Файл: Вопросы к зачету по дисциплине Образовательная среда.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
СРС. Общее понятие. Основные виды СРС.
Общее понятие:
-
Обязательная, привязанная к преподавателю и предмету; -
Обязательная менее регулируемая; -
Инициативная (выполняется студентом по своей воле).
Основные виды:
-
Систематизация (структурирование, формализация, составление тезауруса/словаря терминов);
-
Структурирование
Структурирование – разбивка текста на смысловые части.
Минимальная единица – абзац.
Возможны уровни:
- глава
-- параграфы
--- пункты
Разделы текста могут получать названия (заголовки).
-
Формализация
Формализация текста– это его понимание.
Аспекты понимания: установить смысл (о чем?); позицию автора, его оценки; выявить обстоятельства создания текста (автор, время, место, ситуация).
-
Составление тезауруса
Тезаурус (словарь) - список основных терминов, понятий, сокращений. Варианты: хронология событий и др.
-
Сворачивание (конспектирование, аннотирование, составление плана, формулировка тезисов, составление схем, опорного конспекта);
-
Конспектирование
Изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь.
Классификация конспектов:
По виду исходной речи: устный (например, конспектирование выступления лектора или рассказа экскурсовода) и письменный (по письменным источникам).
По количеству перерабатываемых источников: монографический (один источник) и обзорный.
По равномерности охвата частей источника: селективный (неполный охват) и интегральный (равномерный, полный охват).
По форме представления и степени свернутости информации: плановый, схематический, текстуальный, свободный и др.
-
Тезисы
Тезис (др.-греч. θέσις — расстановка, установление, положение, утверждение) – кратко сформулированные основные мысли в одном предложении
Правила применения тезисов:
— Правильно озвучивайте тезисы
— Правильно, чётко формулируйте тезисы
— Правильно располагайте тезисы по документу
— Используйте короткие тезисы (1-2 предложения)
— Учитывайте особенности аудитории
— Тезис должен исчерпывающе отвечать на вопрос
— Тезисы должны иметь четкую структуру
— Тезисы можно и нужно улучшать
Вопросы, отображаемые в тезисах:
— Постановка задачи, введение.
— Краткий обзор существующих разработок, их недостатки.
— Описание исследования и основные результаты.
— Выводы, перспективы продолжения работы.
-
Составление плана и аннотации:
— План связан со структурированием.
— План не всегда совпадает с оглавлением.
— Аннотация – самая высокая степень сжатия текста.
— В аннотации указывается основная проблематика текста и его целевая аудитория.
-
Реферирование (по одному или нескольким источникам, с той или иной степенью оригинальности в плане авторских выводов);
-
Классификация рефератов
— Учебные и профессиональные
— Тематические (обзорные) и источниковые (монографические)
— Репродуктивные и продуктивные
— Информативные и индикативные
-
Написание эссе.
-
Определение
Эссе – это сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета
-
Признаки эссе
— Наличие конкретной темы или вопроса;
— Субъективно, не претендует на полноту;
— Имеет элементы новизны;
— Отражает в первую очередь личность автора.
-
Примеры видов эссе
— Описание (описывается объект);
— Повествование (события в хронологическом порядке);
— Определение (раскрывается то или иное понятие);
— Классификация (понятие, вычленяется какой-либо принцип, создается классификация);
— Сравнение (берется смежное понятие, проводятся параллели),
— Иллюстрация (доказывается какое-либо утверждение, примеры)
— Аргументация (факты, подтверждающие утверждение),
— Причинный анализ (причина – следствие).
-
Понятие «конспект». Виды конспектов: плановый, конспект-схема, текстуальный, свободный, тематический.
Изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь.
Основные виды:
-
Плановый конспект.
Указанный конспект составляется на основе уже сформированного плана материала. Плановый конспект разделяется на несколько пунктов и подпунктов. В ходе конспектирования каждый заголовок дополняется текстовой информацией так, чтобы содержание всех пунктов было раскрыто по максимуму. Плановый конспект чаще всего полезен для составления речи к семинару или какому-либо выступлению.
-
Конспект-схема.
В таком конспекте все элементы имеют вид вопросительных предложений, на которые требуется ответить. Каждый пункт раскрывается лаконично (2-3 предложения).
-
Текстуальный конспект.
Данный вариант конспекта гораздо массивнее других и составляется из цитат и фрагментов источника. В текстуальный конспект легко можно вплести план, тезисы и разнообразные термины. Чаще всего его применяют при изучении научных или литературных источников, то есть там, где требуются цитаты авторов. Однако создание текстуального конспекта – задача не из простых. Дело в том, что вы должны верно определить, какая цитата реально важна, а какой фрагмент текста несет самую значимую информацию.
-
Свободный конспект.
Таким конспектом могут воспользоваться те, кто уже изучил все остальные варианты публикации материала. В данном конспекте имеются цитаты, тезисы, выписки, термины и другие элементы, которые присущи остальным вариантам конспектов.
-
Тематический конспект.
Задача этого варианта изложения – раскрыть какой-либо вопрос, при этом применяется сразу несколько источников. С помощью указанного конспекта вы сможете глубоко изучить заданную тему и понять вопросы с разных сторон. Однако для формирования тематического конспекта вам понадобится переработать массу литературных источников.
