Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Как эмпиризм и сенсуализм Ф.Бэкона, так и рационализм Р.Декарта нашли в европей­ской философии Нового времени много последователей. Творчество Томаса Гоббса имело сенсуалистическую и материалистическую направлен­ность. Этот английский мыслитель придерживался эмпирического метода Ф.Бэкона, однако внес в него элементы рациональной мотивации. Так, согласно Т.Гоббсу, философия — это рациональное познание, опирающееся на данные чувственного опыта.

Мир рассматривался Т.Гоббсом как огромная совокупность материальных тел, распо­ложенных в определенном геометрическом порядке. Свойствами материи являются распро­страненность, движение и покой, цвет и т.д. При этом мыслитель предвосхитил выводы со­временной науки о том, что пространство и время зависят от тел и их движения, а не являют­ся особыми сущностями. Пространство выступает как конкретная протяженность конечных тел, время же есть конкретная длительность событий; нет пространства и времени вообще, то есть отдельных от тел. Однако в целом Т.Гоббс в духе своего времени придерживался меха­нистических воззрений. Развивая деистические взгляды, английский философ рассматривал в качестве источника первоначального движения во Вселенной Бога. Правда, согласно его учению, Всевышний не является неподвижным центром всего сущего (как считали в средне­вековье). Напротив, Бог представляет собой «нечто, находящееся в вечном движении».

Т.Гоббс преодолел теорию двойственной истины, считая, что теология не поддается никакому рациональному анализу, да и не нуждается в нем, поскольку основана на божествен­ном Откровении. Поэтому она необходима лишь для поддержания моральных устоев, и в ее положения можно только верить. Правда, не дают истины и науки, базирующиеся на про­стой констатации фактов (прежде всего — общественные). В познании нужно исходить из то­го, что реально существуют только единичные вещи, общие же понятия представляют собой имена вещей. Вместе с тем, эти имена всегда условны по отношению к вещам, они не выра­жают природу обозначаемых ими объектов. В результате гносеологии Т.Гоббса присущ оп­ределенный скептицизм в вопросе о возможности полного познания мира. Он полагал, что поскольку истина представляет собой свойство наших суждений о вещах, а не нечто, принад­лежащее самим объектам, то положения науки (даже математические аксиомы) условны, ибо основаны на состоящем из слов-имен языке.

Некоторые вопросы Т.Гоббс считал принципиально неразрешимыми, например, о вели­чине и происхождении мира, возникновении человека. Однако в остальном познание воз­можно и имеет своим первичным источником опыт и чувства. Хотя Т.Гоббс и критиковал учение Р.Декарта о врожденных идеях, он вовсе не отрицал роль разума. Смысл познания для него заключался в рациональном выяснении причин явлений. При этом необходимо пользоваться научными понятиями. Однако поскольку слова неоднозначны, следует прида­вать терминам научного языка только один смысл. Особенно большое значение Т.Гоббс от­водил таким рационально ориентированным методам, как анализ и синтез. Первый пред­ставляет собой разделение целостного предмета на части для их более тщательного изучения, а второй — это соединение ранее выделенных элементов с целью постижения объекта как единого целого. Т.Гоббс очень высоко ценил математику и считал, что с помощью ее мето­дов можно познать даже явления социальной жизни.


Наиболее известно учение Т.Гоббса об обществе и государстве, в котором он, продол­жая традиции Ренессанса, исходил из эгоистической природы человека. По его мнению, об­щество возникло из естественного состояния людей, когда каждому угрожали все, поскольку любой человек, будучи потенциально равным с другими, исходил из неограниченного права на все окружающее и стремился подчинить себе других людей; это была «война всех против всех». Выход из угрожающей всеобщим уничтожением ситуации состоял в образовании общества путем общественного договора. В результате возникла единая власть в лице кон­кретного человека или группы лиц, «держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу». Остальные люди, предпочитая опасной свободе порядок, передали обще­ственной власти право владеть собой. Согласно Т.Гоббсу, до образования государства суще­ствовали только так называемые естественные законы, важнейший из которых гласил, что людям «следует искать мира и следовать ему», но, с другой стороны, они вправе «защищать себя всеми возможными средствами». Имелись законы справедливости и благодарности, взаимной уступчивости и беспристрастия и т.п., также в конечном счете сводящиеся к поло­жению «чего не желаешь себе, того не делай другим».

