Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенно значительные изменения произошли в объяснении человека, который был выдвинут на первый план и сделался предметом самого пристального внимания. Хотя Бог и остался началом всех вещей, но именно человек стал рассматриваться как центр мира. Он уже не должен был надеяться на Всевышнего, ему следовало самому выбирать свою судьбу, быть свободным и неограниченным в замыслах, самоутверждаться и проявлять свой талант, самостоятельно решать, что истинно, а что нет. Если раньше по отношению к окружающей действительности преобладало созерцательное отношение, то теперь деятельный и активный, выступающий в этом аспекте как сотрудник Бога-творца человек не только формирует себя как личность, но и преобразует природу, господином над которой он является. Благодаря человеку природное бытие становится миром культуры. Наконец, перестало восприниматься как «оковы души» тело человека, была реабилитирована его земная жизнь. Значение философии эпохи Возрождения состоит в том, что она создала основу для развития философской мысли Нового времени.
2.3.Развитие европейской классической философии в XVII - XVIII вв.
Определяющее влияние на формирование европейской философии XVII—XVIII вв. оказали процессы, связанные со становлением и развитием буржуазного общества и развертыванием научной революции. Центр экономической жизни Европы в конце XVI — первой половине XVII веков постепенно переместился из итальянских городов, ставших испытывать значительные трудности в связи с великими географическими открытиями и падением роли средиземноморской торговли, в Англию, Голландию и частично во Францию. В передовых странах интенсивно развивалось ремесленное производство, перерастающее в мануфактурное, внедрялись технические новшества и изобретения. Происходили существенные изменения в политике и социальной сфере. Буржуазные революции в Нидерландах и Англии способствовали повышению роли наиболее активной в то время социальной группы — буржуазии. В Нидерландах складывались первые традиции веротерпимости, и эта страна стала пристанищем преследуемых вольнодумцев.
Мировоззрение людей менялось и под влиянием развивающейся науки. XVII век превзошел все предшествующие в научных открытиях и достижениях, это было столетие весьма быстрого накопления знаний в области математики, физики и химии. Возникали научные общества, например, в 1666 году была открыта естественно-научная академия в Париже. Особенно быстро развивалась механика — наука о движении тел, наблюдаемом непосредственно или с помощью инструментов. В условиях заметного усиления значения разнообразных механизмов на производстве природа все чаще также рассматривалась как огромный «космический механизм», подчиняющийся некоторым сравнительно простым законам движения. Этот взгляд нашел отражение и в философских системах. Поскольку в различных областях познания происходило сравнительно быстрое накопление фактических данных, то проявилась потребность в их систематизации и философском осмыслении.
Интересы реальной практической жизни, рационализированное промышленное производство ориентировали на действительное познание мира, в частности природы, основанное на точном рассчете, опирающееся на опыт и имеющее прикладное значение. Усиливался интерес к экспериментам (например, девизом Лондонского королевского общества, объединявшего блестящих ученых, было выбрано высказывание «Ничего со слов»). Наука постепенно во все больших масштабах становилась важной производительной силой общества. Научная революция XVII века побудила мыслителей задуматься над тем, что имеется общего в познании человеком различных областей мира и каков принципиальный механизм познавательного процесса. Неудивительно, что на первый план в философии вышли проблемы гносеологии.
2.3.1. Становление философской мысли Нового времени.
Важнейшие принципы, характерные для философии Нового времени, сформулировал английский мыслитель и государственный деятель Фрэнсис Бэкон. В своих основных работах «О достоинстве и приумножении наук» и «Новый органон» он отверг представление о философии как созерцательной науке, описывающей устройство мира, и вывел на первый план ее критическую функцию, остро поставив вопрос об истинном и ложном знании. Главным препятствием на пути познания природы Ф.Бэкон считал схоластическую философию, которая преуспела в словах, но не принесла никаких реальных плодов, кроме бесчисленных споров и далеких от жизни, неразрешенных проблем. Схоласты сосредоточились на умозаключениях и сравнении мыслей с другими мыслями, а также на выведении из общих положений частных следствий. Однако отрицание схоластических методов не переросло у Ф.Бэкона в критику религии как таковой. Мыслитель даже считал, что только «легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии». Поэтому английский философ заявил о своей приверженности теории двойственной истины. По его мнению, теологии необходимо оставить свою сферу деятельности, то есть рассуждения о Боге. Философия же, на его взгляд, представляет собой науку о реальном мире, занимается изучением природы и опирается не на Священное писание, а на опытное или эмпирическое(от греческого «эмпириа» — опыт) познание.
Ф.Бэкон являлся сенсуалистом, так как считал, что данные опыта постигаются чувствами. По его мнению, истинный путь познания «выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам». Однако Ф.Бэкон был весьма далек от мысли, что чувственные восприятия сразу дают нам правильное знание: «весьма ошибочно утверждение, что чувство есть мера вещей». Вместе с тем, хотя «чувства неизбежно обманывают, однако они же и указывают на свои ошибки, только ошибки близки, а указания на них приходится искать далеко».
