Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особенно значительные изменения произошли в объяснении человека, который был вы­двинут на первый план и сделался предметом самого пристального внимания. Хотя Бог и ос­тался началом всех вещей, но именно человек стал рассматриваться как центр мира. Он уже не должен был надеяться на Всевышнего, ему следовало самому выбирать свою судьбу, быть свободным и неограниченным в замыслах, самоутверждаться и проявлять свой талант, само­стоятельно решать, что истинно, а что нет. Если раньше по отношению к окружающей дей­ствительности преобладало созерцательное отношение, то теперь деятельный и активный, выступающий в этом аспекте как сотрудник Бога-творца человек не только формирует себя как личность, но и преобразует природу, господином над которой он является. Благодаря человеку природное бытие становится миром культуры. Наконец, перестало восприниматься как «оковы души» тело человека, была реабилитирована его земная жизнь. Значение фило­софии эпохи Возрождения состоит в том, что она создала основу для развития философской мысли Нового времени.


2.3.Развитие европейской классической философии в XVII - XVIII вв.

Определяющее влияние на формирование европейской философии XVII—XVIII вв. ока­зали процессы, связанные со становлением и развитием буржуазного общества и разверты­ванием научной революции. Центр экономической жизни Европы в конце XVI — первой по­ловине XVII веков постепенно переместился из итальянских городов, ставших испытывать значительные трудности в связи с великими географическими открытиями и падением роли средиземноморской торговли, в Англию, Голландию и частично во Францию. В передовых странах интенсивно развивалось ремесленное производство, перерастающее в мануфактур­ное, внедрялись технические новшества и изобретения. Происходили существенные измене­ния в политике и социальной сфере. Буржуазные революции в Нидерландах и Англии спо­собствовали повышению роли наиболее активной в то время социальной группы — буржуа­зии. В Нидерландах складывались первые традиции веротерпимости, и эта страна стала при­станищем преследуемых вольнодумцев.

Мировоззрение людей менялось и под влиянием развивающейся науки. XVII век пре­взошел все предшествующие в научных открытиях и достижениях, это было столетие весьма быстрого накопления знаний в области математики, физики и химии. Возникали научные общества, например, в 1666 году была открыта естественно-научная академия в Париже. Особенно быстро развивалась механика — наука о движении тел, наблюдаемом непосредст­венно или с помощью инструментов. В условиях заметного усиления значения разнообраз­ных механизмов на производстве природа все чаще также рассматривалась как огромный «космический механизм», подчиняющийся некоторым сравнительно простым законам дви­жения. Этот взгляд нашел отражение и в философских системах. Поскольку в различных об­ластях познания происходило сравнительно быстрое накопление фактических данных, то проявилась потребность в их систематизации и философском осмыслении.

Интересы реальной практической жизни, рационализированное промышленное произ­водство ориентировали на действительное познание мира, в частности природы, основанное на точном рассчете, опирающееся на опыт и имеющее прикладное значение. Усиливался ин­терес к экспериментам (например, девизом Лондонского королевского общества, объеди­нявшего блестящих ученых, было выбрано высказывание «Ничего со слов»). Наука посте­пенно во все больших масштабах становилась важной производительной силой общества. Научная революция XVII века побудила мыслителей задуматься над тем, что имеется общего в познании человеком различных областей мира и каков принципиальный механизм позна­вательного процесса. Неудивительно, что на первый план в философии вышли проблемы гносеологии.



2.3.1. Становление философской мысли Нового времени.

Важнейшие принципы, характерные для философии Нового времени, сформулировал английский мыслитель и государственный деятель Фрэнсис Бэкон. В своих основных работах «О достоинстве и приумножении наук» и «Новый органон» он отверг представление о философии как созерцательной науке, описывающей устройство мира, и вы­вел на первый план ее критическую функцию, остро поставив вопрос об истинном и ложном знании. Главным препятствием на пути познания природы Ф.Бэкон считал схоластическую философию, которая преуспела в словах, но не принесла никаких реальных плодов, кроме бесчисленных споров и далеких от жизни, неразрешенных проблем. Схоласты сосредоточи­лись на умозаключениях и сравнении мыслей с другими мыслями, а также на выведении из общих положений частных следствий. Однако отрицание схоластических методов не пере­росло у Ф.Бэкона в критику религии как таковой. Мыслитель даже считал, что только «легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к рели­гии». Поэтому английский философ заявил о своей приверженности теории двойственной истины. По его мнению, теологии необходимо оставить свою сферу деятельности, то есть рассуждения о Боге. Философия же, на его взгляд, представляет собой науку о реальном ми­ре, занимается изучением природы и опирается не на Священное писание, а на опытное или эмпирическое(от греческого «эмпириа» — опыт) познание.

Ф.Бэкон являлся сенсуалистом, так как считал, что данные опыта постигаются чувства­ми. По его мнению, истинный путь познания «выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам». Однако Ф.Бэкон был весьма далек от мысли, что чувственные восприятия сразу дают нам правильное знание: «весьма ошибочно утверждение, что чувство есть мера вещей». Вме­сте с тем, хотя «чувства неизбежно обманывают, однако они же и указывают на свои ошиб­ки, только ошибки близки, а указания на них приходится искать далеко».

