Файл: Вопросы к зачету по дисциплине Образовательная среда.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Эссе-иллюстрация 

Здесь все просто: ваша цель – доказать какое-либо утверждение. Для этого вы подбираете и приводите примеры. Важно, чтобы эти примеры действительно доказывали ваши слова. 

  • Эссе-аргументация 

Если в иллюстрации вы приводите примеры, то в эссе-аргументации – факты, которые подтверждают ваше утверждение. Важно выстроить эти факты логично. В отличие от иллюстрации, здесь автор напирает на рациональное звено, а не на эмоции. 



  1. Понятие «тест». Функции тестирования. Виды тестов (педагогические и психологические). Основные классификации тестов.


Тестирование (от слова test – испытание, проверка).

Тестирование – один из разделов диагностики.

Тест, как стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.

Функции тестирования:

  1. Диагностическая

  2. Обучающая

  3. Воспитательная

Тест определяется как система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся

Виды тестов:

В школьной практике тесты начали применяться Ф.Галтоном в 1892 году.

В 1894 году впервые в школах появились тесты успешности

Американец В.А. Макколл разделил тесты на педагогические (Educational Test) и психологические (Intelligence Test)

Однако основоположником педагогических измерений считается американский психолог Э. Торндайк (1874—1949).

Основные классификации тестов:

  • По направленности теста:

Оценивать можно способности человека, его личностные качества, интеллект, отдельные психические функции (внимание, память, воображение), знания.

  • Тесты знаний:

Традиционные тесты (обладает составом, целостностью и структурой)

Нетрадиционные тесты (интегративные, адаптивные, многоступенчатые и так называемые критериально-ориентированные тесты

Виды тестовых заданий:

  • Тестовые задания закрытого типа (Множественный выбор, альтернативный выбор, установление соответствия, установление последовательности)

Каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов, из которых необходимо выбрать один или несколько правильных;


  • Тестовые задания открытого типа (Свободное изложение, дополнение)

На каждый вопрос испытуемый должен предложить свой ответ: дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.


  1. Типы тестов: входящие, текущие, промежуточные, итоговые.

  1. Входящие (предназначены для предварительного измерения степени готовности к освоению учебного содержания).

  2. Текущие (позволяют оценить качество освоения темы, раздела внутри программного модуля, предметных умений и навыков в конце учебного периода).

  3. Промежуточные (направлены на диагностирование хода учебного процесса ЗУНы).

  4. Итоговые (для контроля и оценки степени, например, по завершению учебной дисциплины).



  1. Понятие «метод кейсов» (case-study). Типы и жанры метода кейсов. Основные этапы решения кейсов.


Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов)

Типы и жанры метода кейсов:

По сложности:

— Иллюстративные учебные ситуации на определенном практическом примере);

— Учебные ситуации - кейсы с формированием проблемы;

— Учебные ситуации - кейсы без формирования проблемы;

— Прикладные упражнения.

Исходя из целей и задач процесса обучения:

— Обучающие анализу и оценке;

— Обучающие решению проблем и принятию решений;

— Иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Классификация Н. Федяниным и В. Давиденко:

— Структурированный (highly structured) «кейс»;

— «Маленькие наброски» (short vignetts);

— Сases большие неструктурированные «кейсы» (long unstructured) объемом до 50 стр.;

— Первооткрывательские «кейсы» (ground breaking cases).

Субъект кейса:

— Личностные кейсы, в которых действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители;

— Организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;

— Многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов.

По степени воздействия их основных источников:

— Практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации;

— Обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;

— Научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.


Этапы решения кейсов:

  1. Знакомство с ситуацией, ее особенностями.

  2. Выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.

  3. Предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

  4. Анализ последствий принятия того или иного решения.

  5. Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.



  1. Курсовая работа. Требования к структуре курсовой работы.


— Курсовая работа должна иметь: титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, библиографический список, приложения (последнее – при необходимости).

Титульный лист содержит информацию о теме работы, авторе, научном руководителе и кафедре, на которой выполняется курсовая работа. Научный руководитель НЕ ставит оценку на титульном листе. Оценка работы дается в отзыве.

— В содержании работы перечисляются названия структурных частей курсовой работы, проставляются номера страниц, с которых начинаются разделы работы.

Во введении излагаются:

- актуальность выбранной темы, суть проблемы;

- степень изученности темы;

- цель и задачи работы;

- предмет и объект исследования;

- используемые методология и методы исследования;

- эмпирическая, информационная и/или нормативно-правовая базы исследования;

- практическая значимость исследования;

- научная новизна исследования.


  1. Курсовая работа. Требования к оформлению курсовой работы.


Объем курсовой работы– 30-50страниц (без приложений).

Примерное распределение объема курсовой работы:

введение (3 стр.), два раздела (в разделе 2-3 подраздела (параграфа), каждый подраздел (параграф) примерно по 7-15 стр.), заключение (1,5-2 стр.).

Курсовая работа оформляется в виде текста, подготовленного с помощью текстового редактора и отпечатанного на принтере на листах формата А4 с одной стороны. Текст на листе должен иметь книжную ориентацию, альбомная ориентация допускается только для таблиц и схем приложений. Основной цвет шрифта – черный.

Поля страницы должны иметь следующие размеры: левое – 35 мм, правое  15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

Текст печатается через полтора интервала шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14 (для сносок – 10).


Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 1,25 см, выравнивание по ширине. Промежутки (интервалы) между абзацами отсутствуют.

Допускается использование визуальных возможностей акцентирования внимания на определенных терминах, определениях, применяя инструменты выделения полужирным шрифтом или курсивом.

Наименования всех структурных элементов курсовой работы оформляется в виде заголовков строчными буквами по центру страницы без подчеркивания (шрифт 14 полужирный).

Введение, названия разделов, заключение, библиографический список и приложения форматируются как заголовки первого уровня и начинаются на новой странице.

Подразделы (параграфы) следуют друг за другом (форматируются как заголовки второго уровня).

Слова «раздел», «подраздел» не пишутся.

Нумерация страниц. Страницы нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Титульный лист (Приложение 2) включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется (нумерация страниц – автоматическая). Приложения включаются в общую нумерацию страниц.

Курсовая работа подписывается студентом и научным руководителем на титульном листе.