Файл: Вопросы к зачету по дисциплине Образовательная среда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. СРС. Общее понятие. Основные виды СРС.


Общее понятие:

  • Обязательная, привязанная к преподавателю и предмету;

  • Обязательная менее регулируемая;

  • Инициативная (выполняется студентом по своей воле).

Основные виды:

  1. Систематизация (структурирование, формализация, составление тезауруса/словаря терминов);

  • Структурирование

Структурирование – разбивка текста на смысловые части.

Минимальная единица – абзац.

Возможны уровни:

- глава

-- параграфы

--- пункты

Разделы текста могут получать названия (заголовки).

  • Формализация

Формализация текста– это его понимание.

Аспекты понимания: установить смысл (о чем?); позицию автора, его оценки; выявить обстоятельства создания текста (автор, время, место, ситуация).

  • Составление тезауруса

Тезаурус (словарь) - список основных терминов, понятий, сокращений. Варианты: хронология событий и др.

  1. Сворачивание (конспектирование, аннотирование, составление плана, формулировка тезисов, составление схем, опорного конспекта);

  • Конспектирование

Изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь.

Классификация конспектов:

По виду исходной речи: устный (например, конспектирование выступления лектора или рассказа экскурсовода) и письменный (по письменным источникам).

По количеству перерабатываемых источников: монографический (один источник) и обзорный.

По равномерности охвата частей источника: селективный (неполный охват) и интегральный (равномерный, полный охват).

По форме представления и степени свернутости информации: плановый, схематический, текстуальный, свободный и др.

  • Тезисы

Тезис (др.-греч. θέσις — расстановка, установление, положение, утверждение) – кратко сформулированные основные мысли в одном предложении

Правила применения тезисов:

— Правильно озвучивайте тезисы

— Правильно, чётко формулируйте тезисы

— Правильно располагайте тезисы по документу

— Используйте короткие тезисы (1-2 предложения)

— Учитывайте особенности аудитории

— Тезис должен исчерпывающе отвечать на вопрос

— Тезисы должны иметь четкую структуру


— Тезисы можно и нужно улучшать

Вопросы, отображаемые в тезисах:

— Постановка задачи, введение.

— Краткий обзор существующих разработок, их недостатки.

— Описание исследования и основные результаты.

— Выводы, перспективы продолжения работы.

  • Составление плана и аннотации:

— План связан со структурированием.

— План не всегда совпадает с оглавлением.

— Аннотация – самая высокая степень сжатия текста.

— В аннотации указывается основная проблематика текста и его целевая аудитория.

  1. Реферирование (по одному или нескольким источникам, с той или иной степенью оригинальности в плане авторских выводов);

  • Классификация рефератов

— Учебные и профессиональные

— Тематические (обзорные) и источниковые (монографические)

— Репродуктивные и продуктивные

— Информативные и индикативные

  1. Написание эссе.

  • Определение

Эссе – это сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета

  • Признаки эссе

— Наличие конкретной темы или вопроса;

— Субъективно, не претендует на полноту;

— Имеет элементы новизны;

— Отражает в первую очередь личность автора.

  • Примеры видов эссе

Описание (описывается объект);

Повествование (события в хронологическом порядке);

Определение (раскрывается то или иное понятие);

Классификация (понятие, вычленяется какой-либо принцип, создается классификация);

Сравнение (берется смежное понятие, проводятся параллели),

Иллюстрация (доказывается какое-либо утверждение, примеры)

Аргументация (факты, подтверждающие утверждение),

Причинный анализ (причина – следствие).



  1. Понятие «конспект». Виды конспектов: плановый, конспект-схема, текстуальный, свободный, тематический.



Изначальное значение слова «конспект» — краткая запись или переложение чего-нибудь.

Основные виды:

  1. Плановый конспект.

Указанный конспект составляется на основе уже сформированного плана материала. Плановый конспект разделяется на несколько пунктов и подпунктов. В ходе конспектирования каждый заголовок дополняется текстовой информацией так, чтобы содержание всех пунктов было раскрыто по максимуму. Плановый конспект чаще всего полезен для составления речи к семинару или какому-либо выступлению.


  1. Конспект-схема.

В таком конспекте все элементы имеют вид вопросительных предложений, на которые требуется ответить. Каждый пункт раскрывается лаконично (2-3 предложения).

  1. Текстуальный конспект.

Данный вариант конспекта гораздо массивнее других и составляется из цитат и фрагментов источника. В текстуальный конспект легко можно вплести план, тезисы и разнообразные термины. Чаще всего его применяют при изучении научных или литературных источников, то есть там, где требуются цитаты авторов. Однако создание текстуального конспекта – задача не из простых. Дело в том, что вы должны верно определить, какая цитата реально важна, а какой фрагмент текста несет самую значимую информацию.

  1. Свободный конспект.

Таким конспектом могут воспользоваться те, кто уже изучил все остальные варианты публикации материала. В данном конспекте имеются цитаты, тезисы, выписки, термины и другие элементы, которые присущи остальным вариантам конспектов.

  1. Тематический конспект.

Задача этого варианта изложения – раскрыть какой-либо вопрос, при этом применяется сразу несколько источников. С помощью указанного конспекта вы сможете глубоко изучить заданную тему и понять вопросы с разных сторон. Однако для формирования тематического конспекта вам понадобится переработать массу литературных источников.



