Файл: Тема История как наука.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, как и любого европейского монарха в раннефеодальный период, была ограниченной. Ни одного важного решения он не принимал без совета с крупными боярами, а с XII в., когда возник постоянный совет при князе, и с представителями высшего духовенства. Большинство историков считают, что совет при князе не был постоянно действующим органом власти, противопоставляемым князю, и самостоятельной компетенцией он не обладал, обсуждая те вопросы, которые ставил перед ним князь. Скорее всего, это были вопросы войны и мира, заключение международных и вассальных договоров, взимание податей, принятие правовых актов.

В XI в. по мере усиления княжеств большое значение приобретают феодальные съезды, вначале созывавшиеся как общегосударственные, затем как междукняжеские. Компетенция подобных съездов ... в рассматриваемый период не была четко определена. Вероятно, съезды созывались для обсуждения важнейших с политической и экономической точки зрения вопросов: войны и мира, внешней и внутренней торговли, защиты границ, смещения и избрания князей и т. п.

Одной из особенностей политического строя Киевской Руси являлось достаточно длительное сохранение элементов старой племенной организации, в частности, народного собрания – веча. В отличие от дофеодального периода на нем главенствующую роль играют бояре, духовенство, верхушка купечества. Вечевые собрания решали вопросы о войне и мире, назначении должностных лиц, вершили суд по особо важным гражданским и уголовным делам. Судя по летописям, вече имело право утверждать князя; существовало крестоцеловальное взаимное обязательство при вступлении его на престол. В XI в. постепенно его решения стали приобретать формальный характер и сводились к простому утверждению принятых на княжеском совете решений.

В ранний период на местах существовала унаследованная от родовой стадии десятичная система управления, основанная на военной организации. Соответственно структуре войска территория делилась на тысячи, сотни и десятки во главе с тысяцкими, сотскими и десятскими – военачальниками народного ополчения. Они из командующих военными отрядами постепенно трансформируются в территориально-административных должностных лиц. Тысяцкие руководили военными силами княжества и округа имели финансовые, судебные и полицейские функции.


В процессе феодализации общества численная система управления была вытеснена дворцово-вотчинной, типичной для всех раннефеодальных монархий. Ее суть в том, что лица, ведавшие управлением различных отраслей княжеского дворца, одновременно занимали административные должности по управлению государственными делами. Расширение княжеского домена влекло увеличение дворцовых слуг и дифференциацию их должностей. Наиболее значимым был чин дворского, руководившего всем княжеским хозяйством. Не менее важным … был чин воеводы, возглавлявшего вооруженные силы … серьезную роль при дворе играл и чин конюшего, снабжавшего княжеский двор конным составом. В источниках упоминаются конюшие, тиуны, мечники и пр.

Органами местного управления являлись посадники в городах и волостели в волостях с судебными, полицейскими и финансовыми функциями. В X в. устанавливается традиция назначения в качестве посадников в городах сыновей великого князя.

Важным направлением политики князей по укреплению власти являлось развитие городов. Если западные средневековые города возникали на месте римских поселений с их экономическим и культурным потенциалом, то Русь питалась в основном лишь собственными силами, что во многом замедляло городскую жизнь. Со временем крупные города стали военными крепостями, административными центрами отдельных княжеств. Основным органом самоуправления являлось вече.