Файл: 2 средневековая философия и философия эпохи возрождения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часть французских материалистов, как организаторов издания так называемой «Энциклопедии или толкового словаря наук, искусств и ремесел», обычно называют энциклопедистами. Активное участие в «Энциклопедии» принимали и другие просветители. Мыслители считали, что если познакомить людей со всеми известными знаниями о мире и обществе, то их поведение станет более разумным и добродетельным. В 1751-1780 годах вышли в общей сложности 26 томов текста «Энциклопедии» и гравюр-иллюстраций к нему, а также дополнений и указателей.
Французские материалисты являлись атеистами и пытались объяснить существование мира без привлечения каких-либо сверхъестественных сил, критиковали идеализм и религию. Согласно их учениям, в мире существует только движущаяся материя, и все во Вселенной определено исключительно материальными причинами. Сознание также объяснялось из материи. Последняя обычно рассматривалась как вечная, несотворимая и неуничтожимая, протяженная и структурно упорядоченная субстанция, состоящая из элементарных, далее неделимых частиц (молекул). Существование пустоты при этом отрицалось. Окружающий мир французские мыслители понимали как своеобразную «лестницу природы», результат постепенной эволюции и усложнения ее форм. Согласно взглядам французских материалистов, жизнь представляет собой результат концентрации некоего всегда имеющегося в природе «живого вещества». Накапливаясь в организмах существ, оно позволяет им совершенствоваться. Человек отличается от животных наличием разума и способностью к общественной жизни, он продукт двух начал — природного (благодаря биологическим предпосылкам, например, наличию мозга) и социального (воспитания). Особую роль в познании мира французские материалисты отводили ощущениям, однако при этом пытались дополнить чувства разумом. Первостепенное значение в объяснении бытия они придавали законам механики, и поэтому их материализм определяется как механистический.
Идейным вдохновителем энциклопедистов являлся Дени Дидро. В молодости деист, в дальнейшем материалист. Мыслитель обосновал идеи о несотворимости и неуничтожимости материи, единстве и бесконечности мира, разработал концепцию его постоянного развития. Материя активна, причина ее существования и изменения содержится в ней самой. Поэтому не нужно никакого первоисточника движения, оно возникает в силу разнородности материи. Д.Дидро отвергал существование абсолютного покоя и считал, что любое тело постоянно меняется.
Решая проблему происхождения сознания, философ полагал, что материя наделена всеобщим свойством — чувствительностью, которое в человеке развивается до мышления. Естественно, что с окончанием нашей жизни это свойство деградирует до исходного состояния, и поэтому душа смертна. В произведении «Племянник Рамо» Д.Дидро охарактеризовал противоречия сознания человека современной ему эпохи (переплетение в нем добра и зла, здравого смысла и безрассудства и т.п.), однако не поднялся до объяснения их причин. Исходным источником познания в учении Дени Дидро являются чувства, но знания достигаются именно мышлением и рациональной обработкой фактов. Французский материалист был сторонником теории общественного договора и высказывался за конституционную монархию, возлагая большие надежды на «просвещенного государя». Он также выступал за смягчение имущественного неравенства между людьми.
Помощник Д.Дидро по подготовке «Энциклопедии» Жан Батист Д'Аламбер также являлся последователем сенсуализма Д.Локка. Вместе с тем, пытаясь найти правильное решение проблемы взаимного соотношения материи и духа, он склонялся к дуализму. Из ряда французских материалистов также несколько выпадал еще один представитель сенсуализма — Этьенн Бонно де Кондильяк. Этот мыслитель держался в некотором отдалении от деятельности французских материалистов и подчеркивал лояльность по отношению к церкви и государству, поэтому не испытал никаких притеснений. Отвергая теорию «врожденных идей», он рассматривал память, мышление и суждение лишь как варианты ощущений. По его мнению, абстрактное мышление не вносит ничего принципиально нового по сравнению с чувственным познанием. Умственное же развитие индивида зависит от характера внешней среды и воспитания. Исходя из того, что «тонкость чувств» имеет предел, Э.Кондильяк отрицал познаваемость материи и ее свойств. Столкнувшись с трудностями при объяснении происхождения сознания из материи, французский мыслитель пришел к выводу о существовании особой субстанции — нематериальной души.
Значительное влияние на дальнейшее развитие социальной философии оказали мысли Э.Кондильяка о первостепенном значении для развития общества материальной деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, и о том, что человеческая практика предшествует объясняющим ее теориям. Французский просветитель отметил взаимосвязь между политическим строем государства и «характером народа». Он считал, что поэтому все преобразования в обществе должны проводиться с учетом «духа народа».