  1. Методы конспектирования. Метод Корнелла. Метод Билла Гейтса. Метод ментальных карт. Метод предложений. Метод течения. Плюсы и минусы каждого метода.



  1. Метод Корнелла.

Чтобы воспользоваться им, расчертите лист так: сверху название, слева основная часть, справа заметки, снизу вывод. По ходу прослушивания лекции или чтения учебника делайте записи в своей обычной манере в широкой колонке. После лекции заполните левую колонку - выделите самые важные идеи, имена, даты, сформулируйте вопросы и так далее. А в последующие 24 часа нужно будет заполнить еще и нижнее поле - сформулировать суть записей, сделать некоторый вывод.

  1. Метод Билла Гейтса.

Расчертите лист на равные квадраты и определите, что вы будете записывать в каждый из них. Один квадрат - одна тема. К примеру, первый будет предназначен для вопросов, второй – для дат и тд. Этот метод отлично подойдет и для живых лекций.


  1. Метод ментальных карт.

Это популярная техника записи, по правилам которой начинать нужно всегда в середине листа. В центре страницы нужно указать главное понятие, о котором пойдет речь в конспекте. И потом с помощью ответвлений в разные стороны записывать ключевые слова и идеи, связанные с ним. Если вы собираетесь использовать этот метод, запаситесь цветными ручкам и фломастерами - так блоки информации будут лучше отделены друг от друга.

  1. Метод предложений.

1. Идеально подойдёт для тех, кто пока не готов пробовать что-то новое и необычное. 
2. Суть заключается в том, что вы не просто записываете предложения подряд, а нумеруете каждое из них и начинаете с новой строки. 
3. Так ваши мысли будут более структурированы и понятны для повторения. 

  1. Метод течения.

По ходу лекции вы записываете основные мысли говорящего, а далее - свои комментарии. Благодаря этому методу, вы не только сразу запоминаете информацию с лекции, но и пропускаете её через себя.



  1. Понятие «тезисы». Требования к оформлению.


Тезис – (др. греч. θέσις — расстановка, установление, положение, утверждение) – кратко сформулированные основные мысли в одном предложении.

— По одной работе (если она достаточно содержательна) можно написать несколько тезисов, представив в них различные части, стороны, аспекты исследования

— Тезисы и выступление – не одно и то же. Выступление должно быть подготовлено в соответствии с особенностями восприятия устной речи, в то время как тезисы – это продукт письменной речи, основа, скелет вашего будущего доклада.
Требования к оформлению.

—Шрифт TimesNewRoman

—Кегль 14

—Все поля 2 см

—Интервал полуторный

—Схемы и рисунки не включать

—Объем тезисов определяет та организация, которая собирает их для их последующего опубликования. Он может варьировать от 1 до 5 страниц. Помните, что задается предельно допустимый объем

—Прямое цитирование в тезисах нежелательно. Если этого не избежать, следует выделить слова цитируемого автора кавычками и обязательно указать в скобках его инициалы и фамилию, год издания работы и номер страницы, на которой имеется приводимое вами высказывание. При пересказе мысли автора необходимо назвать его инициалы, фамилию и год издания упоминаемой работы.


Тезисы должны включать в себя ответы на три вопроса:

  1. Что изучалось? (постановка проблемы исследования, краткое обоснование ее актуальности, новизны, значения).

  2. Как изучалось? (описание методологии, методов; для обзоров – способов поиска и критериев отбора литературы).

  3. Какие результаты были получены? (основные выводы)



  1. Понятие «эссе». Виды эссе: эссе-описание, эссе-повествование, эссе-определение, эссе-классификации, эссе-сравнение, эссе-иллюстрация, эссе-аргументация.


Эссе – это сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета.
Виды эссе:

  • Эссе-описание 

В таком эссе мы описываем какой-либо объект. Это может быть цветок, какой-либо товар, человек или животное, работа художника или фильм – словом, все, что угодно. В описании важно не просто передать основные характеристики объекта – внешний вид, запах, фактуру, а отразить свои ощущения. В эссе-описании нет места критике и анализу, но субъективность все же присутствует – в самих признаках, на которые вы обратили внимание, в формулировке, в эмоциональной окраске. 
В подтип можно вынести описание процесса. В чем-то оно сопряжено с повествованием: вы описываете какие-либо действия в хронологическом порядке, но в тексте нет места конфликту. 

  • Эссе-повествование 

Действие, действие и только действие! Повествование – это изложение событий в хронологическом порядке от первого или третьего лица. Это может быть и краткая биография, и рассказ о каком-то важном событии. Основные составляющие такого эссе – завязка, кульминация и развязка. Соответственно, должен быть и конфликт. 

  • Эссе-определение 

Эссе-определение преследует одну цель – раскрыть то или иное понятие. Для этого можно использовать элементы повествования, описания, иллюстрации, аналитики. 

  • Эссе-классификация 

Текст, который вы читаете, с натяжкой можно назвать эссе-классификацией. Мы берем понятие, вычленяем какой-либо принцип, создаем классификацию. Таким образом мы рассматриваем тему глубже. 

  • Эссе-сравнение 

В классификации вы расчленяете понятие. В сравнении – берете другое, смежное понятие, проводите параллели, ищете сходства и различия.