзм исключает при осмыслении и обобщении фактов как бесстрастный объективизм, так и отсубъективистские толкования исторических явлений. В то же время историк не может полностью «раствориться» в эпохе, которую он изучает, и должен использовать накопленный научный потенциал.

Принцип социокультурного подхода предполагает, что в развитии и специфике общественных процессов проявляются особенности менталитета, традиций, культурных установок. Также должны учитываться определенные индивидуальные и массовые интересы в политике, экономике, культуре.

Выделяют также принцип опоры на исторические источники и принцип альтернативности, определяющий степень вероятности осуществления определенного события, явления или процесса на основе анализа объективной реальности.

Методологические подходы к изучению истории.

История человечества состоит из фактов, событий, явлений, которые, на первый взгляд, трудно привести в определенную систему. Но общие законы развития человечества познаваемы, для чего существует научная методика. В зависимости от инструментария, который использует ученый в своих научных исследованиях, от того, на каких методологических позициях он стоит, находится достоверность его выводов и научность. Научная методология обеспечивает объективность познания исторических явления и процессов.

Под методологией исследования понимается система общих теоретических принципов решения научных вопросов.

Развитие методологии истории происходит по мере осмысления накопленного исторического опыта каждым новым поколением историков. Современная историческая наука, основы которой сформировались в XIX–XX вв., включает множество школ и направлений. Тем не менее это многообразие можно свести к двум направлениям, представленным формационной теорией и теорией локальных цивилизаций.