Файл: Тема История как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Незначительным оказалось влияние варяжского элемента на этнокультурное развитие славян. Везде, где побывали норманны – во Франции, Англии, Италии, они не создавали своих государств, ассимилировались в местной среде, воспринимая языки, культуру, законы.

Сообщаемая начальной летописью версия образования Древнерусского государства, видимо, далека от точности в части дат событий и имен персонажей. Эта история известна только по русским летописям – скандинавам она неизвестна. Весьма сомнительно, что русский летописец XII в. в принципе мог иметь достоверную информацию о событиях двухвековой давности.

При рассмотрении проблемы образования древнерусской государственности и роли варяжского фактора необходимо учитывать, что русский народ отнюдь не относится к числу народов, формировавшихся на мононациональной основе. …Возникновение государственности у восточных славян не могло не протекать в тесном взаимодействии с другими народами этого региона, и сами эти народы были достаточно активно вовлечены в данный процесс.

Следует отметить, что официального наименования у государства, возглавлявшегося киевскими князьями, не было. Русью первоначально называли земли вокруг Киева, Переяславля и Чернигова. В XII–XIII вв. наименование Русская земля распространилось на территорию от Белого моря до степи и от Карпат до слияния Оки и Волги.


2.2. Этапы развития Древнерусского государства. Внутренняя и внешняя политика киевских князей

Все первые киевские князья – Олег, Игорь, Ольга, Святослав – вели политику объединения восточнославянских земель и укрепления международного авторитета государства.

При Олеге, годы княжения 882–912, силой или добровольными соглашениями были расширены территории за счет других славянских племен. В результате сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с киевским князем. Были обложены данью все племена, вошедшие в это объединение.

В результате походов на Византию ему удалось добиться заключения с ней выгодных договоров 907 и 911 гг., обеспечивших Руси право беспошлинной торговли. К числу его внешнеполитических успехов относился также отказ платить дань хазарам.

Преемники Олега продолжили политику упрочения Киевского государства. При Игоре и его жене Ольге, правивших соответственно в 912–945 гг. и 945–957 гг., появилась регулярная уплата дани; процесс ее сбора назывался полюдьем. Как свидетельствуют летописи, после гибели князя Игоря при сборе дани в земле древлян его жена Ольга, ставшая правительницей из-за малолетства сына Святослава, провела налоговую и административную реформу. Был установлен точный размер дани и места ее сбора – «уроки» и «погосты». В разных землях назначались различные виды дани: оброки деньгами, продукты, меха. На всей территории государства, кроме Новгорода, был выделен княжеский домен, что должно было в будущем предотвратить конфликты между представителями княжеской власти и местным населением. Были расширены международные связи, при этом приоритетной целью Ольги стал культурный и торговый обмен с соседними странами.

При сыне Игоря и Ольги Святославе, правившем в 957–972 гг., возрос международный авторитет Киева, завершился процесс относительной централизации государства, завоевана Волжская Булгария. Триумфом Святослава стала военная победа над Хазарским царством. Княжением Святослава завершается период становления Древнерусского государства. … Из союза племен Русь превратилась в государство с единой центральной княжеской властью, объединившей территории, населенные славянскими племенами.

С Владимира Святославовича, княжившего с 980 по 1015 гг., начинается расцвет и укрепление Киевского государства. Были покорены не платившие дани славянские племена, завершено объединение восточных славян, принимались меры по созданию оборонительных рубежей
, усилению военных дружин.

При Владимире Святославовиче было завершено идеологическое оформление княжеской власти принятием христианства в форме православия. Оно объясняется не только традициями Восточной церкви, но и стремлением русских князей подражать образцовым монархам – византийским императорам, зависимостью Восточной церкви от светской власти и допущением богослужения на родном языке. Имел значение и фактор включения русских князей в систему международных отношений, проведения независимой от Византии политики. Первой христианство приняла княгиня Ольга во время своей поездки в Константинополь в 957 г. В 988 г. принял христианство князь Владимир Святославович, взяв в жены сестру византийских императоров и христианское имя Василий. При этом на монетах русский князь изображал себя с императорскими регалиями, что демонстрировало его претензии на статус независимого правителя.

Принятие христианства Русью ускорило консолидацию древнерусской народности, способствовало укреплению духовного фундамента и единства власти русских князей, их международного престижа и международных связей. Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, помогло киевскому князю окончательно ликвидировать местные княжения.

К XI в. христианство было принято большинством европейских государств, что ускорило процесс формирования европейской цивилизации. В целом принятие христианства являлось составной частью процессов политогенеза и христианизации, проходивших во второй половине I тыс. на большой части Европы. Одновременно принятие Русью православия стало важным фактором в формировании двух непохожих ментальностей: католический Запад и православный Восток были обречены на особость, и с каждым столетием эта особость все более усугублялась.

Результатом принятия христианства стало появление на Руси нового общественного института – православной церкви первоначально во главе с епископом, присылаемом из Константинополя, а с 1037 г. – с митрополитом.