Возникшее государство поставило на место законов природы общественные установле­ния, естественные права были ограничены и заменены гражданскими отношениями. Так, со­гласно Т.Гоббсу, сначала возникло право, а на его основе — моральные нормы. Однако, по­скольку права людей в естественном состоянии были неограничены, то неограничены в дальнейшем и права государства. Поэтому Т.Гоббс выступил как сторонник сильной абсо­лютистской государственной власти (монархии). По его мнению, только она способна устра­нить все споры и беспорядки. Опираясь на разум, правитель-суверен должен заботиться о материальном и духовном благосостоянии подданных, в чем ему помогают законы, обяза­тельность которых гарантируется государственной властью. Вместе с тем, для инициативы подданных должен оставаться определенный простор, однако отказаться от общественного договора они уже не смогут.

Другим представителем английского сенсуализма являлся Джон Локк. В онтологии он обосновал некоторые положения механистического материализма, ограничен­ного деизмом. По его мнению, движение во Вселенную привносит Бог. Сущность его непо­знаваема, но к выводу о бытии Всевышнего как вечного источника сущего мы приходим в результате созерцания целесообразно устроенного мира и размышления.



Джон Локк продолжил разработку эмпирической линии в гносеологии, усилив при этом ее сенсуалистическую установку. В трактате «Опыт о человеческом разуме» английский фи­лософ критиковал теорию «врожденных идей» Р.Декарта, заявляя, что «идеи и понятия так же мало рождаются вместе с нами, как искусство и науки». По его убеждению, душа — это своеобразная «белая бумага без всяких знаков и идей». Только опыт (благодаря чувствен­ному восприятию) заполняет чистый лист души письменами. Все без исключения общие принципы только кажутся таковыми, в действительности же за ними скрываются данные опыта. Например, законы логики неведомы не только детям, но и множеству взрослых необразованных людей.

Моральные представления тоже не являются врожденными, на что указывает их много­образие и противоречивость у разных народов. Более того, нравственные нормы у одних и тех же народов по прошествии определенного времени меняются. Нет ничего в разуме, чего бы раньше не было в чувствах. Правда, при этом Д.Локк признал различие интеллектуаль­ных способностей людей. Согласно его учению, роль разума ограничивается суждениями о данных внешнего и внутреннего опыта (рефлексии). Само размышление Д.Локк трактовал как «внутреннее чувство», в котором соединяются, сравниваются и сопоставляются воспри­ятия. Важную роль в процессе познания играет правильное употребление слов, и его не сле­дует превращать в «ученую галиматью». Поэтому Д.Локк критиковал схоластическую «трепологию», мудреные, но бессодержательные термины. За словами всегда должно быть вполне определенное содержание, ясные и конкретные идеи.

Благодаря опыту в душе человека появляются идеи о первичных и вторичных качествах. Идеи первичных качеств возникают в результате воздействия на наши органы чувств реально существующихсвойств и качеств предметов (масса, движение, пространственные свойства). Вторичные качества формируются в силу особенностей органов чувств человека, и сущест­вуют они лишь для нашего сознания(цвет, вкус, запах). Однако вторичные качества все же не являются иллюзией. Они порождаются такой деятельностью органов чувств, в основе кото­рой лежит определенное сочетание и расположение первичных качеств предметов. Иными словами, цвету соответствует нечто вполне объективное, что мы воспринимаем как черное или белое, зеленое или красное.

По Д.Локку, есть только единичные вещи, общее же — это результат проявления у чело­века стремления обобщать и классифицировать: «отвлеченные идеи суть продукт разума, но имеют своим основанием сходство вещей». Все сложные идеи (связь, отношение, качество, причина и т.п.) всегда имеют своим исходным пунктом опыт. Скажем, представление о про­странстве мы получаем на основе чувственного восприятия определенных расстояний и раз­меров отдельных тел, а понятие времени выводится из последовательности рядов конкрет­ных событий. Поэтому нет также и объективно существующей субстанции, которая пред­ставляет собой всего лишь сложную идею, возникающую на основе часто воспринимаемых совокупностей таких более простых идей как тяжесть и форма, протяженность и цвет и т.п. Соединение простых идей повторяется, и мы думаем, что есть нечто, являющееся общим но­сителем этих идей (то есть некая первооснова вещей, явлений и процессов). Однако по сути дела субстанция есть «не что иное, как неопределенное предположение неизвестно чего».


Подобные рассуждения подвели Д.Локка к заключению, что чувства и разум человека не всесильны. Это хорошо заметно в его учении о так называемых номинальныхи реальных сущностях. Первые представляют собой совокупность наших воззрений на какой-то предмет, позволяющих отличить его от других объектов и определить его место в их системе. Реаль­ные же сущности — это то, чем на самом деле является предмет, действительное устройство вещей, недоступное, по мнению английского философа, нашим органам чувств (а следова­тельно, и разуму). Следует отметить, что Джон Локк одним из первых указал на необходи­мость специализации в науке, так как «никто не обязан знать все».