Такой поиск необходимо проводить с помощью разума. Однако и разум человека не является «чистой доской», подобной бесстрастно и точно отражающему окружающий мир зеркалу, в нем изначально «отсутствует гладкая и удобная почва для восприятия подлинных лучей вещей». Поэтому в процессе познания «разум, подвергаясь воздействию вещей через посредство чувств, при выработке и измышлении своих понятий грешит против верности тем, что сплетает и смешивает с природой вещей свою собственную природу». Таким образом, для достижения истины человеку необходимо преодолеть недостатки чувственного и рационального восприятия, находящие выражение в так называемых
идолах(предрассудках). С этими идолами (призраками, фикциями) человек настолько сжился, что уже не замечает их присутствия. Первые два вида призраков являются врожденными, остальные — приобретенными.
Во-первых, познанию мешают идолы рода. Подобные заблуждения присущи всем людям, обусловлены самой природой человека и представляют собой следствие ограниченности нашего ума и органов чувств. Например, мы можем неправильно воспринимать предмет в силу его очень малой или чрезмерно большой величины, быстроты движения. Разум также «предполагает больший порядок и равновесие в вещах, чем те, которые в них есть», он «жаден». В силу этого люди наделяют явления окружающего мира человеческими характеристиками, впадают при рассуждениях в противоречия и на основе незначительных фактов делают порой весьма широкие обобщения, даже «открывая» несуществующие законы природы. Полностью искоренить призраки рода невозможно, но человеку по силам «указать их, отметить и изобличить». Для этого необходима экспериментальная проверка знаний. По образному замечанию Ф.Бэкона, к крыльям ума необходимо подвешивать гири, чтобы держаться ближе к земле и фактам.
Во-вторых, имеются идолы пещеры, коренящиеся в индивидуальности человека и вытекающие из специфики интеллектуальных и эмоциональных качеств личности. У каждого из людей в силу особенностей жизни есть свой внутренний мир, своя «особая пещера», которая дополнительно «ослабляет и искажает свет природы». У одних предрассудков больше, а у других — меньше (так же, как и знаний), и это накладывает заметный отпечаток на суждения индивидов о мире. Прежде всего, «человек скорее верит в истинность того, что предпочитает... Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум». По мнению Ф.Бэкона, призраки пещеры можно в какой-то мере преодолеть при помощи коллективного опыта.
В-третьих, существуют приобретенные призраки рынка, которые возникают в результате неправильного употребления слов. Люди считают, что они «повелевают словами» и не понимают того, что слова представляют лишь знаки, с помощью которых происходит общение. В одни и те же слова часто вкладывается различный смысл, и это ведет к пустым спорам и отвлекает от действительного познания. Скажем, на средневековых площадях и рынках спорили о том, сколько чертей может поместиться на конце иглы, а на диспутах выясняли разницу между благодатью благоданной и благодатью благодателыюй. Продолжая идеи номинализма, Ф.Бэкон считал, что нельзя строить настоящую науку о природе на базе таких общих понятий, как «субстанция», «качество», «действие», если понимать под ними объективные и независимые от единичных вещей сущности.
В-четвертых, Ф.Бэкон выделял идолы театра, представляющие собой заблуждения, вызванные излишней доверчивостью к мнениям авторитетов. По убеждению мыслителя, каждая философская система подобна сыгранной перед людьми театральной постановке, изображающей вымышленный мир, ведь нет гарантии, что тот или иной ученый во всем прав. Однако люди некритически подходят к этим «театральным постановкам», ссылаются на них и даже избирают их в качестве правил поведения. С приобретенными призраками ума можно успешно бороться лишь путем образования и воспитания людей, создания в обществе условий для развития науки.
Особенно большое значение в преодолении идолов познания Ф.Бэкон придавал последовательному и широкому применению нового разработанного им метода познания — эмпирической индукции. Под эмпирией мыслитель подразумевал опыт, опирающийся на эксперимент. Индукция (на латинском «индукцио» — наведение) основана на обобщении частных случаев и получении на этой основе общего вывода. При этом Ф.Бэкон считал совершенно недостаточным рассмотрение лишь тех фактов, которые подтверждают доказываемое положение. Философ отмечал, что большинство ошибок, порождаемых предрассудками и всякого рода заинтересованностью, возникает из склонности людей обращать внимание только на те случаи, которые соответствуют защищаемому ими тезису, и закрывать глаза на противоречащие факты. Поэтому в процессе индуктивного изучения фактов необходимо учитывать и так называемые «отрицательные инстанции», то есть случаи и явления, противоречащие рассматриваемому положению. Такой подход Ф.Бэкон назвал полной индукцией. Он позволяет уточнить доказываемый тезис и приблизиться к истине.
Ф.Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание — сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Он отмечал, что «целью нашего общества является познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природою, покуда все не станет для него возможным». В этой связи знания, не приносящие практических плодов, английский философ считал ненужной роскошью: «плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философий». Однако это вовсе не означает, что любое научное достижение обязательно сразудолжно приносить пользу. Ф.Бэкон делил все опыты на плодоносные и светоносные. Первые приносят практический результат немедленно, но более ценными являются все-таки вторые, дающие знания о фундаментальных законах природы, без чего нельзя успешно проводить плодоносные опыты. Хотя Ф.Бэкон проявил склонность к материализму и высоко ценил учение Демокрита, в онтологии он, по его собственному выражению, не предложил «никакой, всеобщей и цельной теории. Ибо, кажется, еще не пришло для этого время».