Принятие Русью православия положило начало приобщению к мировой культуре, переведенным на старославянский язык произведениям религиозной и светской литературы, распространению славянской письменной культуры. Христианская церковь принесла с собой новую художественную культуру: каменную храмовую архитектуру, резьбу по камню, фресковую живопись, иконопись, мозаику, ювелирное искусство; возведение храмов, их украшение. Создание церковной утвари дало толчок развитию целого ряда ремесел. Моральные нормы христианской религии оказали серьезное влияние на духовную атмосферу в обществе, на семейные отношения – заключение брака, отрицательное отношение к разводу, запрет многоженства. Была постепенно отменена кровная месть, смягчались жестокие нравы, присущие язычеству, и др.


Христианизация Руси стала длительным процессом. «Крещение Руси» означало, скорее всего, переход в христианство киевского князя с домочадцами, близко стоящей к нему знати, правящей верхушки удаленных от Киева земель и некоторой части демоса. В подвластных Киеву восточнославянских землях, особенно в северных, христианство вводилось силой. В городских слоях оно утвердилось толпоместько в XII в., а в сельской местности население упорно держалось за старых богов еще в XII–XIV вв. Долгое время в обществе преобладали языческие верования и обряды, поклонение древним богам – Перуну, Стрибогу, Яриле, Велесу, Даждьбогу, авторитет которых был привычным явлением. Даже «крестителя Руси» Владимира хоронили по сценарию, содержавшему языческие сцены. В источниках XI в. упоминаются волхвы – языческие жрецы.

Наивысшего развития Древнерусское государство достигло при сыне Владимира Ярославе Мудром, время его княжения – 1019–1054 гг. Его политика была направлена прежде всего на укрепление единства государства.

Ко времени Ярослава относится перевод древних рукописей, формирование их библиотеки, создание школ при монастырях. При нем появился первый писаный свод русского права – «Русская Правда», закрепившая новые явления общественного развития и призванная заменить местные обычаи единым законом с целью объединения страны и усиления княжеской власти.

При Ярославе Мудром были значительно расширены права и привилегии церкви, закрепленные в специальном церковном уставе, учрежден культ первых русских святых – князей Бориса и Глеба, братьев Ярослава, погибших в междоусобной войне. Большое значение имело завершение в основном христианизации.

В правление Ярослава Владимировича впервые митрополитом был избран русский подвижник – Илларион. Основанный его последователями Киево-Печерский монастырь станет в дальнейшем культурным центром православной Руси. «Слово о Законе и Благодати» Иллариона, считающегося первым русским писателем, было пронизано идеей превосходства благодати, основанной на принципах христианской нравственности, которым должен следовать идеальный правитель.

Укреплению международных позиций Руси способствовал окончательный разгром печенегов под Киевом в 1036 г. На границе со степью была создана система укреплений и городов. В 1043 г. Киев заключил выгодный мир с Византией после изнурительной трехлетней войны.


О международном признании Руси свидетельствовали обширные династические связи: сам Ярослав был женат на шведской принцессе, престижными были браки его дочерей и сыновей.

В период правления сыновей Ярослава Мудрого обозначился кризис древнерусской государственности. Его проявлением стала междоусобная война между сыновьями Владимира Святославовича.

Единственной возможностью обеспечить будущее княжеским сыновьям являлось представление им власти на определенной территории, что фактически означало создание уделов. Сыновья князя правили в крупнейших городах, ставших центрами культурной и хозяйственной жизни.

Следует иметь в виду, что установленный Ярославом Мудрым порядок наследования шел от старшего брата к младшему при постоянно разраставшемся клане Рюриковичей. В нем начались ожесточенные усобицы за овладение киевским престолом, продолжившиеся внуками Ярослава. Междоусобная борьба, учитывая разветвленность и многочисленность правящего рода, приняла всеобщий и затяжной характер: за 170 лет до монгольского нашествия летописи отметили более 90 усобиц.

Причинами начавшегося распада государства явилось «оседание на землю» боярства и формирование иерархии вассальных отношений в господствующем слое. Также этому способствовало появление новых торговых путей и рост городов при утрате значимости пути «из варяг в греки».

К внешним факторам относились постоянные угрозы со стороны половцев, которые не только нападали на южные земли, но и принимали участие в усобицах по приглашению самих русских князей.

В 1111 г. князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом была одержана убедительная победа над половцами.

После смерти Святополка Изяславовича он был приглашен на киевский престол в 1113 г. в обход своих старших родственников и княжил до 1125 г. При нем и его преемнике Мстиславе Великом, правившем до 1132 г., было временно восстановлено единство государства. В этот период страна не знала больших княжеских смут, стабильной была обстановка на ее рубежах. Укрепился международный авторитет Руси.

Началось заселение и хозяйственное освоение Северо-Восточной Руси.

Владимир Мономах содействовал расцвету древнерусской литературы; при нем была составлена «Повесть временных лет». Он известен и своим «Поучением» – своеобразным завещанием сыновьям быть мудрыми князьями, умиротворять внутренние раздоры, сохранять верность в словах и делах.

2.3. Социально-экономический и политический строй Древней Руси