Развивая социально-философские идеи в работе «Два трактата об управлении государ­ством» Д.Локк, как и Т.Гоббс, исходил из того, что государство возникло из естественного состояния общества. Однако такое состояние не было войной всех против всех, в нем име­лось равенство. Дело в том, что хотя древнему человеку и был изначально присущ эгоизм, он будто бы поступал в рамках определенных правил (естественного закона), согласно которым никто не мог покушаться на жизнь, здоровье и имущество других людей. Но поскольку сво­бода человека изначально не абсолютна, не может быть неограниченной и власть правителя, полученная им в результате общественного договора. Поэтому люди должны иметь равные юридические права и личную свободу, возможность заниматься предпринимательством. Д.Локк подчеркивал особое значение труда и частной собственности для развития общества. Они неотделимы от человека и являются основой цивилизации. Если Т.Гоббс полагал, что подданные не могут отказаться от общественного договора, то Д.Локк считал, что такой от­каз вполне возможен в случае, если суверен нарушит их естественные права. С целью защиты прав личности Д.Локк обосновал принцип разделения властей в государстве на законода­тельную исполнительную и так называемую федеративную. Законодательную власть осуще­ствляет парламент, исполнительная принадлежит суду и армии, а федеративная в лице коро­ля и его министров ведает отношениями с другими государствами.

Наряду с английским эмпиризмом и сенсуализмом, рационалистическая традиция была продолжена в рамках «континентальной» европейской философии. Нидерландский мысли­тель
Бенедикт Спиноза стоял на позициях панлогизма(от греческого «пан» — все и «логос» — разум, слово). Он считал мир разумно устроенным и в силу этого доступным исчерпывающему и окончательному постижению человеческим умом: «порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Вместе с тем, испытавший сильное влияние творчества Р.Декарта, нидерландский философ еще более последовательно придерживался рационали­стических принципов, критикуя сенсуализм в теории познания.

По мнению Б.Спинозы, чувственное познание не в силах раскрыть сущность вещей. Ко­нечно, данные «беспорядочного опыта» содержат истину, и без этого невозможна повседнев­ная жизнь. Человек просто привыкает к тому, что еда ему необходима и вовсе не ищет «совершенного доказательства того, что пища и питье пойдут ему на пользу». Тем не менее, чувственное познание смутно, поскольку является созерцанием человеческим умом внешних предметов посредством идей о состояниях собственного тела. Идеи же ума всегда ясны, по­этому познание необходимо начинать с дефиниций, в которых простым и ясным образом оп­ределяются понятия. Затем формулируются аксиомы, содержащие очевидные идеи и не тре­бующие никакого обоснования. На основе дефиниций и аксиом доказываются утверждения.

Под влиянием развития точного мышления в естествознании своего времени Б.Спиноза назвал предлагаемый им метод геометрическими даже стремился сделать философию точной наукой. Однако последовательно провести принципы своего метода в жизнь Б.Спинозе не удалось, и он вынужден был в доказательствах часто ссылаться на такие «очевидные» идеи, которые вовсе не содержались в предыдущих понятиях, аксиомах и рассуждениях. Высшей ступенью познания нидерландский мыслитель считал истину, постигаемую непосредственно разумом и не зависящую ни от какого опыта. Второй ступенью являются рассуждения разу­ма, требующие доказательства, и поэтому не столь совершенные. Наконец, низшая ступень — это знания, основанные на чувственных представлениях и дающие лишь поверхностное знание о единичных вещах.

В творчестве Б.Спинозы достиг своей кульминации пантеизм. Философ соединил поня­тие Бога с категорией субстанции, а получившееся единое понятие отождествил и с приро­дой. Бог не стоит над природой, а «находится» в ней как внутренне присущая ей причина. Бог есть «первая причина всех вещей, а также причина самого себя», утверждал мыслитель. В этой связи Б.Спиноза отверг также и идею творения в отношении мира в целом. По его мнению, Бог-субстанция действует в силу необходимости собственной природы. Вместе с тем, в отношении конкретных объектов субстанция выступает как «природа творящая», и поэтому единичные вещи есть «природа сотворенная». Бог не характеризуется и никакими человеческими признаками, в силу чего его нельзя представить образно и можно лишь пони­мать умственно.