Такой поиск необходимо проводить с помощью разума. Однако и разум человека не яв­ляется «чистой доской», подобной бесстрастно и точно отражающему окружающий мир зер­калу, в нем изначально «отсутствует гладкая и удобная почва для восприятия подлинных лу­чей вещей». Поэтому в процессе познания «разум, подвергаясь воздействию вещей через по­средство чувств, при выработке и измышлении своих понятий грешит против верности тем, что сплетает и смешивает с природой вещей свою собственную природу». Таким образом, для достижения истины человеку необходимо преодолеть недостатки чувственного и рацио­нального восприятия, находящие выражение в так называемых
идолах(предрассудках). С этими идолами (призраками, фикциями) человек настолько сжился, что уже не замечает их присутствия. Первые два вида призраков являются врожденными, остальные — приобретен­ными.

Во-первых, познанию мешают идолы рода. Подобные заблуждения присущи всем людям, обусловлены самой природой человека и представляют собой следствие ограниченности на­шего ума и органов чувств. Например, мы можем неправильно воспринимать предмет в силу его очень малой или чрезмерно большой величины, быстроты движения. Разум также «предполагает больший порядок и равновесие в вещах, чем те, которые в них есть», он «жаден». В силу этого люди наделяют явления окружающего мира человеческими характе­ристиками, впадают при рассуждениях в противоречия и на основе незначительных фактов делают порой весьма широкие обобщения, даже «открывая» несуществующие законы приро­ды. Полностью искоренить призраки рода невозможно, но человеку по силам «указать их, отметить и изобличить». Для этого необходима экспериментальная проверка знаний. По об­разному замечанию Ф.Бэкона, к крыльям ума необходимо подвешивать гири, чтобы дер­жаться ближе к земле и фактам.

Во-вторых, имеются идолы пещеры, коренящиеся в индивидуальности человека и выте­кающие из специфики интеллектуальных и эмоциональных качеств личности. У каждого из людей в силу особенностей жизни есть свой внутренний мир, своя «особая пещера», которая дополнительно «ослабляет и искажает свет природы». У одних предрассудков больше, а у других — меньше (так же, как и знаний), и это накладывает заметный отпечаток на суждения индивидов о мире. Прежде всего, «человек скорее верит в истинность того, что предпочита­ет... Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнают и портят разум». По мнению Ф.Бэкона, призраки пещеры можно в какой-то мере преодолеть при помощи коллективного опыта.

В-третьих, существуют приобретенные призраки рынка, которые возникают в результате неправильного употребления слов. Люди считают, что они «повелевают словами» и не по­нимают того, что слова представляют лишь знаки, с помощью которых происходит общение. В одни и те же слова часто вкладывается различный смысл, и это ведет к пустым спорам и отвлекает от действительного познания. Скажем, на средневековых площадях и рынках спо­рили о том, сколько чертей может поместиться на конце иглы, а на диспутах выясняли раз­ницу между благодатью благоданной и благодатью благодателыюй. Продолжая идеи номи­нализма, Ф.Бэкон считал, что нельзя строить настоящую науку о природе на базе таких об­щих понятий, как «субстанция», «качество», «действие», если понимать под ними объектив­ные и независимые от единичных вещей сущности.


В-четвертых, Ф.Бэкон выделял идолы театра, представляющие собой заблуждения, вы­званные излишней доверчивостью к мнениям авторитетов. По убеждению мыслителя, каж­дая философская система подобна сыгранной перед людьми театральной постановке, изо­бражающей вымышленный мир, ведь нет гарантии, что тот или иной ученый во всем прав. Однако люди некритически подходят к этим «театральным постановкам», ссылаются на них и даже избирают их в качестве правил поведения. С приобретенными призраками ума можно успешно бороться лишь путем образования и воспитания людей, создания в обществе усло­вий для развития науки.

Особенно большое значение в преодолении идолов познания Ф.Бэкон придавал после­довательному и широкому применению нового разработанного им метода познания — эмпи­рической индукции. Под эмпирией мыслитель подразумевал опыт, опирающийся на экспери­мент. Индукция (на латинском «индукцио» — наведение) основана на обобщении частных случаев и получении на этой основе общего вывода. При этом Ф.Бэкон считал совершенно недостаточным рассмотрение лишь тех фактов, которые подтверждают доказываемое поло­жение. Философ отмечал, что большинство ошибок, порождаемых предрассудками и всякого рода заинтересованностью, возникает из склонности людей обращать внимание только на те случаи, которые соответствуют защищаемому ими тезису, и закрывать глаза на противоре­чащие факты. Поэтому в процессе индуктивного изучения фактов необходимо учитывать и так называемые «отрицательные инстанции», то есть случаи и явления, противоречащие рас­сматриваемому положению. Такой подход Ф.Бэкон назвал полной индукцией. Он позволяет уточнить доказываемый тезис и приблизиться к истине.

Ф.Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание — сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки. Он отмечал, что «целью нашего общества явля­ется познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над приро­дою, покуда все не станет для него возможным». В этой связи знания, не приносящие прак­тических плодов, английский философ считал ненужной роскошью: «плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философий». Однако это вовсе не означает, что любое научное достижение обязательно сразудолжно приносить пользу. Ф.Бэкон делил все опыты на плодоносные и светоносные. Первые приносят практический результат немедленно, но более ценными являются все-таки вторые, дающие знания о фун­даментальных законах природы, без чего нельзя успешно проводить плодоносные опыты. Хотя Ф.Бэкон проявил склонность к материализму и высоко ценил учение Демокрита, в он­тологии он, по его собственному выражению, не предложил «никакой, всеобщей и цельной теории. Ибо, кажется, еще не пришло для этого время».