-
Методы конспектирования. Метод Корнелла. Метод Билла Гейтса. Метод ментальных карт. Метод предложений. Метод течения. Плюсы и минусы каждого метода.
-
Метод Корнелла.
Чтобы воспользоваться им, расчертите лист так: сверху название, слева основная часть, справа заметки, снизу вывод. По ходу прослушивания лекции или чтения учебника делайте записи в своей обычной манере в широкой колонке. После лекции заполните левую колонку - выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы и так далее. А в последующие 24 часа нужно будет заполнить еще и нижнее поле - сформулировать суть записей, сделать некоторый вывод.
-
Метод Билла Гейтса.
Расчертите лист на равные квадраты и определите, что вы будете записывать в каждый из них. Один квадрат - одна тема. К примеру, первый будет предназначен для вопросов, второй – для дат и тд. Этот метод отлично подойдет и для живых лекций.
-
Метод ментальных карт.
Это популярная техника записи, по правилам которой начинать нужно всегда в середине листа. В центре страницы нужно указать главное понятие, о котором пойдет речь в конспекте. И потом с помощью ответвлений в разные стороны записывать ключевые слова и идеи, связанные с ним. Если вы собираетесь использовать этот метод, запаситесь цветными ручкам и фломастерами - так блоки информации будут лучше отделены друг от друга.
-
Метод предложений.
1. Идеально подойдёт для тех, кто пока не готов пробовать что-то новое и необычное.
2. Суть заключается в том, что вы не просто записываете предложения подряд, а нумеруете каждое из них и начинаете с новой строки.
3. Так ваши мысли будут более структурированы и понятны для повторения.
-
Метод течения.
По ходу лекции вы записываете основные мысли говорящего, а далее - свои комментарии. Благодаря этому методу, вы не только сразу запоминаете информацию с лекции, но и пропускаете её через себя.
-
Понятие «тезисы». Требования к оформлению.
Тезис – (др. греч. θέσις — расстановка, установление, положение, утверждение) – кратко сформулированные основные мысли в одном предложении.
— По одной работе (если она достаточно содержательна) можно написать несколько тезисов, представив в них различные части, стороны, аспекты исследования
— Тезисы и выступление – не одно и то же. Выступление должно быть подготовлено в соответствии с особенностями восприятия устной речи, в то время как тезисы – это продукт письменной речи, основа, скелет вашего будущего доклада.
Требования к оформлению.
—Шрифт TimesNewRoman
—Кегль 14
—Все поля 2 см
—Интервал полуторный
—Схемы и рисунки не включать
—Объем тезисов определяет та организация, которая собирает их для их последующего опубликования. Он может варьировать от 1 до 5 страниц. Помните, что задается предельно допустимый объем
—Прямое цитирование в тезисах нежелательно. Если этого не избежать, следует выделить слова цитируемого автора кавычками и обязательно указать в скобках его инициалы и фамилию, год издания работы и номер страницы, на которой имеется приводимое вами высказывание. При пересказе мысли автора необходимо назвать его инициалы, фамилию и год издания упоминаемой работы.
Тезисы должны включать в себя ответы на три вопроса:
-
Что изучалось? (постановка проблемы исследования, краткое обоснование ее актуальности, новизны, значения). -
Как изучалось? (описание методологии, методов; для обзоров – способов поиска и критериев отбора литературы). -
Какие результаты были получены? (основные выводы)
-
Понятие «эссе». Виды эссе: эссе-описание, эссе-повествование, эссе-определение, эссе-классификации, эссе-сравнение, эссе-иллюстрация, эссе-аргументация.
Эссе – это сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета.
Виды эссе:
-
Эссе-описание
В таком эссе мы описываем какой-либо объект. Это может быть цветок, какой-либо товар, человек или животное, работа художника или фильм – словом, все, что угодно. В описании важно не просто передать основные характеристики объекта – внешний вид, запах, фактуру, а отразить свои ощущения. В эссе-описании нет места критике и анализу, но субъективность все же присутствует – в самих признаках, на которые вы обратили внимание, в формулировке, в эмоциональной окраске.
В подтип можно вынести описание процесса. В чем-то оно сопряжено с повествованием: вы описываете какие-либо действия в хронологическом порядке, но в тексте нет места конфликту.
-
Эссе-повествование
Действие, действие и только действие! Повествование – это изложение событий в хронологическом порядке от первого или третьего лица. Это может быть и краткая биография, и рассказ о каком-то важном событии. Основные составляющие такого эссе – завязка, кульминация и развязка. Соответственно, должен быть и конфликт.
-
Эссе-определение
Эссе-определение преследует одну цель – раскрыть то или иное понятие. Для этого можно использовать элементы повествования, описания, иллюстрации, аналитики.
-
Эссе-классификация
Текст, который вы читаете, с натяжкой можно назвать эссе-классификацией. Мы берем понятие, вычленяем какой-либо принцип, создаем классификацию. Таким образом мы рассматриваем тему глубже.
-
Эссе-сравнение
В классификации вы расчленяете понятие. В сравнении – берете другое, смежное понятие, проводите параллели, ищете сходства и различия.