Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Субстанция имеет неограниченное количество атрибутов (неотъемлемых свойств), причем в мире природы и человека мы пока замечаем проявления лишь двух из них — протяженности и мышления. Природа-Бог является вечной и бесконечной, единой и неделимой, она «составляет один индивидуум, части которого, то есть все тела, изменяются бесконечно многими способами без всякого изменения индивидуума в целом». Иными словами, субстанция покоится, в отличие от всегда имеющих внешнюю причину своего существования конечных вещей, которые перемещаются в пространстве и во времени. Такая трактовка субстанции привела Б.Спинозу к выводу о том, что в мире все обязательно является следствием чего-то иного. Поэтому во Вселенной господствует жесткий детерминизм, и в ней нет никаких случайностей, а тем более чудес. Кажущиеся чудесными события — это на самом деле всего лишь то, причина чего еще непознана.
Даже Бог-субстанция хотя и совершенно свободен, действует в силу необходимости собственной природы. Тем более, человек «без остатка включен в цепь мировой детерминации». Люди осознают свои желания, но большей частью не понимают находящихся вне себя причин, их вызывающих. Поэтому у нас и складывается ложное убеждение о свободе собственной воли. Однако Б.Спиноза вовсе не отрицал свободу полностью. Он только понимал ее в противопоставлении не необходимости, а произволу. Если человек будет действовать наперекор естественному ходу мировых событий, то это, будучи произволом, лишь усилит его несвободу. Иными словами, следующего судьбе она без особых потрясений ведет в необходимом направлении, а непокорного — насильно влечет за собой. Люди могут лишь познать ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь. Поэтому свобода, согласно Б.Спинозе, является познанной необходимостью.
Истинно свободному человеку следует отрешиться от радости и печали, влечений и страха. Скажем, страх смерти есть по существу вид рабства: «человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти». Несчастья людей являются таковыми только для них, но для Вселенной они представляют просто временное нарушение равновесия, преходящий диссонанс. Таким образом, для Б.Спинозы свободный человек — это лишь фактически отрешившийся от мира философ-мудрец. Оценивая учение нидерландского мыслителя о необходимости и свободе, следует отметить, что в конечном мире все явления действительно могли бы быть однозначно обусловлены другими явлениями. Однако Б.Спиноза не видел, что в рисуемом им бесконечном мире, наряду с необходимостью, должна иметь место и случайность, возникающая в точках пересечения необозримого количества необходимых процессов. Поэтому в мире нет фатального детерминизма и события имеют большей частью вероятный характер.
В своих социально-философских воззрениях Б.Спиноза в целом придерживался теории общественного договора. Вместе с тем, по его мнению, переход от естественного к гражданскому состоянию был связан не только с этим договором, но и в значительной степени с разделением трудовых функций между людьми. Б.Спиноза являлся также сторонником демократии и разумного социального устройства. Все граждане должны иметь возможность управлять государством, кроме того, «людей нужно вести так, чтобы им представлялось, что они не ведомы, но живут по своей воле и что решают свои дела совершенно свободно». Законы должны побуждать людей жить не в страхе, а в надежде на увеличение собственности и достижение более высокого общественного положения.
Рационалистом являлся также талантливый немецкий мыслитель Готфрид Вильгельм Лейбниц — философ, математик и изобретатель. Однако теорию врожденных идей Р.Декарта он критиковал. По его мнению, человеческий разум обладает не готовыми идеями, а лишь врожденными принципами. Нашей душе присущи тенденции и потенциальные возможности, которые могут впоследствии развиваться, приобретая форму идей. Вместе с тем, Г.Лейбниц не отвергал и некоторые утверждения сенсуализма, в частности, признавал очень важную роль опыта и чувств в познании. Принимая тезис сенсуализма «нет ничего в разуме, что не прошло бы раньше через чувства», философ дополнил его собственной идеей: «кроме самого разума» (врожденных принципов). Чувственное познание дает нам лишь «истины факта», которые касаются единичных вещей, носят случайный характер и ниже «вечных истин» разума. Последние всеобщи и необходимы, а достигнуть их позволяет только рациональное познание. Чудес в мире нет, они существуют «лишь по видимости и по отношению к нам», когда мы не можем объяснить то или иное событие. Г.Лейбниц полагал, что постижение человеком мира имеет определенные пределы, поскольку «только Высший разум, от которого ничто не ускользает, способен отчетливо понять всю бесконечность, все основания и все следствия».
Г.Лейбниц одним из первых отстаивал четко выраженные позиции деизма(от латинского «деус» — Бог), согласно которому Всевышний, сотворив мир, далее уже не принимает никакого участия в нем и не вмешивается в закономерное течение его событий. Бог выступает как абстрактное и внеприродное существо. Согласно Г.Лейбницу, он имеет три атрибута, которые только и позволили появиться миру из небытия: «могущество, которое есть источник всего, потом знание, которое содержит в себе все разнообразие идей, и, наконец, волю, которая производит изменения или созидания».
Особенно большое внимание немецкий философ уделил проблеме субстанции. По его мнению, субстанция должна иметь собственную внутренне присущую ей активность, а не просто один раз быть приведенной в движение Богом. В противном случае в мире не поддерживался бы процесс постоянного изменения. Не дает возможности объяснить причину движения Вселенной и вывод Б.Спинозы о единстве субстанции, поскольку это ведет к отсутствию в ней взаимодействия принципиально разных элементов. Наконец, Г. Лейбниц не согласился и с дуализмом Р.Декарта, отмечая, что субстанция должна обобщать все проявления бытия, в том числе и сознание человека.
На основе этих критических положений философ развил учение о наличии в мире бесчисленного множества субстанций или монад(от греческого «монос» — один, единый). Монады абсолютно просты, они лишены частей и едины, неуничтожимы и неповторимы, вечны и полностью замкнуты (то есть не испытывают никакого внешнего влияния). Субстанции объединяют материальное и духовное, правда, при ведущей роли последнего. Поэтому они также бестелесны и представляют собой непространственные точки. Будучи духовными единицами бытия, монады обладают внутренней активностью и изменчивостью, являются носителями силы: «субстанция есть существо, способное к действию».
В философии Г.Лейбница мир предстал живым и одушевленным, наполненным бесчисленным «собранием душ»; повсюду во Вселенной разлита «первичная активная сила, которую можно назвать жизнью». Великий ученый выдвинул идею, предвосхитившую закон сохранения энергии: «постоянно существует одна и та же сила, энергия, и она переходит лишь от одной части к другой, следуя законам природы». Поскольку монады полностью неповторимы, то в мире нет и абсолютно равных вещей, даже двух одинаковых капель воды. Лишь пассивной способностью восприятия обладает низшая форма субстанций, из которых слагаются предметы неживой природы. Способны иметь ощущения и более ясные представления монады высшей степени, и из них состоят биологические объекты. Человек же представляет собой такую совокупность, организующую роль в которой играют обладающие сознанием монады наивысшей степени развития. Учение Г.Лейбница характеризуют как «идеалистический плюрализм».
Заслуга немецкого философа в том, что он высказал некоторые положения, имеющие диалектическую направленность. Во-первых, мыслитель в определенной мере приблизился к принципу всеобщей связи явлений и процессов. В его системе каждая субстанция не только уникальна, но и отражает в себе все другие и мировой порядок в целом. В универсуме (Вселенной) «все дышит потенциальным согласнием».
Во-вторых, Г.Лейбниц выдвинул идею универсальности развития, каждая последующая ступень в котором выявляет то, что было более или менее скрыто и туманно в предшествующей. Правда, при этом философ считал, что все изменения в мире протекают только посредством предельно малых количественных прибавлений и «природа не знает скачков», а качество полностью сводимо к количеству. Диалектика же признает скачок как процесс перехода количественных изменений в качественные. В-третьих, Г.Лейбниц приблизился к принципу единства материи и ее атрибутов. Каждая монада наделена «активной силой», при этом движение, пространство и время рассматривались философом в тесной связи с телами и составляющими их монадами. Г.Лейбниц — автор реляционной концепции пространства и времени, согласно которой они не отдельные от субстанции сущности, а ее неотъемлемые свойства. В преобразованном виде эта концепция принята и в современной науке.
