Файл: Современные образовательные технологии в профессиональном образовании (на примере еккиИ).docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Образовательные технологии и её виды
1.2. Кейс-технологии как один из видов образовательных технологии
2.1. Краткая характеристика ЕККиИ
2.2. Разработка кейсов для предмета «менеджмент культурной и досуговой деятельности»
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
По уровню применения выделяются:
-
общепедагогические; -
частнометодические (предметные); -
локальные (модульные) технологии.
По философской основе:
-
материалистические и идеалистические; -
диалектические и метафизические; -
научные и религиозные; -
свободного воспитания и принуждения; -
и другие разновидности.
По ведущему фактору психического развития:
-
биогенные; -
социогенные; -
психогенные.
Личность есть результат совокупного влияния этих технологий и можно учитывать и делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
По научной концепции усвоения опыта выделяют:
-
ассоциативно-рефлекторные; -
бихевиористские; -
гештальттехнологии; -
развивающие и другие.
По ориентации на личностные структуры:
-
информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков); -
операционные (формирование способов умственных действий); -
технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности); -
эвристические (развитие творческих способностей).
По характеру содержания и структуры:
-
технологии обучающие и воспитывающие; -
светские и религиозные; -
различные отраслевые.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение взрослых к ребенку.
Здесь выделяют несколько типов технологий:
-
технология сотрудничества реализует равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки; -
технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности; -
авторитарные технологии. В которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект». Они отличаются жесткой организацией, применением неоспоримых требований.
И, наконец, технологии большого класса определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.
Комбинированная технология характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения.
По направлению модернизации традиционной системы выделяют следующие группы технологий:
-
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение); -
природосообразные, использующие методы народной педагогики, отражающиеся на естественных процессах развития ребенка; -
альтернативные: вальдорфская педагогика, технология свободного труда; -
педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, укрупнение дидактических единиц.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-
развивающее обучение; -
проблемное обучение; -
разноуровневое обучение; -
коллективную систему обучения; -
технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ); -
исследовательские методы в обучении; -
проектные методы обучения; -
технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; -
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа; -
информационно-коммуникационные технологии; -
здоровьесберегающие технологии и др. [2]
1.2. Кейс-технологии как один из видов образовательных технологии
Рассматриваются ключевые образовательные технологии открытого образования:
-
технологии работы с текстовыми источниками различной природы, -
методы проблемного анализа, -
методы групповой работы, -
технологии организации дискуссий, -
метод проектов, -
различные модели оценивания результатов образовательного процесса, -
кейс-метод. [23]
Rейс-метод или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Суть кейс-метода заключается в изучении общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Как очень точно заметил И. Фрумин, «надо проанализировать конкретную ситуацию и выделить из нее «уроки» общего характера, универсальные правила. [11, с 9]
Непосредственная цель метода кейс-метода – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Кейс-метод позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе творческий процесс, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности студентов по производству известного в науке знания, его можно также применять и для получения принципиально нового знания. В западных странах кейс-метод используется не только как обучающий метод, но и как эффективный метод исследования. [13, с 2]
Кейс - метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале 20-го века. В 1920 г. после издания сборника кейсов, деканом Wallace В. Donham был осуществлен перевод всей системы обучения менеджменту в Гарвардской школе на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последнее время кейс - методы обучения нашли широкое, распространение в медицине, юриспруденции, математике, культурологии и политологии. В России кейс - технологии больше известны разработчикам информационных систем и баз данных, чем педагогам и методистам. [16, с 1]
В настоящее время сосуществуют две классические школы кейс-метода — Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче.
Идеи кейс-метода (метода ситуационного обучения) достаточно просты:
-
Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. -
Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы. -
Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. -
Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества. -
Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования. -
В кейс-методе преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала — эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.
Кейс-метод — инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить
Конкретная ситуация (или кейс) - это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения. [17]
По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда - оценка сложности решения. Для проектных кейсах в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации.
По источник информации. В этом случае большой интерес представляют описания реальных ситуаций, почерпнутых из практики, литературы или опыта преподавателя. В то же время нередко в учебной практике ф используются описания ситуаций, которые являются условными, разработанными преподавателем в дидактических целях.
По субъекту представления информации о ситуации. В одних случаях им может быть преподаватель, в других - ученик или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса.
По дидактическому основанию, когда в качестве кейса на учебном занятии анализируется актуальная для учащихся практическая проблема. В этом случае существенно меняется учебная ситуация и позиция учителя.
Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
-
соответствовать четко поставленной цели создания; -
иметь соответствующий уровень трудности; -
иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни; -
не устаревать слишком быстро; -
быть актуальным на сегодняшний день; -
иллюстрировать типичные ситуации; -
развивать аналитическое мышление; -
провоцировать дискуссию; -
иметь несколько решений.
У кейс-метода есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения.