Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Субстанция имеет неограниченное количество атрибутов (неотъемлемых свойств), при­чем в мире природы и человека мы пока замечаем проявления лишь двух из них — протя­женности и мышления. Природа-Бог является вечной и бесконечной, единой и неделимой, она «составляет один индивидуум, части которого, то есть все тела, изменяются бесконечно многими способами без всякого изменения индивидуума в целом». Иными словами, суб­станция покоится, в отличие от всегда имеющих внешнюю причину своего существования конечных вещей, которые перемещаются в пространстве и во времени. Такая трактовка суб­станции привела Б.Спинозу к выводу о том, что в мире все обязательно является следствием чего-то иного. Поэтому во Вселенной господствует жесткий детерминизм, и в ней нет ника­ких случайностей, а тем более чудес. Кажущиеся чудесными события — это на самом деле всего лишь то, причина чего еще непознана.

Даже Бог-субстанция хотя и совершенно свободен, действует в силу необходимости соб­ственной природы. Тем более, человек «без остатка включен в цепь мировой детерминации». Люди осознают свои желания, но большей частью не понимают находящихся вне себя при­чин, их вызывающих. Поэтому у нас и складывается ложное убеждение о свободе собствен­ной воли. Однако Б.Спиноза вовсе не отрицал свободу полностью. Он только понимал ее в противопоставлении не необходимости, а произволу. Если человек будет действовать напе­рекор естественному ходу мировых событий, то это, будучи произволом, лишь усилит его не­свободу. Иными словами, следующего судьбе она без особых потрясений ведет в необходи­мом направлении, а непокорного — насильно влечет за собой. Люди могут лишь познать ход мирового процесса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь. Поэтому свобода, согласно Б.Спинозе, является познанной необходимостью.

Истинно свободному человеку следует отрешиться от радости и печали, влечений и страха. Скажем, страх смерти есть по существу вид рабства: «человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти». Несчастья людей являются таковыми только для них, но для Вселенной они представляют просто временное нарушение равновесия, преходящий диссо­нанс. Таким образом, для Б.Спинозы свободный человек — это лишь фактически отрешив­шийся от мира философ-мудрец. Оценивая учение нидерландского мыслителя о необходимо­сти и свободе, следует отметить, что в конечном мире все явления действительно могли бы быть однозначно обусловлены другими явлениями. Однако Б.Спиноза не видел, что в рисуе­мом им бесконечном мире, наряду с необходимостью, должна иметь место и случайность, возникающая в точках пересечения необозримого количества необходимых процессов. По­этому в мире нет фатального детерминизма и события имеют большей частью вероятный ха­рактер.


В своих социально-философских воззрениях Б.Спиноза в целом придерживался теории общественного договора. Вместе с тем, по его мнению, переход от естественного к граждан­скому состоянию был связан не только с этим договором, но и в значительной степени с раз­делением трудовых функций между людьми. Б.Спиноза являлся также сторонником демо­кратии и разумного социального устройства. Все граждане должны иметь возможность управлять государством, кроме того, «людей нужно вести так, чтобы им представлялось, что они не ведомы, но живут по своей воле и что решают свои дела совершенно свободно». Зако­ны должны побуждать людей жить не в страхе, а в надежде на увеличение собственности и достижение более высокого общественного положения.

Рационалистом являлся также талантливый немецкий мыслитель Готфрид Вильгельм Лейбниц — философ, математик и изобретатель. Однако теорию врожденных идей Р.Декарта он критиковал. По его мнению, человеческий разум обладает не готовыми идеями, а лишь врожденными принципами. Нашей душе присущи тенденции и потенциаль­ные возможности, которые могут впоследствии развиваться, приобретая форму идей. Вместе с тем, Г.Лейбниц не отвергал и некоторые утверждения сенсуализма, в частности, признавал очень важную роль опыта и чувств в познании. Принимая тезис сенсуализма «нет ничего в разуме, что не прошло бы раньше через чувства», философ дополнил его собственной идеей: «кроме самого разума» (врожденных принципов). Чувственное познание дает нам лишь «истины факта», которые касаются единичных вещей, носят случайный характер и ниже «вечных истин» разума. Последние всеобщи и необходимы, а достигнуть их позволяет только рациональное познание. Чудес в мире нет, они существуют «лишь по видимости и по отно­шению к нам», когда мы не можем объяснить то или иное событие. Г.Лейбниц полагал, что постижение человеком мира имеет определенные пределы, поскольку «только Высший ра­зум, от которого ничто не ускользает, способен отчетливо понять всю бесконечность, все ос­нования и все следствия».

Г.Лейбниц одним из первых отстаивал четко выраженные позиции деизма(от латинско­го «деус» — Бог), согласно которому Всевышний, сотворив мир, далее уже не принимает ни­какого участия в нем и не вмешивается в закономерное течение его событий. Бог выступает как абстрактное и внеприродное существо. Согласно Г.Лейбницу, он имеет три атрибута, ко­торые только и позволили появиться миру из небытия: «могущество, которое есть источник всего, потом знание, которое содержит в себе все разнообразие идей, и, наконец, волю, кото­рая производит изменения или созидания».



Особенно большое внимание немецкий философ уделил проблеме субстанции. По его мнению, субстанция должна иметь собственную внутренне присущую ей активность, а не просто один раз быть приведенной в движение Богом. В противном случае в мире не под­держивался бы процесс постоянного изменения. Не дает возможности объяснить причину движения Вселенной и вывод Б.Спинозы о единстве субстанции, поскольку это ведет к отсут­ствию в ней взаимодействия принципиально разных элементов. Наконец, Г. Лейбниц не со­гласился и с дуализмом Р.Декарта, отмечая, что субстанция должна обобщать все проявле­ния бытия, в том числе и сознание человека.

На основе этих критических положений философ развил учение о наличии в мире бес­численного множества субстанций или монад(от греческого «монос» — один, единый). Мо­нады абсолютно просты, они лишены частей и едины, неуничтожимы и неповторимы, вечны и полностью замкнуты (то есть не испытывают никакого внешнего влияния). Субстанции объединяют материальное и духовное, правда, при ведущей роли последнего. Поэтому они также бестелесны и представляют собой непространственные точки. Будучи духовными еди­ницами бытия, монады обладают внутренней активностью и изменчивостью, являются носи­телями силы: «субстанция есть существо, способное к действию».

В философии Г.Лейбница мир предстал живым и одушевленным, наполненным бесчис­ленным «собранием душ»; повсюду во Вселенной разлита «первичная активная сила, кото­рую можно назвать жизнью». Великий ученый выдвинул идею, предвосхитившую закон со­хранения энергии: «постоянно существует одна и та же сила, энергия, и она переходит лишь от одной части к другой, следуя законам природы». Поскольку монады полностью непо­вторимы, то в мире нет и абсолютно равных вещей, даже двух одинаковых капель воды. Лишь пассивной способностью восприятия обладает низшая форма субстанций, из которых слагаются предметы неживой природы. Способны иметь ощущения и более ясные представ­ления монады высшей степени, и из них состоят биологические объекты. Человек же представляет собой такую совокупность, организующую роль в которой играют обладающие сознанием монады наивысшей степени развития. Учение Г.Лейбница характеризуют как «идеалистический плюрализм».

Заслуга немецкого философа в том, что он высказал некоторые положения, имеющие диалектическую направленность. Во-первых, мыслитель в определенной мере приблизился к принципу всеобщей связи явлений и процессов. В его системе каждая субстанция не только уникальна, но и отражает в себе все другие и мировой порядок в целом. В универсуме (Вселенной) «все дышит потенциальным согласнием».
Во-вторых, Г.Лейбниц выдвинул идею универсальности развития, каждая последующая ступень в котором выявляет то, что было более или менее скрыто и туманно в предшествующей. Правда, при этом философ счи­тал, что все изменения в мире протекают только посредством предельно малых количествен­ных прибавлений и «природа не знает скачков», а качество полностью сводимо к количеству. Диалектика же признает скачок как процесс перехода количественных изменений в качест­венные. В-третьих, Г.Лейбниц приблизился к принципу единства материи и ее атрибутов. Каждая монада наделена «активной силой», при этом движение, пространство и время рас­сматривались философом в тесной связи с телами и составляющими их монадами. Г.Лейбниц — автор реляционной концепции пространства и времени, согласно которой они не отдель­ные от субстанции сущности, а ее неотъемлемые свойства. В преобразованном виде эта кон­цепция принята и в современной науке.

Как и многие мыслители того времени, автор монадологии склонялся к жесткому детер­минизму. Он полагал, что образование совокупностей монад (то есть вещей) не является слу­чайным и определено «предустановленной гармонией». Бог создал наиболее разумно устро­енную Вселенную, и он «ничего не делает без основания».37 Немецкий ученый даже пытался обосновать утверждение о том, что «этот мир является наисовершеннейшим из возможных миров». Правда, в нем имеются зло и недостатки, причина которых кроется в ограниченно­сти и конечности отдельных вещей. Если же рассматривать всю Вселенную, то добро значи­тельно превосходит зло, и этот перевес в нашем мире больше, чем в любом другом возможном. Иными словами, зло — это неизбежный спутник добра, а отдельные недостатки — не­обходимое условие гармонии универсума в целом.

Г.Лейбниц внес заметный вклад в историю философии. Он указывал, что мыслители разных направлений так или иначе движутся к истине, отражая ее в каких-то моментах: «большинство школ правы в значительной части своих утверждений, но заблуждаются в том, что они отрицают». Интересно, что именно Г.Лейбниц одним из первых употребил в отно­шении некоторых философов термин «материалисты», а других — «идеалисты». Немецкий ученый считал, что сам он поднимается над обоими этими направлениями, хотя часто кон­статировал свою приверженность учению Платона.

Творчество Ф.Бэкона и Р.Декарта, Т.Гоббса и Д.Локка, Б.Спинозы и Г.Лейбница свиде­тельствует о преобладании в раннее Новое время духа рационализма и гносеологического оптимизма. Основание для уверенности в разумности бытия и возможности познания чело­веком мира давали
мыслителям бурное развитие науки и техники, развертывание промыш­ленной революции. Вместе с тем, рационализм имел и некоторые слабые в теоретическом от­ношении стороны. Поэтому возникла и своеобразная реакция на культ Разума, и ее выраже­нием стали антирационалистические тенденции в творчестве продолжателей сенсуалистиче­ской традиции, английских мыслителей Д.Беркли и Д.Юма.

Философия английского епископа Джорджа Беркли проникнута реши­тельным отрицанием материализма. Именно поэтому он старался удалить из сенсуалистиче­ских концепций предшественников (прежде всего Д.Локка) все материалистические положе­ния и на такой основе разработать учение субъективного идеализма. Для обоснования своих взглядов английский философ прежде всего заявил о приверженности позиции крайнего но­миналистического сенсуализма. Он доказывал, что «все, что существует, единично». В ре­зультате абстрактные понятия являются только заблуждениями ума, и у них нет никакого объективного содержания. Это особенно относится к категории материи, которая является «пустой» и совершенно ничего не отражает, ибо материи вообщенет, а есть лишь единичные вещи. Д.Беркли посчитал, что таким образом изымается краеугольный камень материи из систем атеистов, после чего «все здание неминуемо развалится».

Д.Беркли переосмыслил учение Д.Локка о первичных и вторичных качествах. Он утвер­ждал, что все воспринимаемые с помощью органов чувств качества вещей являются исклю­чительно вторичными или «существующими в духе». Иными словами, все объективные каче­ства (размеры и геометрическая форма, механическое движение и плотность) сводятся ко вторичным, то есть ощущениям человека (цвету и звуку, запаху и вкусу). Скажем, величина по Д.Беркли — это процесс нашего восприятия, так как один и тот же предмет нам кажется то большим (при малой от него удаленности), то небольшим (при значительном от него расстоянии). Таким образом, свойства внешних предметов были полностью отождествлены им с ощущениями этих свойств человеком. По мнению Д.Беркли, ощущения дают нам знания только о самих себе, они для нас — единственная реальность. Философ также доказывал, что возникающие на основе ощущений идеи похожи только на другие идеи, но отнюдь не на предметы. В результате в учении Д.Беркли ощущения стали по сути дела стеной, отделяющей сознание от внешнего мира.