Как и многие мыслители того времени, автор монадологии склонялся к жесткому детерминизму. Он полагал, что образование совокупностей монад (то есть вещей) не является случайным и определено «предустановленной гармонией». Бог создал наиболее разумно устроенную Вселенную, и он «ничего не делает без основания».37 Немецкий ученый даже пытался обосновать утверждение о том, что «этот мир является наисовершеннейшим из возможных миров». Правда, в нем имеются зло и недостатки, причина которых кроется в ограниченности и конечности отдельных вещей. Если же рассматривать всю Вселенную, то добро значительно превосходит зло, и этот перевес в нашем мире больше, чем в любом другом возможном. Иными словами, зло — это неизбежный спутник добра, а отдельные недостатки — необходимое условие гармонии универсума в целом.
Г.Лейбниц внес заметный вклад в историю философии. Он указывал, что мыслители разных направлений так или иначе движутся к истине, отражая ее в каких-то моментах: «большинство школ правы в значительной части своих утверждений, но заблуждаются в том, что они отрицают». Интересно, что именно Г.Лейбниц одним из первых употребил в отношении некоторых философов термин «материалисты», а других — «идеалисты». Немецкий ученый считал, что сам он поднимается над обоими этими направлениями, хотя часто констатировал свою приверженность учению Платона.
Творчество Ф.Бэкона и Р.Декарта, Т.Гоббса и Д.Локка, Б.Спинозы и Г.Лейбница свидетельствует о преобладании в раннее Новое время духа рационализма и гносеологического оптимизма. Основание для уверенности в разумности бытия и возможности познания человеком мира давали
мыслителям бурное развитие науки и техники, развертывание промышленной революции. Вместе с тем, рационализм имел и некоторые слабые в теоретическом отношении стороны. Поэтому возникла и своеобразная реакция на культ Разума, и ее выражением стали антирационалистические тенденции в творчестве продолжателей сенсуалистической традиции, английских мыслителей Д.Беркли и Д.Юма.
Философия английского епископа Джорджа Беркли проникнута решительным отрицанием материализма. Именно поэтому он старался удалить из сенсуалистических концепций предшественников (прежде всего Д.Локка) все материалистические положения и на такой основе разработать учение субъективного идеализма. Для обоснования своих взглядов английский философ прежде всего заявил о приверженности позиции крайнего номиналистического сенсуализма. Он доказывал, что «все, что существует, единично». В результате абстрактные понятия являются только заблуждениями ума, и у них нет никакого объективного содержания. Это особенно относится к категории материи, которая является «пустой» и совершенно ничего не отражает, ибо материи вообщенет, а есть лишь единичные вещи. Д.Беркли посчитал, что таким образом изымается краеугольный камень материи из систем атеистов, после чего «все здание неминуемо развалится».
Д.Беркли переосмыслил учение Д.Локка о первичных и вторичных качествах. Он утверждал, что все воспринимаемые с помощью органов чувств качества вещей являются исключительно вторичными или «существующими в духе». Иными словами, все объективные качества (размеры и геометрическая форма, механическое движение и плотность) сводятся ко вторичным, то есть ощущениям человека (цвету и звуку, запаху и вкусу). Скажем, величина по Д.Беркли — это процесс нашего восприятия, так как один и тот же предмет нам кажется то большим (при малой от него удаленности), то небольшим (при значительном от него расстоянии). Таким образом, свойства внешних предметов были полностью отождествлены им с ощущениями этих свойств человеком. По мнению Д.Беркли, ощущения дают нам знания только о самих себе, они для нас — единственная реальность. Философ также доказывал, что возникающие на основе ощущений идеи похожи только на другие идеи, но отнюдь не на предметы. В результате в учении Д.Беркли ощущения стали по сути дела стеной, отделяющей сознание от внешнего мира.