Жюльен Офре де Ламетри выступал как открытый материалист. Правда, в своем раннем произведении «Трактат о душе» он еще придерживался деистических взглядов и не вступал в конфликт с теологией. Вместе с тем, Ж.Ламетри обосновал идею о том, что атрибутами материи являются не только протяженность, но и движение, а также потенциальная способность к ощущению. Результатом развития этой способности становится душа, то есть духовное мыслитель представил как свойство материи. Свои воззрения философ развил в работе «Человек-машина». По его мнению, строение и поведение людей можно объяснить исключительно с помощью законов механики. Человеческое тело — «это заводящая сама себя машина», правда, «настолько сложная машина, что совершенно невозможно составить себе о ней ясную идею, а, следовательно, дать точное определение». В теле имеются различные взаимодействующие между собой части («пружины») и нет ничего более. Самостоятельно же существующее духовное, идеальное есть не что иное, как выдумки теологов. По мнению философа, материальная душа выступает как «двигатель» организма.
Ж.Ламетри совершенно игнорировал тот факт, что индивид становится человеком не только в результате рождения, но и в процессе воспитания, находясь в обществе. Образование не смогло бы поменять натуру лишенной внутренней активности машины. Даже если по биологической природе считать человека весьма сложной машиной, как личность он законами механики не объясняется. Ж.Ламетри считал, что полностью познать сущность материи и движения невозможно. Вместе с тем, человек в определенных пределах может изучить мир, призвав на помощь чувства и «вооружась факелом опыта». При этом философ не видел различий между абстрактным познанием и чувственным восприятием, понимая мысль только как «способность чувствовать». По мнению Ж.Ламетри, главными движущими силами развития общества являются просвещение народа и деятельность выдающихся личностей. За свои взгляды французский философ-материалист подвергался гонениям и вынужден был эмигрировать.
Поль Анри Гольбах в работе «Система природы» сводил все явления природы и все природные силы к различным формам движения материальных частиц. По словам современников, это произведение стало настоящей «библией атеистического материализма», где автор обобщил его достижения. П.Гольбах определил материю как то, что может оказывать воздействие на наши органы чувств и вызывать в них ощущения. Материя является»причиной всего» и, вместе с тем, она представляет собой совокупность всех разнообразных предметов, явлений и процессов мира.
Помимо протяженности, материи в качестве важнейшего атрибута присуще движение. Поскольку материя имеет собственную внутреннюю деятельную силу и внутреннюю обусловленность, то не нуждается ни в каком первотолчке извне. Все причины и следствия в природе естественны и вытекают друг из друга.
П.Гольбах подразделял всю материю на неорганическую (существовавшую всегда) и органическую, возникшую в результате развития неживой природы. По его мнению, жизнь «есть совокупность движений, свойственных организованному существу, а движение может быть лишь свойством материи». Творчество П.Гольбаха базировалось на уровне естествознания своего времени, и он не знал никаких других форм движения, кроме механического. В результате мыслитель не смог удовлетворительно объяснить возникновение живой материи из неживой и определить специфику человека и общества. Именно поэтому люди для него только природные, физические существа, подчиняющиеся всеобщим мировым естественным законам.
Поскольку космос — это бесконечный ряд однозначно связанных причин и следствий, то, по мнению П.Гольбаха, в движущейся материи отсутствуют случайности. Человек тоже включен в причинно-следственные связи Вселенной и поэтому у него нет свободы (а есть только ее иллюзия). Все поступки людей «никогда не бывают свободными: они всегда неизбежное следствие темперамента, приобретенных идей, верных или ложных понятий о счастье — одним словом, их точки зрения, опирающейся на воспитание, на примеры, на жизненный опыт». Однако П.Гольбах недооценивал социальную детерминацию человека и его активность как личности. Кроме того, он еще не знал об имеющихся не только в обществе, но и в природе статистических (проявляющихся через случайные события) законах и поэтому отождествлял причинность с необходимостью.
П.Гольбах отстаивал тезис о возможности устройства общества на разумных и справедливых началах. Для этого необходимо преодолеть деспотизм власти и установить целесообразное просвещенное правление при участии ученых и философов. Следует также бороться с «религиозным дурманом», поскольку религия оправдывает власть деспотов и препятствует распространению знаний в обществе, формируя темных, «покорных и забитых рабов». Социальная гармония невозможна без гуманизма и человеколюбия, когда общество будет всемерно поощрять взаимопомощь и сострадание, доброту и милосердие, бескорыстие и снисходительность. По мысли П.Гольбаха, частную собственность как основу социального и индивидуального благополучия следует сохранить, но не допускать чрезмерного имущественного расслоения. В будущем обществе
должны быть установлены справедливые законы, соблюдаться права и свободы граждан, в том числе право на сопротивление несправедливой власти.
В центре внимания Клода Адриана Гельвеция находилась проблема человека и общества. Он полагал, что человек подчинен исключительно закономерностям природы. К.Гельвеций считал, что поскольку все в мире причинно обусловлено, то строго детерминированы и поступки людей. Вместе с тем, мыслитель являлся одним из первых представителей теории социальной среды, согласно которой люди представляют собой результат обстоятельств и воспитания, ведь самого совершенного тела и мозга еще недостаточно, чтобы индивид стал человеком. Иными словами, нельзя родиться с человеческими качествами, но можно статьдобрым или злым.
К.Гельвеций критиковал феодально-религиозную идеологию и церковь, отвергал идею бессмертия души. Он подверг сомнению устои религиозной морали и полагал, что критерием нравственности являются не какие-то вечные и неизменные установления, а «общественная польза». По мнению мыслителя, важную роль в процессе познания играют не только ощущения, но и практический интерес, направляющий наши суждения. Поскольку в обществе интересы каждого индивида также имеют большое значение, человеческие страсти философ предлагал направлять в такое русло, чтобы они служили благу всех. Как и многие другие французские мыслители этого периода, К.А.Гельвеций выступал за «равномерное разделение» частной собственности.
Д.Дидро и Ж.Ламетри, П.Гольбах и К.Гельвеций придали значительный импульс развитию материализма. Они разработали довольно последовательное учение о материи и ее атрибутах, обосновали единство мира на основе естественных законов, предложили материалистическую трактовку сознания и проблем познания, решая последние в духе дополненного рационалистическими положениями сенсуализма. Радикальные мыслители Просвещения исходили из метафизического и механистического понимания природы, общество же объясняли идеалистически («мнения правят миром»). Задача философии виделась ими в борьбе с массовыми заблуждениями, иллюзиями и предрассудками. Заслуга французских материалистов состоит в том, что они развили идею об активности человека в деле преобразования социальных порядков на началах гуманизма и справедливости.
Французские материалисты являлись атеистами и пытались объяснить существование мира без привлечения каких-либо сверхъестественных сил, критиковали идеализм и религию. Согласно их учениям, в мире существует только движущаяся материя, и все во Вселенной определено исключительно материальными причинами. Сознание также объяснялось из материи. Последняя обычно рассматривалась как вечная, несотворимая и неуничтожимая, протяженная и структурно упорядоченная субстанция, состоящая из элементарных, далее неделимых частиц (молекул). Существование пустоты при этом отрицалось. Окружающий мир французские мыслители понимали как своеобразную «лестницу природы», результат постепенной эволюции и усложнения ее форм. Согласно взглядам французских материалистов, жизнь представляет собой результат концентрации некоего всегда имеющегося в природе «живого вещества». Накапливаясь в организмах существ, оно позволяет им совершенствоваться. Человек отличается от животных наличием разума и способностью к общественной жизни, он продукт двух начал — природного (благодаря биологическим предпосылкам, например, наличию мозга) и социального (воспитания). Особую роль в познании мира французские материалисты отводили ощущениям, однако при этом пытались дополнить чувства разумом. Первостепенное значение в объяснении бытия они придавали законам механики, и поэтому их материализм определяется как механистический.
Идейным вдохновителем энциклопедистов являлся Дени Дидро. В молодости деист, в дальнейшем материалист. Мыслитель обосновал идеи о несотворимости и неуничтожимости материи, единстве и бесконечности мира, разработал концепцию его постоянного развития. Материя активна, причина ее существования и изменения содержится в ней самой. Поэтому не нужно никакого первоисточника движения, оно возникает в силу разнородности материи. Д.Дидро отвергал существование абсолютного покоя и считал, что любое тело постоянно меняется.
Решая проблему происхождения сознания, философ полагал, что материя наделена всеобщим свойством — чувствительностью, которое в человеке развивается до мышления. Естественно, что с окончанием нашей жизни это свойство деградирует до исходного состояния, и поэтому душа смертна. В произведении «Племянник Рамо» Д.Дидро охарактеризовал противоречия сознания человека современной ему эпохи (переплетение в нем добра и зла, здравого смысла и безрассудства и т.п.), однако не поднялся до объяснения их причин. Исходным источником познания в учении Дени Дидро являются чувства, но знания достигаются именно мышлением и рациональной обработкой фактов. Французский материалист был сторонником теории общественного договора и высказывался за конституционную монархию, возлагая большие надежды на «просвещенного государя». Он также выступал за смягчение имущественного неравенства между людьми.
Помощник Д.Дидро по подготовке «Энциклопедии» Жан Батист Д'Аламбер также являлся последователем сенсуализма Д.Локка. Вместе с тем, пытаясь найти правильное решение проблемы взаимного соотношения материи и духа, он склонялся к дуализму. Из ряда французских материалистов также несколько выпадал еще один представитель сенсуализма — Этьенн Бонно де Кондильяк. Этот мыслитель держался в некотором отдалении от деятельности французских материалистов и подчеркивал лояльность по отношению к церкви и государству, поэтому не испытал никаких притеснений. Отвергая теорию «врожденных идей», он рассматривал память, мышление и суждение лишь как варианты ощущений. По его мнению, абстрактное мышление не вносит ничего принципиально нового по сравнению с чувственным познанием. Умственное же развитие индивида зависит от характера внешней среды и воспитания. Исходя из того, что «тонкость чувств» имеет предел, Э.Кондильяк отрицал познаваемость материи и ее свойств. Столкнувшись с трудностями при объяснении происхождения сознания из материи, французский мыслитель пришел к выводу о существовании особой субстанции — нематериальной души.
Значительное влияние на дальнейшее развитие социальной философии оказали мысли Э.Кондильяка о первостепенном значении для развития общества материальной деятельности людей, направленной на удовлетворение их потребностей, и о том, что человеческая практика предшествует объясняющим ее теориям. Французский просветитель отметил взаимосвязь между политическим строем государства и «характером народа». Он считал, что поэтому все преобразования в обществе должны проводиться с учетом «духа народа».
Жюльен Офре де Ламетри выступал как открытый материалист. Правда, в своем раннем произведении «Трактат о душе» он еще придерживался деистических взглядов и не вступал в конфликт с теологией. Вместе с тем, Ж.Ламетри обосновал идею о том, что атрибутами материи являются не только протяженность, но и движение, а также потенциальная способность к ощущению. Результатом развития этой способности становится душа, то есть духовное мыслитель представил как свойство материи. Свои воззрения философ развил в работе «Человек-машина». По его мнению, строение и поведение людей можно объяснить исключительно с помощью законов механики. Человеческое тело — «это заводящая сама себя машина», правда, «настолько сложная машина, что совершенно невозможно составить себе о ней ясную идею, а, следовательно, дать точное определение». В теле имеются различные взаимодействующие между собой части («пружины») и нет ничего более. Самостоятельно же существующее духовное, идеальное есть не что иное, как выдумки теологов. По мнению философа, материальная душа выступает как «двигатель» организма.
Ж.Ламетри совершенно игнорировал тот факт, что индивид становится человеком не только в результате рождения, но и в процессе воспитания, находясь в обществе. Образование не смогло бы поменять натуру лишенной внутренней активности машины. Даже если по биологической природе считать человека весьма сложной машиной, как личность он законами механики не объясняется. Ж.Ламетри считал, что полностью познать сущность материи и движения невозможно. Вместе с тем, человек в определенных пределах может изучить мир, призвав на помощь чувства и «вооружась факелом опыта». При этом философ не видел различий между абстрактным познанием и чувственным восприятием, понимая мысль только как «способность чувствовать». По мнению Ж.Ламетри, главными движущими силами развития общества являются просвещение народа и деятельность выдающихся личностей. За свои взгляды французский философ-материалист подвергался гонениям и вынужден был эмигрировать.
Поль Анри Гольбах в работе «Система природы» сводил все явления природы и все природные силы к различным формам движения материальных частиц. По словам современников, это произведение стало настоящей «библией атеистического материализма», где автор обобщил его достижения. П.Гольбах определил материю как то, что может оказывать воздействие на наши органы чувств и вызывать в них ощущения. Материя является»причиной всего» и, вместе с тем, она представляет собой совокупность всех разнообразных предметов, явлений и процессов мира.
Помимо протяженности, материи в качестве важнейшего атрибута присуще движение. Поскольку материя имеет собственную внутреннюю деятельную силу и внутреннюю обусловленность, то не нуждается ни в каком первотолчке извне. Все причины и следствия в природе естественны и вытекают друг из друга.
П.Гольбах подразделял всю материю на неорганическую (существовавшую всегда) и органическую, возникшую в результате развития неживой природы. По его мнению, жизнь «есть совокупность движений, свойственных организованному существу, а движение может быть лишь свойством материи». Творчество П.Гольбаха базировалось на уровне естествознания своего времени, и он не знал никаких других форм движения, кроме механического. В результате мыслитель не смог удовлетворительно объяснить возникновение живой материи из неживой и определить специфику человека и общества. Именно поэтому люди для него только природные, физические существа, подчиняющиеся всеобщим мировым естественным законам.
Поскольку космос — это бесконечный ряд однозначно связанных причин и следствий, то, по мнению П.Гольбаха, в движущейся материи отсутствуют случайности. Человек тоже включен в причинно-следственные связи Вселенной и поэтому у него нет свободы (а есть только ее иллюзия). Все поступки людей «никогда не бывают свободными: они всегда неизбежное следствие темперамента, приобретенных идей, верных или ложных понятий о счастье — одним словом, их точки зрения, опирающейся на воспитание, на примеры, на жизненный опыт». Однако П.Гольбах недооценивал социальную детерминацию человека и его активность как личности. Кроме того, он еще не знал об имеющихся не только в обществе, но и в природе статистических (проявляющихся через случайные события) законах и поэтому отождествлял причинность с необходимостью.
П.Гольбах отстаивал тезис о возможности устройства общества на разумных и справедливых началах. Для этого необходимо преодолеть деспотизм власти и установить целесообразное просвещенное правление при участии ученых и философов. Следует также бороться с «религиозным дурманом», поскольку религия оправдывает власть деспотов и препятствует распространению знаний в обществе, формируя темных, «покорных и забитых рабов». Социальная гармония невозможна без гуманизма и человеколюбия, когда общество будет всемерно поощрять взаимопомощь и сострадание, доброту и милосердие, бескорыстие и снисходительность. По мысли П.Гольбаха, частную собственность как основу социального и индивидуального благополучия следует сохранить, но не допускать чрезмерного имущественного расслоения. В будущем обществе
должны быть установлены справедливые законы, соблюдаться права и свободы граждан, в том числе право на сопротивление несправедливой власти.
В центре внимания Клода Адриана Гельвеция находилась проблема человека и общества. Он полагал, что человек подчинен исключительно закономерностям природы. К.Гельвеций считал, что поскольку все в мире причинно обусловлено, то строго детерминированы и поступки людей. Вместе с тем, мыслитель являлся одним из первых представителей теории социальной среды, согласно которой люди представляют собой результат обстоятельств и воспитания, ведь самого совершенного тела и мозга еще недостаточно, чтобы индивид стал человеком. Иными словами, нельзя родиться с человеческими качествами, но можно статьдобрым или злым.
К.Гельвеций критиковал феодально-религиозную идеологию и церковь, отвергал идею бессмертия души. Он подверг сомнению устои религиозной морали и полагал, что критерием нравственности являются не какие-то вечные и неизменные установления, а «общественная польза». По мнению мыслителя, важную роль в процессе познания играют не только ощущения, но и практический интерес, направляющий наши суждения. Поскольку в обществе интересы каждого индивида также имеют большое значение, человеческие страсти философ предлагал направлять в такое русло, чтобы они служили благу всех. Как и многие другие французские мыслители этого периода, К.А.Гельвеций выступал за «равномерное разделение» частной собственности.
Д.Дидро и Ж.Ламетри, П.Гольбах и К.Гельвеций придали значительный импульс развитию материализма. Они разработали довольно последовательное учение о материи и ее атрибутах, обосновали единство мира на основе естественных законов, предложили материалистическую трактовку сознания и проблем познания, решая последние в духе дополненного рационалистическими положениями сенсуализма. Радикальные мыслители Просвещения исходили из метафизического и механистического понимания природы, общество же объясняли идеалистически («мнения правят миром»). Задача философии виделась ими в борьбе с массовыми заблуждениями, иллюзиями и предрассудками. Заслуга французских материалистов состоит в том, что они развили идею об активности человека в деле преобразования социальных порядков на началах гуманизма и справедливости.